Подвижная русская народная игра "Корзиночки и поднырки" для детей старшего дошкольного возраста
Русская народная подвижная игра «Корзиночки и поднырки́»
Аннотация: народные игры — уходящие корнями в древность забавы, в основе которых лежат этнические традиции, помогающие детям дошкольного возраста усваивать общечеловеческие ценности. Раздел общероссийской программы детских садов содержит набор рекомендаций «Введение в русскую традиционную культуру», подразумевающий воспитание в детях почитания Родины и преданности своему народу. Народная игра является одним из лучших способов реализации этой задачи.
Цель: приобщение детей к русской культуре с помощью народной игры и забав.
Задачи:
- формировать умение взаимодействовать в паре, с условием постоянной смены партнёра;
- развивать физические качества детей: ловкость, быстроту движений, выносливость;
- воспитывать интерес и любовь к русским народным играм, фольклору.
Оборудование: музыкальный инструмент или музыкальный центр.
Количество участников игры: чётное количество (более 10).
Место проведения: музыкальный зал, прогулочный участок группы на территории детского сада.
Предварительная работа: беседа о проведении данной игры на свадебных торжествах (среди неженатых юношей и незамужних девушек) на Руси.
Предполагаемые роли: главные – «пятнашка» догоняющий, убегающий; второстепенные – остальные дети, ведущий.
Ход игры:
I вариант
Ведущий зазывает детей на игру «Собирайся в пары народ, кто со мной играть пойдёт!». Дети по желанию становятся в пары и расходятся по всей площади. Становятся лицом друг к другу, и взявшись за руки, образуют «корзинки». Ведущий путём считалки «Раз, два, три, четыре, пять – будет Маша (Ваня и т.д.) убегать!», делит одну пару на догоняющего и убегающего. Под русский народную музыку один ребёнок пытается догнать другого. Если убегающий устал и хочет отдохнуть, то он подбегает к любой паре и вытесняет одного игрока, заняв его место. Таким образом, оставшийся без своей пары ребёнок, также пытается убежать от догоняющего («пятнашки»).
Как только «пятнашка» догнал убегающего – они меняются ролями. Так, игра повторяется снова и снова.
II вариант
Начинается игра также, как и в первом варианте. Меняется лишь то, каким образом убегающий вытесняет кого-то из пары. Он не просто встаёт в пару, а как бы «подныривает» под неё. Далее игра развивается, как и описано выше.
Окончание игры: подвижная игра без остановки в старшем дошкольном возрасте проводится не более 10 минут, затем по желанию может проводиться ещё несколько раз. В завершении игры, ведущий произносит фразу: «Раз, два, три, четыре, пять – станьте в пары вы опять!» Таким образом, догоняющий и убегающий останавливаются.
Анализ игры: ведущий предлагает игрокам обсудить вопросы:
- «Почему игра имеет такое название?»
- «Кто на ваш взгляд оказался наиболее ловким?»
- «Как это удалось ему?»
- «Как вы думаете, почему некоторых детей «пятнашка» догнал очень быстро?»
- «Что понравилось больше всего: догонять или убегать?»
- «Вы хотите провести эту игру снова?»
Игры-спутники: русская народная игры «Ловишки», «Горелки», «Золотые ворота».
Источники: данная игра является народной, но всё же имеет различные варианты проведения и описания правил.
1.Литвинова, М.Ф. Русские народные подвижные игры. Пособие для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1986 г.
2. Шангина, И.И. Русские дети и их игры / И. Шангина. - СПб. : Искусство-СПБ, 2000. – 293 с.
Народная игра — это инструмент, который не только развлекает дошкольников, но и является полноценным учебно-воспитательным элементом. Включая в свою педагогическую деятельность подобные забавы и учитывая возраст игроков, музыкальный руководитель способен организовать полезный и яркий досуг, отвечающий многим задачам дошкольного учреждения.