Речевая карта
Предварительный просмотр:
Речевая карта
Анкетные данные.
Фамилия, имя ребенка----------------------------------------------------------------------------------------Дата рождения, возраст--------------------------------------------------------------------------------------Национальность-----------------------------------------------------------------------------------------------
Домашний адрес-----------------------------------------------------------------------------------------------
Из какого детского сада поступил-------------------------------------------------------------------------
Дата поступления в логопедическую группу------------------------------------------------------------
Дата заполнения речевой карты---------------------------------Логопед--------------------------------
1.
Анамнез
Мать--------------------------------------------------------------------------------------------------------------
(возраст при рождении ребенка)
Отец--------------------------------------------------------------------------------------------------------------
(возраст при рождении ребенка)
Наследственные заболевания----------------------------------------------------------------------------------
От какой по счету беременности ребенок-------------------------------------------------------------------
Протекание беременности (токсикоз 1-ая половина, 2-ая половина беременности, падения, травмы, психозы, хронические, соматические заболевания)--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Роды (досрочные, срочные, быстрые, стремительные, обезвоженные)-------------------------------
Стимуляция (механическая, химическая, электростимуляция)-----------------------------------------
Когда закричал ребенок-----------------------------------------------------------------------------------------
Наблюдалась ли асфиксия-----------------------------------------------------------------------------------Резус-фактор (отрицательный, положительный, совместимый)----------------------------------------
Вес и рост при рождении----------------------------------------------------------------------------------------
Вскармливание:
Когда принесли кормить?-------------------------------------------------------------------------------------- Как сосал?----------------------------------------------------------------------------------------------------------
Грудное вскармливание до-------------------------------------------------------------------------------------
Когда выписались из роддома? (если задержались, то почему)----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Раннее развитие
Когда стал держать голову---------------------------------------------------------(в норме с 1,5 мес.)
Когда стал сидеть---------------------------------------------------------------------(в норме с 6 мес.)
Когда стал ходить-----------------------------------------------------------------(в норме с 11-12 мес.)
Когда появились первые зубы-----------------------------------------------------(в норме с 6-8 мес.)
Перенесенные заболевания
(тяжелые соматические заболевания, инфекции, ушибы, травмы,
судороги при высокой температуре)
До года--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
После года----------------------------------------------------------------------------------------------------------
До 3 лет-------------------------------------------------------------------------------------------------------------
После 3 лет---------------------------------------------------------------------------------------------------------
Заключение:
- педиатра---------------------------------------------------------------------------------------------------
- невропатолога--------------------------------------------------------------------------------------------
- окулиста---------------------------------------------------------------------------------------------------
- лор-врача-------------------------------------------------------------------------------------------------
Раннее речевое развитие
Гуление-------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Лепет----------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Первые слова------------------------------------------------------------------------------------------------------
Первые фразы------------------------------------------------------------------------------------------------------
Занимался ли с логопедом, с какого возраста-------------------------------------------------------------
Выводы:------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
2. Исследование психических функций
- Слуховое внимание:
а) дифференциация звучащих игрушек («Покажи, какая игрушка звучала: бубен, погремушка, дудочка?»)----------------------------------------------------------------------------------
б) определение направления источника звука (звучащей игрушки)-----------------------------
- Восприятие и воспроизведение ритма:
от 4 до 5 лет (из 4 элементов): --..,-..-,..--,-…,…- ----------------------------------------------------
от 5 до 7 лет (из 5 элементов): --..-,-..--,--…,…-- -----------------------------------------------
- Зрительное восприятие:
а) подбор картинок к данному цветовому фону:
от 4 до 5 лет: белый, черный, красный , желтый , зеленый , синий -----------------------------
от 5 до 7 лет: основные цвета , розовый , голубой , сиреневый , оранжевый , коричневый , серый
б) показать предметы, которые находятся справа , слева , вверху , внизу , впереди , сзади--------------------------------------------------------------------------------------------------------
в) складывание разрезных картинок из 2-4 частей (от 4до 5 лет) , из 5-8 частей (от 5 до 7 лет---------------------------------------------------------------------------------------------------------
г) складывание фигур из палочек-------------------------------------------------------------------------
Выводы:------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
3.
Состояние общей моторики
-сила движений-----------------------------------------------------------------------------------------------------точность движений--------------------------------------------------------------------------------------------- -темп движений----------------------------------------------------------------------------------------------------координация движений------------------------------------------------------------------------------------------переключение с одного движения на другое---------------------------------------------------------------
Выводы:------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
4.
Состояние ручной моторики
-точность движений-----------------------------------------------------------------------------------------------темп движений----------------------------------------------------------------------------------------------------синхронность движений правой и левой руки--------------------------------------------------------------переключение от одного движения к другому---------------------------------------------------------Задания: от 4 до 5 лет: «здороваются пальчики правой и левой руки», «здороваются пальчики только правой, только левой руки», мозаика, шнуровка, застегивание пуговиц, раскрашивание, вырезание.
От 5 до 7 лет дополнительно: «игра на рояле» (пальцы 1-5, 2-4, 5-1, 4-2, -2-3-4-5, 5-4-3-2-1);
-кулак-ладонь-ребро (правой, затем левой рукой);
-чередование движений: правая рука – ладонь, левая рука – кулак, далее – наоборот.
Выводы:------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
5.
Анатомическое строение речевого аппарата
Отметить наличие и характер аномалий в строении:
а) губы (толстые, тонкие, расщелина, шрамы);
б) зубы (редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, отсутствие зубов)-----------------------
в) прикус (прогнатия, прогения, открытый боковой, открытый передний прикус)-------------
г) твердое небо (высокое узкое небо, плоское, укороченное, расщелина, субмукозная щель)
д) мягкое небо (укороченное, раздвоенное, отсутствие маленького язычка)------------------------
е) язык (массивный, «географический», маленький, с укороченной подъязычной связкой)-
Выводы:------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
6.
Обследование мимической мускулатуры
-поднять брови вверх («удивиться»)---------------------------------------------------------------------------нахмурить брови (рассердиться»)-----------------------------------------------------------------------------прищурить глаза-------------------------------------------------------------------------------------------------
-надуть щеки («толстячки»)------------------------------------------------------------------------------------
-втянуть щеки («худышки»)------------------------------------------------------------------------------------
Выводы:------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
7.
Состояние артикуляционной моторики
Губы.
«Улыбка»-«трубочка» под счет: до трех (до 5 лет); до пяти (с 5 лет)
а) наличие и отсутствие движений----------------------------------------------------------------------------
б) тонус (нормальный, вялый, чрезмерно напряженный)------------------------------------------------
в) темп движений (нормальный, быстрый, медленный)-------------------------------------------------
г) переключение от одного движения к другому----------------------------------------------------------
д) объем движений-----------------------------------------------------------------------------------------------
е) точность выполнения-----------------------------------------------------------------------------------------
ж) длительность (способность удерживать губы в заданном положении)---------------------------
з) замены движения----------------------------------------------------------------------------------------------
и) добавочные и мелкие движения (синкинезии)----------------------------------------------------------
Язык
Широкий – узкий (под счет 3 раза – до 5 лет), (5 раз – с 5 лет)----------------------------------------
Кончик языка поднять и опустить----------------------------------------------------------------------------
«Маятник»---------------------------------------------------------------------------------------------------------
«Качели»-----------------------------------------------------------------------------------------------------------
«Цоканье»----------------------------------------------------------------------------------------------------------
а) наличие или отсутствие движений-------------------------------------------------------------------------
б) тонус--------------------------------------------------------------------------------------------------------------
в) переключение с одного движения на другое-------------------------------------------------------------
е) точность выполнения-----------------------------------------------------------------------------------------
ж) наличие синкинезий, тремора, саливации---------------------------------------------------------------
Мягкое небо
Произнести звук «а» при широко открытом рте (отметить те же параметры движений)---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Выводы:------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
8.
Состояние просодии
Дыхание
Тип, плавность дыхания-----------------------------------------------------------------------------------------
Характеристика голоса
а) громкость (нормальный, тихий, чрезмерно громкий)-------------------------------------------------
б) наличие или отсутствие носового оттенка---------------------------------------------------------------
Темп (нормальный, быстрый, медленный)------------------------------------------------------------------
Ритм------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Выводы:------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
9.
Состояние звукопроизношения
Звуки | Характер произношения звуков | ||
изолированно | в словах | во фразах | |
(б) –(п) (бь)-(пь) | |||
(в)-(ф) (вь)-(фь) | |||
(д)-(т) (дь)-(ть) | |||
(к)-(г) (кь)-(гь) | |||
(й) | |||
(с) | |||
(сь) | |||
(з) | |||
(зь) | |||
(ц) | |||
(ш) | |||
(ж) | |||
(щ) | |||
(ч) | |||
(л) | |||
(ль) | |||
(р) | |||
(рь) | |||
(м) (мь) | |||
(н) (нь) |
Выводы:------------------------------------------------------------------------------------------------------------
10.
Воспроизведение звуко-слоговой структуры слова
1. В словах
С 4-5 лет
дом каша
снег хлеб
крыша кошка
мостик помидоры
С 5 лет
сквозняк милиционер
сковорода аквариум
температура лекарство
свисток ящерица
2. В предложениях
Милиционер регулирует движение
Экскурсовод проводит экскурсию
Выводы:------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
11.
Состояние фонематического восприятия
- Повторение слогов с оппозиционными звуками:
С 4 лет
па-ба на-га
ва-та та-на
та-да ка-га
мя-ма ба-ма
С 6 лет
ба-па-па са-ша-са
та-да-та жа-за-жа
ба-бя-ба ча-ша-ча
га-ка-га за-са-за
- Дифференциация оппозиционных звуков
Миска - мишка бочка - почка
Уточка - удочка трава – дрова
Выводы:--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
12.
Состояние фонематического анализа и синтеза
С 4 лет
1. Выделение заданного звука (м) или (р) из слов. По заданию узнать, слышится ли звук (м) (мычание теленка) или звук (р) (моторчик) в словах: мышь - , комар - , доска - , окно - ,рама - .
С 5 лет
2. Выделение первого согласного звука в словах («Скажи какай первый звук в слове»?): Аня - , аист - , осы - , утка - , Оля - , Ира -
С 6 лет
3. Определение первого согласного звука в словах («Скажи какой первый звук в слове»?): мак - , дым - , трава - , кошка –
4. Определение последнего звука в словах: дом - , мак - , камыш - , ключ - ,танк -
5. Определение последовательности и количества звуков в слове (Какие звуки в словах?»):мак - , суп - , каша - , рама-
Выводы:---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
13.
Исследование понимания речи (импрессивной речи)
- Пассивный словарь. (Отметить объем словаря, точность понимания значения слов)
–Покажи где кукла, стол, стул.
–Покажи куклу, мишку и т.д.
2. Понимание различных грамматических форм словоизменения.
С 4 лет
2.1. Дифференциация единственного и множественного числа существительных.
- Покажи где:
стол - столы, дом - дома, стул – стулья, дерево – деревья, береза – березы.
2.2. Различение предложно-падежных конструкций ( с предлогами в -, на - , под - ,
над -, перед - , за - , около - ).
- Покажи, где книга: в столе, на полке и т.д.
С 5 лет
2.3. Дифференциация предложно-падежных конструкций, с предлогами в - из, на – с, под – из-под
- возьми линейку с пенала, из пенала, из-под пенала
- положи карандаш в пенал, возьми карандаш из пенала, из-под пенала
- Дифференциация форм словообразования
С 5 лет
- Диференциация уменьшительно-ласкательных существительных:
–покажи, где дом – домик, стул - стульчик, одеяло - одеяльце, подушка –подушечка, замок-замочек
- Дифференциация существительных с суффиксом –инк-:
– покажи, где: виноград - виноградинка, бусы – бусинка, роса – росинка.
- Дифференциация глаголов с различными приставками: шел, ушел, вышел, перешел, зашел, отошел.
- Понимание словосочетаний простых предложений
5 лет
- Словосочетания
- покажи:
ключом карандаш ключ карандашом
где хозяин собаки где собака хозяина
дочка мамы мама дочки
- Простые и распространенные предложения
- покажи картинку:
Девочка рвет цветы
Девочка играет в мячик
Девочка убирает комнату
- Вопросительные предложения:
- Кого ловит девочка?
- Чем девочка ловит бабочку?
- Кто ловит бабочку?
С 6 лет
- Понимание связной речи---------------------------------------------------------------------------Выводы:----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
14.
Исследование лексики и грамматического строя речи.
- Активный словарь.
С 5 лет
- Обобщающие понятия.
Назвать одним словом группу предметов: овощи - , посуда - , транспорт - , мебель - .
- Существительные обозначающие части тела, части предметов.
С 5 лет
- части тела: голова, ноги, нос, рот, грудь, живот, шея и др.-------------------------------
- части одежды: рукав, воротник, пуговица-----------------------------------------------------
- части предметов мебели: спинка, ножка, сиденье-------------------------------------------
- части автомобиля: дверца, колеса, руль, кабина--------------------------------------------
С 6 лет
- части тела: локоть, колено, пальцы, ноготь----------------------------------------------------
- детали одежды: воротник, манжета, петля----------------------------------------------------
- части автомобиля: кузов, кабина, фары-------------------------------------------------
- части окна: рама, подоконник, стекло-------------------------------------------------------------
- Название профессий--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
- Исследование глагольного словаря.
С 5 лет
- что ты делаешь в течение дня?---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
- кто как передвигается?------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
- кто как кричит?----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
С 6 лет
- кто какие звуки издает?--------------------------------------------------------------------------------
- кто что делает? (с использованием названий профессий)--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
1.5. Подбор антонимов (с 6 лет):
добро-зло
горе – высокий -
друг – легкий –
хороший – поднимать -
большой – давать -
широкий - покупать –
- Состояние словоизменения
С 4 лет
- Употребление существительных в именительном падеже единственного и множественного числа:
стол – дерево –
кукла – окно -
ухо – стул -
слон – воробей -
рукав - пень –
С 5 лет
- Употребление формы Р.п. мн. ч. существительных:
Много чего?
шар – шаров
стол – дерево -
дом – лист -
береза – стул -
чашка – мяч -
2.3. Согласование прилагательных с существительными в единственном числе.
Назвать цвет предметов: шар - , ведро - , платье - , машина -
- Употребление словосочетаний – числительных два и пять с существительными:
дом – два дома, пять домов
кукла -
шар –
С 6 лет
Карандаш – два карандаша, пять карандашей
ключ –
лев –
озеро –
- Состояние словообразования.
С 5 лет
3.1. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
- как назвать маленький предмет?
стол – кукла -
мяч – ложка -
дом – шкаф -
кровать – миска –
С 6 лет
гриб –
лиса-
лист -
- Образование названий детенышей животных
С 4 лет
у утки –
у гуся –
у лисы –
С 5 лет
у зайца –
у белки –
у медведя –
С 6 лет
у коровы –
у лошади –
у собаки –
- Образование прилагательных от существительных (с 6 лет) – относительных (из чего сделано):
бумага – металл -
мех – шерсть -
притяжательных (чей? чья? чье?):
кофта бабушки –
газета папы –
хвост зайца –
- Образование приставочных глаголов (с 6 лет)
назвать действия (Что делает мальчик?)
ходит – уходит – входит – выходит – переходит
летит –
- Образование глаголов совершенного вида (с 6 лет)
рисовал – нарисовал
писал –
делал –
4. Состояние связной речи
Предлагается пересказ (для детей 4-5 лет), рассказ по серии сюжетных картинок (для детей 6 лет).
Вывод:----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- -------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
15. Логопедическое заключение-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------