Технологии реализации здоровьесберегающих программ и методик в дополнительном образовании детей

Максименкова Марина Владимировна

 

Тема:

Технологии реализации здоровьесберегающих программ и методик в дополнительном образовании детей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

            В настоящее время особенно актуальна проблема приобщения детей к здоровому образу жизни и применение здоровье сберегающих технологий в дополнительном образовании. Педагоги способны ее решить, реализуя дополнительные общеобразовательные, общеразвивающие программы в творческих объединениях художественной направленности с учетом возрастных и психофизических особенностей обучающихся и их индивидуального здоровья.           

Здоровье сберегающая технология – это: условия обучения ребенка (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания); рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями); соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка; необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.

Из определения здоровье сберегающих образовательных технологий видно, что важнейшей целью внедрения в образовательный процесс является формирование культуры здоровья. Культура здоровья должна не изучаться, а воспитываться. Психологическая основа этого - мотивация на ведение здорового образа жизни. Неотъемлемой частью культуры здоровья является информированность в вопросах здоровья и здорового образа жизни.

Установка на здоровый образ жизни и здоровье не появляется сама по себе, она формируется в процессе семейного и педагогического воздействия. Как утверждает И. И. Брехман, сущность педагогического компонента в валеологическом обеспечении жизнедеятельности состоит в обучении здоровью с раннего возраста.

Таким образом, здоровье сберегающее образование можно рассматривать как процесс воспитания и обучения, результатом которого является достижение обучающимся уровня образованности без ущерба своему здоровью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл maksimenkova_marina_vladimirovna.docx19.31 КБ

Предварительный просмотр:

Максименкова Марина Владимировна

Педагог дополнительного образования

ГБДОУ детский сад Приморского района №34

Тема:

Технологии реализации здоровьесберегающих программ и методик в дополнительном образовании детей

        В настоящее время особенно актуальна проблема приобщения детей к здоровому образу жизни и применение здоровье сберегающих технологий в дополнительном образовании. Педагоги способны ее решить, реализуя дополнительные общеобразовательные, общеразвивающие программы в творческих объединениях художественной направленности с учетом возрастных и психофизических особенностей обучающихся и их индивидуального здоровья.        

Здоровье сберегающая технология – это: условия обучения ребенка (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания); рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями); соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка; необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.

Из определения здоровье сберегающих образовательных технологий видно, что важнейшей целью внедрения в образовательный процесс является формирование культуры здоровья. Культура здоровья должна не изучаться, а воспитываться. Психологическая основа этого - мотивация на ведение здорового образа жизни. Неотъемлемой частью культуры здоровья является информированность в вопросах здоровья и здорового образа жизни.

Установка на здоровый образ жизни и здоровье не появляется сама по себе, она формируется в процессе семейного и педагогического воздействия. Как утверждает И. И. Брехман, сущность педагогического компонента в валеологическом обеспечении жизнедеятельности состоит в обучении здоровью с раннего возраста.

Таким образом, здоровье сберегающее образование можно рассматривать как процесс воспитания и обучения, результатом которого является достижение обучающимся уровня образованности без ущерба своему здоровью.

Как мы видим, ключевая роль в формировании здорового образа жизни ребёнка принадлежит здоровье сберегающим технологиям, и дополнительное образование имеет в этом плане большие возможности. Прежде всего, дополнительное образование не должно идти по пути продолжения накопленных знаний, а использовать более перспективный путь – применение полученных знаний в любимом деле для самореализации личности ребёнка. Следовательно, в дополнительном образовании снимаются проблемы, связанные с необходимостью усваивать большое количество информации в ограниченное время. Что само по себе благоприятно сказывается на состоянии здоровья. Кроме того, у детей появляется реальная возможность сформулировать здоровье сбережение как цель. Для системы дополнительного образования эта задача трансформируется в императив использовать для достижения этой цели те технологии, которыми как раз и владеет педагог. Здоровый и духовно развитый ребёнок счастлив – он отлично себя чувствует, получает удовлетворение от своей работы, стремится к самоусовершенствованию, развивая себя всесторонне в дополнительном образовании.

В дополнительном образовании используются три основных вида здоровье сберегающих технологий:

  • санитарно-гигиенические,
  • психолого-педагогические,
  • физкультурно-оздоровительные.

Физкультминутки

Физкультурная минутка как форма активного отдыха во время малоподвижных

занятий достаточно широко может применяться с детьми любого возраста.

Цель проведения физкультурной минутки:

- повысить или удержать умственную работоспособность детей на занятиях;

- обеспечить кратковременный активный отдых для обучающихся во время занятий,

когда значительную нагрузку испытывают органы зрения и слуха;

- мышцы туловища, особенно спины, находящиеся в статическом состоянии;

- мышцы кисти работающей руки.

Исходя из этого, для физкультурной минуты составляют комплекс, включающий в

себя 3-4 простых упражнения для больших групп мышц (ног, рук, плечевого пояса,

туловища), активизирующие дыхание и кровообращение. Выполняются они в течение 1,5-2

минут.

Проведение физкультминуток должно решать следующие задачи:

  • уменьшение утомления и снижение отрицательного влияния однообразной рабочей позы;
  • активизацию внимания учащихся и повышение способности к восприятию учебного материала;
  • эмоциональную «встряску» учащихся, возможность сбросить накопившийся груз отрицательных эмоций и переживаний.

Гимнастика для глаз.

Человек воспринимает и изучает окружающий мир с помощью пяти чувств или сенсорных систем: зрения, слуха, осязания, обоняния и вкуса.

Глаза считаются из всех органов чувств самым драгоценным даром природы. 90% информации человек воспринимает из внешнего мира благодаря зрению. Для любой деятельности: учеба, отдых, повседневная жизнь, необходимо хорошее зрение. Каждый человек должен понимать, что зрение важно оберегать и сохранять. Дети в этом отношении гораздо восприимчивее к разным воздействиям. Развитию зрения в детском возрасте необходимо уделять особое внимание. Нагрузка на глаза у современного ребёнка огромная, а отдыхают они только во время сна.

Согласно разным теориям, одним из основных факторов возникновения и развития близорукости признаются напряжённые зрительные нагрузки. По данным исследований доктора медицинских наук В.Ф.Базарного при напряжённых зрительных нагрузках формируется аномальный зрительно двигательный стереотип, приводящий в будущем к миопии. Близорукость у детей является вариантом адаптации зрительной системы к условиям чрезмерной нагрузки. Выход из создавшейся ситуации видится в следующем: необходимо расширять зрительно пространственную активность в режиме занятия. Для профилактики близорукости и замедления её прогрессирования следует использовать гимнастику для глаз.