Подвижная русская народная игра "Корзиночки и поднырки" для детей старшего дошкольного возраста

Денисова Аида Бахаддиновна

Русская народная подвижная игра «Корзиночки и поднырки́»

Аннотация: народные игры — уходящие корнями в древность забавы, в основе которых лежат этнические традиции, помогающие детям дошкольного возраста усваивать общечеловеческие ценности. Раздел общероссийской программы детских садов содержит набор рекомендаций «Введение в русскую традиционную культуру», подразумевающий воспитание в детях почитания Родины и преданности своему народу. Народная игра является одним из лучших способов реализации этой задачи.

Цель: приобщение детей к русской культуре с помощью народной игры и забав.

Задачи:

  • формировать умение взаимодействовать в паре, с условием постоянной смены партнёра;
  • развивать физические качества детей: ловкость, быстроту движений, выносливость;
  • воспитывать интерес и любовь к русским народным играм, фольклору.

Оборудование: музыкальный инструмент или музыкальный центр.

Количество участников игры: чётное количество (более 10).

Место проведения: музыкальный зал, прогулочный участок группы на территории детского сада.

Предварительная работа: беседа о проведении данной игры на свадебных торжествах (среди неженатых юношей  и незамужних девушек) на Руси.

Предполагаемые роли: главные – «пятнашка» догоняющий, убегающий; второстепенные – остальные дети, ведущий.

Ход игры:

I вариант

Ведущий зазывает детей на игру «Собирайся в пары народ, кто со мной играть пойдёт!». Дети по желанию становятся в пары и расходятся по всей площади. Становятся лицом друг к другу, и взявшись за руки,  образуют «корзинки». Ведущий путём считалки «Раз, два, три, четыре, пять – будет Маша (Ваня и т.д.) убегать!», делит одну пару на догоняющего и убегающего. Под русский народную музыку один ребёнок пытается догнать другого. Если убегающий устал и хочет отдохнуть, то он подбегает  к любой паре и вытесняет одного игрока, заняв его место. Таким образом, оставшийся без своей пары ребёнок, также пытается убежать от догоняющего («пятнашки»).

Как только «пятнашка» догнал убегающего – они меняются ролями. Так, игра повторяется снова и снова.

II вариант

Начинается игра также, как и в первом варианте. Меняется лишь то, каким образом убегающий вытесняет кого-то из пары. Он не просто встаёт в пару, а как бы «подныривает» под неё. Далее игра развивается, как и описано выше.

Окончание игры: подвижная игра без остановки в старшем дошкольном возрасте проводится не более 10 минут, затем по желанию может проводиться ещё несколько раз. В завершении игры, ведущий произносит фразу: «Раз, два, три, четыре, пять – станьте в пары вы опять!» Таким образом, догоняющий и убегающий останавливаются.

Анализ игры: ведущий предлагает игрокам обсудить вопросы:

- «Почему игра имеет такое название?»

- «Кто на ваш взгляд оказался наиболее ловким?»

- «Как это удалось ему?»

- «Как вы думаете, почему некоторых детей «пятнашка» догнал очень быстро?»

- «Что понравилось больше всего: догонять или убегать?»

- «Вы хотите провести эту игру снова?»

Игры-спутники: русская народная игры «Ловишки», «Горелки», «Золотые ворота».

Источники: данная игра является народной, но всё же имеет различные варианты проведения и описания правил.

1.Литвинова, М.Ф. Русские народные подвижные игры. Пособие для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1986 г.

2. Шангина, И.И. Русские дети и их игры / И. Шангина. - СПб. : Искусство-СПБ, 2000. – 293 с.

Народная игра — это инструмент, который не только развлекает дошкольников, но и является полноценным учебно-воспитательным элементом. Включая в свою педагогическую деятельность подобные забавы и учитывая возраст игроков, музыкальный руководитель способен организовать полезный и яркий досуг, отвечающий многим задачам дошкольного учреждения.