Ознакомление с культурным наследием народов Чувашии

Кудрявцева Людмила Валериевна

Любовь к родному краю, знание его истории –основа духовной культуры всего общества. Так отметил Д.С. Лихачев «Культура как растение: у нее не только ветви, но и корни. Чрезвычайно важно, чтобы рост начинался с корней».[2] А корни как известно, это малая Родина, ее история, культура, быт, уклад, традиции.

В настоящее время возникает необходимость в том, чтобы ребенок почувствовал уникальность своего народа, знал историю своей семьи, страны, мира, возлюбил свою родину, пришел к пониманию и осознанию собственной неповторимости и значимости каждого человека живущего на земле.[1]

Приобщение к традициям народа особенно значимо дошкольные годы. С раннего детства необходимо развивать у детей стремление к прекрасному, уважение к народным традициям, обычаям, культурным ценностям народов.

В дошкольном образовательном учреждении существует три вида направления патриотического воспитания: историко-краеведческое, нравственно-патриотическое, культурно-патриотическое и экологическое.

В детском саду успешно реализуются масштабные муниципальные проекты, направленные на разносторонне развитие юных чебоксарцев: «Культурное наследие Чувашии заботливо и бережно храним», «По родному краю с рюкзаком шагаю», «От чистого истока», «Театр глазами детей»,

«Энциклопедия профессий: от а до Я». Проводится акция «Цветок ветерану»-это воспитание уважения к историческому наследию. Участие в фестивалях «Город мастеров», конкурсах рисунков «Чебоксары- город счастливого детства».

Чувство любви к Родине возникает у ребенка с восхищения и изумления от того, что он видит.

В группах организована экологически развивающая среда: альбомы, экологические игры, энциклопедии, календарь природы, рассады для цветника, уголок «Детская лаборатория» для опытов и экологических исследований. Участие в различных акциях: «Подарок птицам», «К природе добротой», «Собери макулатуру – спаси дерево», «Отходы в доходы».

Возросло внимание и к духовному богатству культурного наследия народа. В этом следует видеть стремление народов к национальному возрождению. Нет ни одного народа, который бы не стремился к сохранению своего национального своеобразия, появляющегося в родном языке, фольклоре, традициях, искусстве. Сегодня ведущим принципом воспитания следует считать воспитание, осуществляемое на корнях национальной традиции. Воспитание целостной личности требует применение взаимосвязанных средств влияния.

В традиционной культуре любого народа все компоненты находятся в синкретичном виде, однако, следует выделить наиболее доступные детям по содержанию, форме воплощения, эмоциональной насыщенности: народные игры, праздники, декоративно-прикладное искусство, традиции и обычаи.

Соприкосновение с народным искусством и традициями, участие в народных праздниках духовно обогащает ребенка, воспитывает интерес к истории и культуре чувашского народа. Через призму истории, жизни и быта наших предков ребенок познает себя, наш мир сегодня.

Ознакомление детей с культурой, обычаями, традициями, обрядами чувашского народа в старину дает основу для реализации задач по формированию у детей чувашского национального самосознания посредством обращения к историческим корням и национальным истокам чувашского народа, обеспечивает личностное развитие ребенка, развивает чувство национальной гордости, почтительности, уважительное отношение к окружающим: внимательность, отзывчивость, чуткость, тактичность, общительность.[3]

В МБДОУ «Детский сад №172» г. Чебоксары оформлены уголки краеведения, подобран дидактический материал, художественная литература, из которой можно узнать откуда мы родом, где наши корни, кто наши предки, чем занимались, откуда все началось…Стараемся пополнять и обновлять содержание уголка совместно с родителями. Чаще всего мы создаем мини-выставки в групповом помещении. Где расставляем экспонаты и обязательно делимся впечатлениями, которую можно потрогать, поиграть и окунуться в быт наших предков.

При ознакомлении художественной литературой знакомим детей красотой природы, сказками, загадками, пословицами, поговорками, приметами, песнями, сказаниями, былинами. Все жанры, формы, и элементы фольклора мы используем при проведении досугов и праздников.

Полученные знания закрепляются в сюжетно-ролевых играх, дидактических играх, играх- драматизациях, на музыкальных, физкультурных занятиях, в изобразительной и театральной деятельности.

Детский сад работает в тесном контакте с мини –музеем чувашской культуры МБДОУ№167 и №169.Организуются клубы выходного дня «Чувашский национальный музей», «Музей имени В.И. Чапаева», «Музей Трактора», «Музей Космонавтики», экскурсии в Мемориальный Парк Победы, семейные выходные по улицам и скверам родного города, посещение театров. При посещении музея и экскурсий по городу дети много узнают нового и интересного о его истории, исторических зданиях, знакомятся бытом, костюмами чувашей, с их песнями, творчеством поэтов.

Повседневной жизни дети с удовольствием играют в народные подвижные игры с пропеванием слов.

Полученные знания дети отражают в продуктивной деятельности. Организована творческая мастерская по изготовлению подарков для своих родителей по мотивам чувашского декоративно-прикладного искусства, проводятся конкурсы рисунков ко дню Республики, города и на базе библиотеки центр имени М. Шумилова.

Сегодня на мой взгляд, если нашим детям будет интересно, культурное наследие родной страны, сохранится культура и быт великого народа. И пусть наши дети гордятся своей Родиной.

 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1.Алешина, Н. В. Знакомим дошкольников с родным городом : конспекты занятий / Н. В. Алешина. - Москва : Сфера, 1999. - 111 с.

2.Лихачев Д.С./ Любить родной Край .Отечество. Краеведение. Краеведческий альманах.Вып.1.М.,1990

3. Махалова И.В., Николаева Е.И. Воспитание здорового ребенка на традициях чувашского народа: Учебно-методическое пособие. – Чебоксары, 2003 г