Технологии реализации здоровьесберегающих программ и методик в дополнительном образовании детей
Тема:
Технологии реализации здоровьесберегающих программ и методик в дополнительном образовании детей
В настоящее время особенно актуальна проблема приобщения детей к здоровому образу жизни и применение здоровье сберегающих технологий в дополнительном образовании. Педагоги способны ее решить, реализуя дополнительные общеобразовательные, общеразвивающие программы в творческих объединениях художественной направленности с учетом возрастных и психофизических особенностей обучающихся и их индивидуального здоровья.
Здоровье сберегающая технология – это: условия обучения ребенка (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания); рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями); соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка; необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.
Из определения здоровье сберегающих образовательных технологий видно, что важнейшей целью внедрения в образовательный процесс является формирование культуры здоровья. Культура здоровья должна не изучаться, а воспитываться. Психологическая основа этого - мотивация на ведение здорового образа жизни. Неотъемлемой частью культуры здоровья является информированность в вопросах здоровья и здорового образа жизни.
Установка на здоровый образ жизни и здоровье не появляется сама по себе, она формируется в процессе семейного и педагогического воздействия. Как утверждает И. И. Брехман, сущность педагогического компонента в валеологическом обеспечении жизнедеятельности состоит в обучении здоровью с раннего возраста.
Таким образом, здоровье сберегающее образование можно рассматривать как процесс воспитания и обучения, результатом которого является достижение обучающимся уровня образованности без ущерба своему здоровью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
maksimenkova_marina_vladimirovna.docx | 19.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Максименкова Марина Владимировна
Педагог дополнительного образования
ГБДОУ детский сад Приморского района №34
Тема:
Технологии реализации здоровьесберегающих программ и методик в дополнительном образовании детей
В настоящее время особенно актуальна проблема приобщения детей к здоровому образу жизни и применение здоровье сберегающих технологий в дополнительном образовании. Педагоги способны ее решить, реализуя дополнительные общеобразовательные, общеразвивающие программы в творческих объединениях художественной направленности с учетом возрастных и психофизических особенностей обучающихся и их индивидуального здоровья.
Здоровье сберегающая технология – это: условия обучения ребенка (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания); рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями); соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка; необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.
Из определения здоровье сберегающих образовательных технологий видно, что важнейшей целью внедрения в образовательный процесс является формирование культуры здоровья. Культура здоровья должна не изучаться, а воспитываться. Психологическая основа этого - мотивация на ведение здорового образа жизни. Неотъемлемой частью культуры здоровья является информированность в вопросах здоровья и здорового образа жизни.
Установка на здоровый образ жизни и здоровье не появляется сама по себе, она формируется в процессе семейного и педагогического воздействия. Как утверждает И. И. Брехман, сущность педагогического компонента в валеологическом обеспечении жизнедеятельности состоит в обучении здоровью с раннего возраста.
Таким образом, здоровье сберегающее образование можно рассматривать как процесс воспитания и обучения, результатом которого является достижение обучающимся уровня образованности без ущерба своему здоровью.
Как мы видим, ключевая роль в формировании здорового образа жизни ребёнка принадлежит здоровье сберегающим технологиям, и дополнительное образование имеет в этом плане большие возможности. Прежде всего, дополнительное образование не должно идти по пути продолжения накопленных знаний, а использовать более перспективный путь – применение полученных знаний в любимом деле для самореализации личности ребёнка. Следовательно, в дополнительном образовании снимаются проблемы, связанные с необходимостью усваивать большое количество информации в ограниченное время. Что само по себе благоприятно сказывается на состоянии здоровья. Кроме того, у детей появляется реальная возможность сформулировать здоровье сбережение как цель. Для системы дополнительного образования эта задача трансформируется в императив использовать для достижения этой цели те технологии, которыми как раз и владеет педагог. Здоровый и духовно развитый ребёнок счастлив – он отлично себя чувствует, получает удовлетворение от своей работы, стремится к самоусовершенствованию, развивая себя всесторонне в дополнительном образовании.
В дополнительном образовании используются три основных вида здоровье сберегающих технологий:
- санитарно-гигиенические,
- психолого-педагогические,
- физкультурно-оздоровительные.
Физкультминутки
Физкультурная минутка как форма активного отдыха во время малоподвижных
занятий достаточно широко может применяться с детьми любого возраста.
Цель проведения физкультурной минутки:
- повысить или удержать умственную работоспособность детей на занятиях;
- обеспечить кратковременный активный отдых для обучающихся во время занятий,
когда значительную нагрузку испытывают органы зрения и слуха;
- мышцы туловища, особенно спины, находящиеся в статическом состоянии;
- мышцы кисти работающей руки.
Исходя из этого, для физкультурной минуты составляют комплекс, включающий в
себя 3-4 простых упражнения для больших групп мышц (ног, рук, плечевого пояса,
туловища), активизирующие дыхание и кровообращение. Выполняются они в течение 1,5-2
минут.
Проведение физкультминуток должно решать следующие задачи:
- уменьшение утомления и снижение отрицательного влияния однообразной рабочей позы;
- активизацию внимания учащихся и повышение способности к восприятию учебного материала;
- эмоциональную «встряску» учащихся, возможность сбросить накопившийся груз отрицательных эмоций и переживаний.
Гимнастика для глаз.
Человек воспринимает и изучает окружающий мир с помощью пяти чувств или сенсорных систем: зрения, слуха, осязания, обоняния и вкуса.
Глаза считаются из всех органов чувств самым драгоценным даром природы. 90% информации человек воспринимает из внешнего мира благодаря зрению. Для любой деятельности: учеба, отдых, повседневная жизнь, необходимо хорошее зрение. Каждый человек должен понимать, что зрение важно оберегать и сохранять. Дети в этом отношении гораздо восприимчивее к разным воздействиям. Развитию зрения в детском возрасте необходимо уделять особое внимание. Нагрузка на глаза у современного ребёнка огромная, а отдыхают они только во время сна.
Согласно разным теориям, одним из основных факторов возникновения и развития близорукости признаются напряжённые зрительные нагрузки. По данным исследований доктора медицинских наук В.Ф.Базарного при напряжённых зрительных нагрузках формируется аномальный зрительно двигательный стереотип, приводящий в будущем к миопии. Близорукость у детей является вариантом адаптации зрительной системы к условиям чрезмерной нагрузки. Выход из создавшейся ситуации видится в следующем: необходимо расширять зрительно пространственную активность в режиме занятия. Для профилактики близорукости и замедления её прогрессирования следует использовать гимнастику для глаз.