Использование элементов методики ТРИЗ в обучении детей дошкольного возраста родному(хакасскому) языку.
Одна из актуальных проблем в системе образования Республики Хакасия – национально-региональный компонент, в частности вопрос обучение родному (хакасскому) языку.
Методика обучения родному (хакасскому) языку является отраслью педагогической науки и имеет свои цели, задачи и содержание. Однако не все используемые на сегодняшний день методы обучения могут с максимальным успехом развить у дошкольников необходимые речевые умения и способности, так как опираются на закономерности механического запоминания. А это, в свою очередь, негативно влияет на формирование у детей мотивации к данному виду деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
triz_1.docx | 19.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование элементов
методики ТРИЗ в обучении детей дошкольного возраста родному(хакасскому) языку.
Одна из актуальных проблем в системе образования Республики Хакасия – национально-региональный компонент, в частности вопрос обучение родному (хакасскому) языку.
Методика обучения родному (хакасскому) языку является отраслью педагогической науки и имеет свои цели, задачи и содержание. Однако не все используемые на сегодняшний день методы обучения могут с максимальным успехом развить у дошкольников необходимые речевые умения и способности, так как опираются на закономерности механического запоминания. А это, в свою очередь, негативно влияет на формирование у детей мотивации к данному виду деятельности.
Особенности овладения хакасским языком в дошкольном возрасте связаны с непосредственностью детского восприятия, открытостью по отношению к людям, говорящем на другом языке, со спонтанным овладением иными формами общения.
В этом направлении использую наиболее успешные элементы методики ТРИЗа. Задача заключается в том, чтоб расширить интерес детей, воспитание их любознательности. Интерес является не только условием для успешного выполнения работы, но и сам возникает в процессе ее осуществления. В тех случаях, когда активная деятельность детей направлена на решение различных познавательно-речевых задач, создаются благоприятные условия для переживания детьми радости открытия, радости изучения многого на другом языке.
Из элементов ТРИЗа по обучению детей хакасскому языку использую 5 основных тем, это:
- Обучение рассказыванию по картине (сначала рисуем все, что видим на картине, называем все на хакасском языке, потом составляем логическую цепь и составляем интересный рассказ);
- Системный анализ;
- Составление самостоятельно своих загадок.
- Обучение детей языку через сказки (самостоятельное составление и придумывание сказок);
- Нахождение логической связи между предметами, рисунками, явлениями.
Из элементов ТРИЗа по обучению детей хакасскому языку использую 5 основных тем, это:
- Обучение рассказыванию по картине (сначала рисуем все, что видим на картине, называем все на татарском языке, потом составляем логическую цепь и составляем интересный рассказ.
2. Системный анализ: Это что-то для чего-то
Это что-то из чего-то
Это что-то часть чего-то
Чем-то было раньше что-то
Что-то будет с этим что-то
Есть противники у что-то
Много есть друзей у что-то
Например, давайте разберем этот стул - одырчах:
- Для чего: одырарга, ойнирга, пазарга, хоостирга - Чтобы за ним есть, пить, писать, рисовать, играть.
- Из чего оно сделано: агастан – из дерева
- Часть чего: туранан - часть дома, часть мебели.
- Чем было раньше: оскенарыгда, агас полган – росло в лесу, было дерево и т.д.
- Составление самостоятельно своих загадок.
Например, Ах хар осхас аппагас,
Погда коремнег хара хус,
Хамыстыг коллерде чуртап,
Пистин чир не чазапча.
Хайдаг хус полчан ол? (Хуу)
Белоснежный как снежок
Живет в красивых озерах
Украшает нашу землю
Что за это птица? (Лебедь)
- Обучение детей языку через сказки (самостоятельное составление и придумывание сказок). Многие педагоги понимают под этим лишь придумывание детьми новых сказок. Однако придумывание – такой этап, когда дети опираются исключительно на свой жизненный опыт, интуицию. Помощь взрослых в этом виде деятельности должна быть сведена до минимума. Поэтому целесообразнее вначале научить детей решать сказочные задачи, которые являются прекрасным инструментом для закрепления основных положений ТРИЗ и позволяют перейти к грамотному придумыванию своих собственных сказок. Использование сказочных задач объясняется не только тем, что в любой сказке неизбежно возникают противоречия между персонажами, которые необходимо разрешать, но и тем, что выход из создавшихся затруднительных положений зачастую зависит от выявления и использования различных ресурсов. Более того, при решении любой сказочной задачи дети стремятся с наименьшими затратами достичь идеального результата.
- Нахождение логической связи между предметами, рисунками, явлениями:
Все на свете похоже друг на друга, например: стол – хыгырчах (стол – книга), какая между ними связь?
- Агастан иделгеннер - оба сделаны из дерева, кун – яблоко (солнце – яблоко) –тогылахтар, сарыглар (оба круглые, оба желтые и т.д.)
На занятиях учитывая индивидуальные и психологические особенности детей, широко и успешно использую данные элементы методики ТРИЗ. Когда у ребенка развита фантазия, он больше думает и размышляет, самостоятельно делает выводы. Это само собой развивает речь ребенка, у него обогащается словарный запас на хакасском языке, появляется масса интересных и увлекательных вопросов, на которые ребенок хочет найти ответ. А вот ответы мы уже учимся давать на хакасском языке, через интерес ребенок по желанию овладевает родной (хакасской) речью.
Наш опыт показал, что дети с большим интересом ходят на занятия, для них это не просто занятие по хакасскому языку, но и время, когда они самостоятельно сочиняют, думают, фантазируют, играют, проводят интересные опыты. Через эти приемы, дети непроизвольно обучаются языку, и они с удовольствием общаются на нем.