Использование элементов методики ТРИЗ в обучении детей дошкольного возраста родному(хакасскому) языку.

Чертыкова Анна Валериевна

Одна из актуальных проблем в системе образования Республики Хакасия – национально-региональный компонент, в частности вопрос обучение родному (хакасскому) языку.

 Методика обучения родному (хакасскому) языку является отраслью педагогической науки и имеет свои цели, задачи и содержание. Однако не все используемые на сегодняшний день методы обучения могут с максимальным успехом развить у дошкольников необходимые речевые умения и способности, так как опираются на закономерности механического запоминания. А это, в свою очередь, негативно влияет на формирование у детей мотивации к данному виду деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл triz_1.docx19.94 КБ

Предварительный просмотр:

Использование элементов

методики ТРИЗ в обучении детей дошкольного возраста родному(хакасскому) языку.

                                                                             

Одна из актуальных проблем в системе образования Республики Хакасия – национально-региональный компонент, в частности вопрос обучение родному (хакасскому) языку.

 Методика обучения родному (хакасскому) языку является отраслью педагогической науки и имеет свои цели, задачи и содержание. Однако не все используемые на сегодняшний день методы обучения могут с максимальным успехом развить у дошкольников необходимые речевые умения и способности, так как опираются на закономерности механического запоминания. А это, в свою очередь, негативно влияет на формирование у детей мотивации к данному виду деятельности.

Особенности овладения хакасским языком в дошкольном возрасте связаны с непосредственностью детского восприятия, открытостью по отношению к людям, говорящем на другом языке, со спонтанным овладением иными формами общения.

В этом направлении использую наиболее успешные элементы методики ТРИЗа. Задача заключается в том, чтоб расширить интерес детей, воспитание их любознательности. Интерес является не только условием для успешного выполнения работы, но и сам возникает в процессе ее осуществления. В тех  случаях, когда активная деятельность детей направлена на решение различных  познавательно-речевых задач, создаются благоприятные условия для переживания детьми радости открытия, радости изучения многого на другом языке.

Из элементов ТРИЗа по обучению детей хакасскому языку использую 5 основных тем, это:

      - Обучение рассказыванию по картине (сначала рисуем все, что видим на картине, называем все на хакасском языке, потом составляем логическую цепь и составляем интересный рассказ);

      -  Системный анализ;   

      - Составление самостоятельно своих загадок.

      - Обучение детей языку через сказки (самостоятельное составление и придумывание сказок);

       -    Нахождение логической связи между предметами, рисунками, явлениями.

Из элементов ТРИЗа  по обучению детей хакасскому языку использую 5 основных тем, это:

  1. Обучение рассказыванию по картине (сначала рисуем все, что видим на картине, называем все на татарском языке, потом составляем логическую цепь и составляем интересный рассказ.

     

 2. Системный анализ:        Это что-то для чего-то

                                              Это что-то из чего-то

                                              Это что-то часть чего-то

                                               Чем-то было раньше что-то

                                               Что-то будет с этим что-то

                                               Есть противники у что-то

                                               Много есть друзей у что-то

    Например, давайте разберем этот стул - одырчах:

  1. Для чего: одырарга, ойнирга, пазарга, хоостирга - Чтобы за ним есть, пить, писать, рисовать, играть.
  2. Из чего оно сделано: агастан – из дерева
  3. Часть чего: туранан - часть дома, часть мебели.
  4. Чем было раньше: оскенарыгда, агас полган – росло в лесу, было дерево  и т.д.
  1. Составление самостоятельно своих загадок.

Например,             Ах хар осхас аппагас,

Погда коремнег хара хус,

Хамыстыг коллерде чуртап,

Пистин чир не чазапча.

Хайдаг хус полчан ол? (Хуу)

Белоснежный как снежок

Живет в красивых озерах

Украшает нашу землю

Что за это птица? (Лебедь)

  1. Обучение детей языку через сказки (самостоятельное составление и придумывание сказок). Многие педагоги понимают под этим лишь придумывание детьми новых сказок. Однако придумывание – такой этап, когда дети опираются исключительно на свой жизненный опыт, интуицию. Помощь взрослых в этом виде деятельности должна быть сведена до минимума. Поэтому целесообразнее вначале научить детей решать сказочные задачи, которые являются прекрасным инструментом для закрепления основных положений ТРИЗ и позволяют перейти к грамотному придумыванию своих собственных сказок. Использование сказочных задач объясняется не только тем, что в любой сказке неизбежно возникают противоречия между персонажами, которые необходимо разрешать, но и тем, что выход из создавшихся затруднительных положений зачастую зависит от выявления и использования различных ресурсов. Более того, при решении любой сказочной задачи дети стремятся с наименьшими затратами достичь идеального результата.
  2. Нахождение логической связи между предметами, рисунками, явлениями:

Все на свете похоже друг на друга, например: стол – хыгырчах (стол – книга), какая между ними связь?

  1. Агастан иделгеннер - оба сделаны из дерева, кун – яблоко (солнце – яблоко) –тогылахтар, сарыглар  (оба круглые, оба желтые и т.д.)

На занятиях учитывая индивидуальные и психологические особенности детей, широко и успешно использую данные элементы методики ТРИЗ. Когда у ребенка развита фантазия, он больше думает и размышляет, самостоятельно делает выводы. Это само собой развивает речь ребенка, у него обогащается словарный запас на хакасском языке, появляется масса интересных и увлекательных вопросов, на которые ребенок хочет найти ответ. А вот ответы мы уже учимся давать на хакасском языке, через интерес ребенок по желанию овладевает родной (хакасской) речью.

 Наш опыт показал, что дети с большим интересом ходят на занятия, для них это не просто занятие по хакасскому языку, но и время, когда они самостоятельно сочиняют, думают, фантазируют, играют, проводят интересные опыты. Через эти приемы, дети непроизвольно обучаются языку, и они с удовольствием общаются на нем.