Создание условий для коррекционно - пространственных характеристик у детей с ОВЗ через реализацию адаптированной общеобразовательной, общеразвивающей программы художественной направленности "Очумелые руки".
Одним из необходимых условий гармоничного развития ребенка является способность к ориентировке в пространстве.
Навык ориентировке у детей с ОВЗ развивается с опозданием, т.к. дети испытывают существенные трудности с овладением действиями восприятия, в приобретении опыта практического преобразования пространства, при его отражении в слове и в продуктивных видах деятельности.
Пространственная ориентировка осуществляется на основе непосредственного восприятия пространства и словесного обозначения пространственных категорий:
- местоположение предмета (справа, слева, вверху, внизу, спереди, сзади);
- удаленность предмета (ближе, дальше, выше, ниже);
- пространственных отношений между предметами (перед, сбоку, за, от).
Основным методом коррекции к ориентировке в пространстве является дидактическая игра.
Она нацелена на закрепление изученного материала на активизации речевой деятельности. Игра воздействует на эмоциональную сферу ребенка. Позволяет обеспечить необходимое количество повторений на разном материале при сохранении положительного отношения к заданию.
Поэтому одна из задач обучения заключается в обогащении двигательного опыта ребенка, опыта произвольных движений, предметно - практической деятельности.
Работу я организую таким образом, чтобы побуждать ребенка к самостоятельным действиям, включая постановку цели, поиск средств ее достижения с учетом различных пространственных условий.
Демонстрация наглядного материала сопровождается не только словесными комментариями, но и различными жестами (указательный, жест всей рукой), карточками ПЕКС, визуальным расписанием, что способствует лучшему пониманию детьми инструкции.
Игры и упражнения с пуговицами.
Цель: формировать у детей умение ориентироваться на плоскости, определять направления и двигаться в этом направлении, развивать мелкую моторику рук, зрительное восприятие, коммуникативные навыки.
Задание 1. Сортировка больших и маленьких пуговиц (справа, слева, сверху, снизу).
Задание 2. Продолжи ряд.
Задание 3. Пуговичные узоры.
Задание 4. Повтори и расскажи.
Задание 5. Что пропало?
Задание 6. Что нового?
Задание 7. Картинки из пуговиц.
Игры и упражнения с тканями.
Цель: расширение знаний детей об окружающем мире, ознакомление детей с разными видами тканей, упражнения в различении тканина ощупь и по внешним признакам, умение ориентироваться в пространственном расположении изображенных на плоскости листа предметов.
Задание 1. "Магазин тканей".
Задание 2. Найди такую же ткань.
Задание 3. Ткань для лета и зимы.
Задание 4. Подбери ткань для маминого платья.
Игры с куклой и объемной игрушкой.
Цель: развивать умение ориентироваться в пространстве, формировать умение одевать куклу в определенной последовательности с использованием карточек ПЕКС, воспитывать бережное отношение к кукле, развивать коммуникативные навыки.
Игры с одеждой.
Цель: закрепить название и назначение предметов одежды, ее детали, формировать представление о видах одежды соответственно времени года, развивать восприятие зрительного внимания, представление о взаиморасположении предметов в пространстве и на плоскости (шапка на голове, голова вверху, сапоги на ноги, ноги внизу).
Задание 1. Одень куклу.
Задание 2. Разложи одежду для взрослых и детей.
Задание 3. Рассортируй одежду по цвету (с использованием кубика).
Практическая часть.
1. Знакомство со швом "Через край".
Цель: формировать пространственные представления через умение движением руки направлять иголку снизу вверх, двигаясь вперед, развивать зрительное восприятие.
2. Знакомство со швом "Вперед иголка".
Цель: развивать пространственную ориентировку на плоскости через умение, движением руки направлять иголку снизу вверх, сверху вниз, двигаясь вперед. Развивать внимание, зрительное восприятие, речь.
3. Пришивание пуговиц.
Цель: формировать умение определять пространственное положение отверстий на пуговице, совершенствовать навык работы с иголкой, развивать зрительное восприятие, внимание, речь.
Такой переход позволяет преодолеть имеющиеся у ребенка пространственные нарушения, обеспечивает благоприятные условия для его социализации.
- Мне нравится (2)