Основная цель работы ДОО – обогащение развития детей
Основная цель работы ДОО – обогащение развития детей
Задача детсада – вовсе не давать информацию в огромном количестве. Дети успеют погибнуть под ее валом. С одной стороны – шучу. С другой – встречала много статей о способах защиты мозга от переизбытка данных. Эти способы актуальны в последнее десятилетие, когда информация буквально «напрыгивает» со всех сторон. Например, родители часто обвиняют детей в отсутствии быстрой реакции на обращение и другие раздражители. Это – именно один из методов, которыми мозг защищает себя.
Так вот, задача ДОО – не завалить ребенка новым, а обогатить его развитие. Тут важно соблюдать баланс, чтобы:
- детство сохранилось и приносило радость;
- образовательная информация подавалась в непринужденной форме;
- процесс не был однообразным;
- дети и педагоги получали от него удовольствие;
- сохранялось и укреплялось физическое и психологическое здоровье дошкольников.
Мы рассматриваем роль детсада в российской системе образования. А что такое вообще «образование»? Оно имеет, как минимум, три аспекта:
- Передача социально значимого человеческого опыта. Он воплощается в знаниях и умениях, творчестве, ценностях по отношению к миру и социуму.
- Непрерывная цепочка обучения, звеньями которой выступают разные образовательные учреждения (государственные и частные, муниципальные и т.д.).
- Процесс и результат обучения. Ожидается, что результатами станут знания, умения и способности. А также умение принимать решения в разных ситуациях на базе полученных знаний.
Первый уровень образования – дошкольный. Его можно получать в ДОО или под руководством родителей. Идеально, если одновременно есть полноценная семья и детсад. В семье малыш обучается межличностным отношениям, получает чувство защищенности, учится раскрепощаться и доверять. А сад поддерживает родителей: обеспечивает ребенку уход и заботу, пока они работают.
Помимо поддержки родителей, детсад может дать немало. А именно – он предлагает детское общество, которое обеспечит неоценимый социальный опыт. Ребенок познает себя, сравнивая с другими, пробует варианты взаимодействия.
5 главных задач дошкольного образования
Все дошкольные учреждения в России функционируют в соответствии с «Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении». Документ принят в 1995-м и ставит перед профильными организациями следующие цели:
- охранять жизнь и здоровье деток;
- развивать их личность, интеллект и физическое здоровье;
- прививать общечеловеческие ценности;
- осуществлять полноценное взаимодействие с семьей ради того, чтобы ребенок полноценно развивался.
Если говорить о новой концепции образования дошкольников, то можно выделить такие задачи:
- Охранять физическое и психическое здоровье. В раннем детстве ребенок очень раним и физически неразвит, подвержен различным заболеваниям. Поэтому цель, касающаяся здоровья – одна из приоритетных.
- Реализовать принципы работы с детьми с максимальной гуманностью. Раньше подход к учебе и воспитанию был учебно-дисциплинарным. Практика показала, что продуктивнее другой подход – личностно-ориентированный. Его задача – развивать дошкольника как личность с учетом индивидуальных способностей. А также формировать чувство уверенности в себе и ощущение защищенности.
- Способствовать тому, чтобы ребенок и его сверстники «проживали» детство как дети, получали от него максимум в эмоциональном плане. А не только готовились к школе (именно этого от детсада ожидают многие родители). Детство – уникальный период в жизни. Мы стремимся сделать так, чтобы дети общались, творили и развивали воображение.
- Развивать способности ребенка. В том числе творческую активность, самосознание, самостоятельность. Это кажется само собой разумеющимся, но нет. Раньше упор делался на обученность. Или, другими словами, на «натасканность» по учебному материалу. А не на психико-эмоциональное развитие. Раньше система образования была построена на ЗУН-парадигме (знания, умения, навыки). Это совсем иное, чем сейчас.
- Внедрить основы личностной культуры. То есть научить ориентироваться на общечеловеческие ценности (сострадание, добро, красоту), дать представления о действительности, научить относиться к миру оценочно.
Разновидности дошкольных организаций
В России существует несколько видов дошкольных организаций:
- Детсад.
- Детсад, имеющий приоритетом развитие в одном или нескольких направлениях. Это может быть интеллект, физические данные, творческие способности.
- Детсад компенсирующего типа, приоритет – коррекция отклонений в физической или психической сфере. Действуют также учреждения с упором на профилактику и оздоровление, сады комбинированного типа. В последних могут сочетаться общеразвивающие, оздоровительные, компенсирующие процедуры.
- Центр развития ребенка. Это тоже детсад с возможностью развивать детей психически и физически, оздоровлять их, даже если нет специфических медпоказаний.
ДОО можно разделить в зависимости от того, как долго в течение суток там пребывает ребенок:
- с кратковременным пребыванием (менее 5 ч. в день);
- сокращенного дня (8-10 ч.);
- полного дня (12 ч.);
- продленного дня (14 ч.);
- с круглосуточным пребыванием.
Если есть необходимость, могут быть образованы и другие группы. Например, семейные разных форм собственности, в том числе на базе государственных и муниципальных ДОО. А также в зданиях других образовательных организаций – главное, чтобы те соответствовали санитарным нормам.
От того, сколько дошкольник будет находиться в группе, зависит организация режима дня. А именно, наличие дневного сна и приемов пищи. Если ребенок ходит в детсад:
- на 3-4 часа, это возможно без организации сна и питания;
- до 5 часов – без сна и с однократным приемом пищи;
- от 5 часов – с дневным сном и с приемами пищи каждые 3-4 ч.
Интервалы приема пищи зависят от возраста. Оптимальнее всего деток до 1 года кормить каждые 3 часа (максимум), старше 1 года – каждые 4 часа.
Группы полного дня создаются, в том числе, чтобы позволить мамам полноценно работать. Создание групп кратковременного пребывания может преследовать такие цели:
- присматривать и ухаживать за малышами 1,5-5 лет;
- готовить к школе деток 5-7 лет;
- реализовать инклюзивное воспитание;
- оказывать психолого-педагогическую поддержку;
оказывать различные образовательные услуги (коррекционно-логопедические, дидактические, прочие).
Еще немного об организации деятельности ДОО
Главными правилами детсадовской системы в РФ являются индивидуализированный подход к ребенку и игра. Именно последняя помогает сохранить дошколятам детство, она естественна для такого возраста. В детсаду ребенок вовлекается в разные виды деятельности. Например, в игровую, исследовательскую, коммуникативную, двигательную и прочие.
При этом все время проводится образовательная деятельность. Она проявляется во всем: в режиме дня, коллективной и самостоятельной работе. Она затрагивает все виды детской развивающей деятельности. Например:
- Для деток 1-3 лет. Игры с предметами и динамическими игрушками, эксперименты с материалами (вода, крупы, песок), основы бытового самообслуживания, двигательные активности, рассматривание изображений.
- Для детей 3-8 лет. Сюжетно-ролевые и коммуникативные игры, познавательно-исследовательские эксперименты, самообслуживание, творчество (пение, лепка, движения под музыку), двигательная активность.
Согласно санэпидтребованиям, на самостоятельную работу детям отводится 3-4 ч. в течение дня. Это игры, время для личной гигиены, подготовка к проектной деятельности и т.д. Конечно, каждый ребенок проводит это время не сам по себе, а под присмотром воспитателя в предметно-пространственной развивающей среде. Последняя – тема для отдельной обширной статьи.
Стоит отметить: независимо от разных исходных данных, индивидуальный подход должен приводить к одному. А именно, давать приблизительно одинаковый уровень детей на старте школьного обучения.
И в качестве заключения. Дошкольное образование – часть системы, направленной на всеобщее развитие ребенка. К последнему в ДОО стремятся за счет специфических видов деятельности, характерных для дошколят. Подход игровой и разносторонний, его задача – раскрыть потенциал ребенка. Диктующая педагогика уходит в прошлое. Ребенка теперь стараются ценить, а не оценивать в детсаду.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osnovnaya_tsel_raboty_doo_-_obogashchenie_razvitiya_det.docx | 16.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Основная цель работы ДОО – обогащение развития детей
Задача детсада – вовсе не давать информацию в огромном количестве. Дети успеют погибнуть под ее валом. С одной стороны – шучу. С другой – встречала много статей о способах защиты мозга от переизбытка данных. Эти способы актуальны в последнее десятилетие, когда информация буквально «напрыгивает» со всех сторон. Например, родители часто обвиняют детей в отсутствии быстрой реакции на обращение и другие раздражители. Это – именно один из методов, которыми мозг защищает себя.
Так вот, задача ДОО – не завалить ребенка новым, а обогатить его развитие. Тут важно соблюдать баланс, чтобы:
детство сохранилось и приносило радость;
образовательная информация подавалась в непринужденной форме;
процесс не был однообразным;
дети и педагоги получали от него удовольствие;
сохранялось и укреплялось физическое и психологическое здоровье дошкольников.
Мы рассматриваем роль детсада в российской системе образования. А что такое вообще «образование»? Оно имеет, как минимум, три аспекта:
Передача социально значимого человеческого опыта. Он воплощается в знаниях и умениях, творчестве, ценностях по отношению к миру и социуму.
Непрерывная цепочка обучения, звеньями которой выступают разные образовательные учреждения (государственные и частные, муниципальные и т.д.).
Процесс и результат обучения. Ожидается, что результатами станут знания, умения и способности. А также умение принимать решения в разных ситуациях на базе полученных знаний.
Первый уровень образования – дошкольный. Его можно получать в ДОО или под руководством родителей. Идеально, если одновременно есть полноценная семья и детсад. В семье малыш обучается межличностным отношениям, получает чувство защищенности, учится раскрепощаться и доверять. А сад поддерживает родителей: обеспечивает ребенку уход и заботу, пока они работают.
Помимо поддержки родителей, детсад может дать немало. А именно – он предлагает детское общество, которое обеспечит неоценимый социальный опыт. Ребенок познает себя, сравнивая с другими, пробует варианты взаимодействия.
5 главных задач дошкольного образования
Все дошкольные учреждения в России функционируют в соответствии с «Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении». Документ принят в 1995-м и ставит перед профильными организациями следующие цели:
охранять жизнь и здоровье деток;
развивать их личность, интеллект и физическое здоровье;
прививать общечеловеческие ценности;
осуществлять полноценное взаимодействие с семьей ради того, чтобы ребенок полноценно развивался.
Если говорить о новой концепции образования дошкольников, то можно выделить такие задачи:
Охранять физическое и психическое здоровье. В раннем детстве ребенок очень раним и физически неразвит, подвержен различным заболеваниям. Поэтому цель, касающаяся здоровья – одна из приоритетных.
Реализовать принципы работы с детьми с максимальной гуманностью. Раньше подход к учебе и воспитанию был учебно-дисциплинарным. Практика показала, что продуктивнее другой подход – личностно-ориентированный. Его задача – развивать дошкольника как личность с учетом индивидуальных способностей. А также формировать чувство уверенности в себе и ощущение защищенности.
Способствовать тому, чтобы ребенок и его сверстники «проживали» детство как дети, получали от него максимум в эмоциональном плане. А не только готовились к школе (именно этого от детсада ожидают многие родители). Детство – уникальный период в жизни. Мы стремимся сделать так, чтобы дети общались, творили и развивали воображение.
Развивать способности ребенка. В том числе творческую активность, самосознание, самостоятельность. Это кажется само собой разумеющимся, но нет. Раньше упор делался на обученность. Или, другими словами, на «натасканность» по учебному материалу. А не на психико-эмоциональное развитие. Раньше система образования была построена на ЗУН-парадигме (знания, умения, навыки). Это совсем иное, чем сейчас.
Внедрить основы личностной культуры. То есть научить ориентироваться на общечеловеческие ценности (сострадание, добро, красоту), дать представления о действительности, научить относиться к миру оценочно.
Разновидности дошкольных организаций
В России существует несколько видов дошкольных организаций:
Детсад.
Детсад, имеющий приоритетом развитие в одном или нескольких направлениях. Это может быть интеллект, физические данные, творческие способности.
Детсад компенсирующего типа, приоритет – коррекция отклонений в физической или психической сфере. Действуют также учреждения с упором на профилактику и оздоровление, сады комбинированного типа. В последних могут сочетаться общеразвивающие, оздоровительные, компенсирующие процедуры.
Центр развития ребенка. Это тоже детсад с возможностью развивать детей психически и физически, оздоровлять их, даже если нет специфических медпоказаний.
ДОО можно разделить в зависимости от того, как долго в течение суток там пребывает ребенок:
с кратковременным пребыванием (менее 5 ч. в день);
сокращенного дня (8-10 ч.);
полного дня (12 ч.);
продленного дня (14 ч.);
с круглосуточным пребыванием.
Если есть необходимость, могут быть образованы и другие группы. Например, семейные разных форм собственности, в том числе на базе государственных и муниципальных ДОО. А также в зданиях других образовательных организаций – главное, чтобы те соответствовали санитарным нормам.
От того, сколько дошкольник будет находиться в группе, зависит организация режима дня. А именно, наличие дневного сна и приемов пищи. Если ребенок ходит в детсад:
на 3-4 часа, это возможно без организации сна и питания;
до 5 часов – без сна и с однократным приемом пищи;
от 5 часов – с дневным сном и с приемами пищи каждые 3-4 ч.
Интервалы приема пищи зависят от возраста. Оптимальнее всего деток до 1 года кормить каждые 3 часа (максимум), старше 1 года – каждые 4 часа.
Группы полного дня создаются, в том числе, чтобы позволить мамам полноценно работать. Создание групп кратковременного пребывания может преследовать такие цели:
присматривать и ухаживать за малышами 1,5-5 лет;
готовить к школе деток 5-7 лет;
реализовать инклюзивное воспитание;
оказывать психолого-педагогическую поддержку;
оказывать различные образовательные услуги (коррекционно-логопедические, дидактические, прочие).
Еще немного об организации деятельности ДОО
Главными правилами детсадовской системы в РФ являются индивидуализированный подход к ребенку и игра. Именно последняя помогает сохранить дошколятам детство, она естественна для такого возраста. В детсаду ребенок вовлекается в разные виды деятельности. Например, в игровую, исследовательскую, коммуникативную, двигательную и прочие.
При этом все время проводится образовательная деятельность. Она проявляется во всем: в режиме дня, коллективной и самостоятельной работе. Она затрагивает все виды детской развивающей деятельности. Например:
Для деток 1-3 лет. Игры с предметами и динамическими игрушками, эксперименты с материалами (вода, крупы, песок), основы бытового самообслуживания, двигательные активности, рассматривание изображений.
Для детей 3-8 лет. Сюжетно-ролевые и коммуникативные игры, познавательно-исследовательские эксперименты, самообслуживание, творчество (пение, лепка, движения под музыку), двигательная активность.
Согласно санэпидтребованиям, на самостоятельную работу детям отводится 3-4 ч. в течение дня. Это игры, время для личной гигиены, подготовка к проектной деятельности и т.д. Конечно, каждый ребенок проводит это время не сам по себе, а под присмотром воспитателя в предметно-пространственной развивающей среде. Последняя – тема для отдельной обширной статьи.
Стоит отметить: независимо от разных исходных данных, индивидуальный подход должен приводить к одному. А именно, давать приблизительно одинаковый уровень детей на старте школьного обучения.
И в качестве заключения. Дошкольное образование – часть системы, направленной на всеобщее развитие ребенка. К последнему в ДОО стремятся за счет специфических видов деятельности, характерных для дошколят. Подход игровой и разносторонний, его задача – раскрыть потенциал ребенка. Диктующая педагогика уходит в прошлое. Ребенка теперь стараются ценить, а не оценивать в детсаду.