Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию в старшей группе «Путешествие на паровозике из Ромашково»
Цель: Расширить и закрепить знания детей старшей группы по всем областям образовательной деятельности.
Задачи:
1. Развивать и расширять объем словаря, диалогической речи, речемыслительной деятельности дошкольников.
2. Закреплять представления детей о частях суток, временах года и их характерных признаках и приметах.
5. Закреплять знания о геометрических фигурах, умение ориентироваться в пространстве.
6. Закреплять умения устанавливать простейшие причинно-следственные связи.
Предварительная работа с детьми:
- Беседы о временах года, о диких и домашних животных
- Игры: малоподвижные и дидактические.
- Чтение художественной литературы (энциклопедии, рассказов).
Предварительная работа педагога: написание конспекта, подготовка атрибутов и демонстрационного материала к ООД.
Обогащение и активизация словаря: повеяло, потешаются.
Оборудование и материалы: мультимедийный проектор, ноутбук.
Демонстрационный: презентация, банка с водой и песком.
Раздаточный: прямоугольные карточки с полоской посередине; набор геометрических фигур для каждого ребёнка; листы бумаги; тарелки с песком.
Методы и приемы: игровая ситуация, беседа-диалог, рассматривание картинок, продуктивная деятельность детей, анализ.
Структура ООД:
- Вводная часть – 3мин.
- Основная часть – 19 мин.
- Заключительная часть – 3 мин.
Интеграция образовательных областей: Социально-коммуникативное, речевое, художественно-эстетическое, познавательное, физическое развитие
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, продуктивная, познавательно-исследовательская.
Организация детей на ООД:
- Дети стоят в кругу на ковре.
- Дети за столами; выходят в круг на ковер; садятся за столы.
- Дети размещены в кругу на ковре.
Литература:
1. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: Мозаика - Синтез, 2010. - 304 с.
2. И.А.Помораева, В.А.Позина. Занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе детского сада (М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2009).
Содержание основной организованной деятельности детей:
1.Вводная часть.
У нас в группе гостья - мышка. А зовут её «Ласковушка».
- Как вы думаете, почему её так называют? (мягкая, добрая, ласковая).
Ребята, она очень хотела бы познакомиться с вами поближе. Хотите познакомиться? Тогда мы будем передавать "Ласковушку" по кругу и называть свое имя ласково, хорошо? Держите её нежно, постараемся передать ей своё тепло, частичку своей души. Начнём с меня. (меня зовут Люсенька! и т.д.). Вот «Ласковушка» вернулась ко мне. Вы почувствовали, сколько тепла и ласки нам подарила она? Давайте оставим её на нашем занятии.
Дети, вы любите путешествовать? (Да)
На чём любите путешествовать?
Сегодня я хочу пригласить вас в путешествие на волшебном поезде. (Звук поезда)
Приготовились! Все заняли свои места? Тогда отправляемся: Звучит песня паровозика из мультфильма «Паровозик из Ромашкова»
2. Основная часть.
Дети, мы с вами приехали на станцию «Математическая»
Ребята, а дорога наша будет идти через лесную полянку, на которой растут красивые цветы. 1 слайд с цветами и бабочками
1) - Сколько цветов растёт на полянке? (5)
Смотрите. А высоко над цветами летают красивые бабочки.
- Сколько бабочек летает над цветочками? (4)
Выложите на нижнюю полоску карточки столько квадратиков сколько цветов. А на верхнюю полоску столько кружков, сколько летает бабочек.
- Чего больше кругов или квадратиков?
- Что нужно сделать, чтобы фигур стало поровну?
- По сколько стало квадратов и кругов? (5)
Одинаково ли на верхней и на нижней полоске фигур?
Молодцы, ребята! Наше путешествие продолжается на станции математическая.
2) Отгадайте загадки.
1)Фигура, у которой нет углов и которая похожа на солнце. Какая это фигура? (Круг)
2)Фигура, у которой есть три угла и три стороны. какая это фигура? (Треугольник)
3)Фигура без углов, которая похожа на круг, но вытянута. Какая это фигура? (Овал)
4)Как называется фигура, у которой все стороны равны? (квадрат)
5)Как называется фигура, которая тоже имеет четыре угла и четыре стороны, но по длине стороны разные (прямоугольник).
3) Ориентировка на листе бумаги.
- Положите круг в верхний левый угол.
- Положите квадрат в нижний правый угол.
- Положите прямоугольник на середину листа.
- Положите треугольник в левый верхний угол.
- Положите овал в нижний левый угол.
2 слайд с фигурами
Песня паровозика Дети, мы с вами приехали на станцию «Лесная»
Здесь нам нужно разгадать загадки. 3 слайд
4) Отгадайте, детки, кто
Так красиво лает?
Машет весело хвостом,
С поводком гуляет?
(Собака)
Кто кричит во дворе,
Будит нас на заре?
У него есть перья- пух!
А зовут его …! (Петух)
У порога плачет, коготки прячет,
Тихо в комнату войдёт,
Замурлычет, запоёт. (Кошка)
Ест траву, жуёт, молчит…
А потом полдня мычит:
– Мне погладите бока
– Дам парного молока! (корова)
Посмотрите какие животные изображены на экране? Дети перечисляют. Каким одним словом их можно назвать? (домашние)
5) Еще послушайте загадки 4 слайд
Зимой — белый, летом — серый,
Цвет в сезон сменю умело.
Ем капусту и морковку,
Заплетаю след свой ловко.
Проживаю я в лесах,
Враг мой волк, медведь, лиса.
Как зовусь, ты угадай-ка,
Длинноухий братец- (Зайка)
В лесу живет известная плутовка,
Обхитрит и обманет всех ловко,
Обладательница рыжего хвоста.
Кто же это? Хитрая… (Лиса)
Ночью воет он в лесу:
“Я ягнёнка унесу- у -у!”
В зайцах тоже знает толк
Злой, голодный серый …(Волк)
Кто зимой в берлоге спит?
От его рева лес дрожит.
Кто умеет так реветь?
Ну, конечно же,…(Медведь)
- Какие это животные? (Дикие)
Дети отгадывают загадки, а воспитатель показывает на экране картинки с изображением этих животных.
А сейчас давайте отдохнем. Физминутка с мышкой.
Звук паровозика
Теперь мы с вами приехали на станцию «Волшебная поляна»
Игра «Когда это бывает»
6) Вот на ветке лист кленовый.
Нынче он совсем как новый!
Весь румяный, золотой.
Ты куда, листок? Постой! (А.Берестов) 5 слайд
Какому времени года посвящены эти строки?
Выставляется картинка с изображением осени.
Ой, сердит мороз;
Ветки снегом занёс,
Хватает за нос, щиплет до слёз.
Ребятишки не пугаются,
На лыжах да на санках катаются,
Над морозом потешаются! (А. Босев) 6 слайд
О каком времени года говорится в этом стихотворении?
Выставляется картинка с изображением зимы.
Уж, тает снег, берут ручьи
В окно повеяло весною
Засвищут скоро соловьи
И лес оденется листвою. (А. Плещеев) 7слайд
Какому времени года посвящены эти строки?
Выставляется картинка с изображением весны.
Зеленеют луга,
В небе - радуга-дуга.
Солнцем озеро согрето:
Всех зовёт купаться ...8слайд
- О каком времени года здесь говорится?
- Выставляется картинка с изображением лета.
- После лета, какое время года наступает?
Звук паровозика
Теперь мы с вами отправляемся на станцию «Игровуша»
Я буду вам кидать мяч говорить слово, а вы будете мне отвечать наоборот, выходим на ковер.
7) Дидактические игры «Скажи наоборот»
Длинный – короткий;
Большой – маленький;
Высокий – низкий;
Широкий – узкий;
Толстый – худой;
Далеко – близко;
Вверху – внизу;
Слева – справа;
Вперед – назад;
Один – много;
Снаружи – внутри;
Легкий – тяжелый;
Сильный - слабый;
Быстро - медленно.
8) А сейчас вспомним соседей чисел(от 0 до 10)
9) Теперь мы с вами отправляемся на конечную станцию «Развивайка» (Садятся за столы)
-Посмотрите, что у меня на столе (банка с водой) посмотрите какая вода (прозрачная). Сейчас я помешаю воду. Какая она стала? Грязная. Почему? Потому что там был песок, и когда его размешали он поднялся наверх, и вода стала мутная.
- А вы любите играть с песком?
- Сейчас мы с вами будем рисовать на песке.
Посмотрите на экран что можно нарисовать на песке. 9 слайд
Молодцы, справились.
А сейчас отправляемся обратно!10 слайд
3. Заключительная часть.
Что запомнилось в нашем путешествии?
Какие задания были для вас сложными?
Вам понравилось наше путешествие?
Наше путешествие закончилось. Мышке-Ласковушке тоже понравилось путешествовать. И она приготовила для вас небольшой сюрприз! Угощение для детей.