ВОСПИТАНИЕ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Приобщение ребёнка к миру финансовой действительности - одна из сложных и в тоже время важных проблем.
Основная форма обучения – игра. Именно через игру ребёнок осваивает и познаёт мир. Обучение, осуществляемое с помощью игры, естественно для дошкольника. Сделать финансовое воспитание понятным помогут сюжетно-ролевые, дидактические, настольные, познавательные игры. Так, играя в профессии, дети постигают смысл труда, воспроизводят трудовые процессы взрослых и одновременно «обучаются» экономике.
В сюжетно-ролевых играх моделируются реальные жизненные ситуации: операции купли-продажи, производства и сбыта готовой продукции и др. Соединение учебно-игровой и реальной деятельности наиболее эффективно для усвоения дошкольниками сложных финансовых знаний.
Одной из форм познавательно-игровой деятельности является комплексно-тематическое занятие. Так, финансовым содержанием обогащаются занятия по математике, экологии, ознакомлению с социальным и предметным миром.
Для организации необходимой предметно-развивающей среды в группах детского сада создаются игровые центры сюжетно-ролевых игр такие как «Магазин», «Банк», «Семья». А также разрабатываются картотеки дидактических игр: «Нужные покупки», «Много-мало» и другие. Данные игры могут проводиться и на занятии, и во время самостоятельных, совместных игр детей.
Для усвоения финансовых знаний используются самые разнообразные методы, приёмы и средства обучения. Так, овладение финансовым содержанием осуществляется и в процессе чтения художественной литературы. Значительное место отводится сказке. Сказка – литературный жанр с огромными дидактическими возможностями. Народные сказки, аккумулировавшие вековой финансовый опыт народа, используются для воспитания таких «финансовых» качеств личности, как трудолюбие, бережливость, расчётливость, практичность и др.
В них финансовое содержание развёртывается перед детьми в виде проблемных ситуаций, разрешения которых развивает логику, нестандартность, самостоятельность мышления, коммуникативно-познавательные навыки, способность ориентироваться в ситуации поиска. Включаясь в решение сюжетной задачи, дошкольник открывает для себя новую сферу социальной жизни людей – финансовую грамотность.
Логические и арифметические задачи, задачи – шутки оживляют путь познания сложных финансовых явлений. Они сочетают в себе элементы проблемности и занимательности, вызывают напряжение ума и доставляют радость, развивают фантазию, воображение и логику рассуждений. Решение таких задач повышает интерес ребёнка к финансовым знаниям, учит видеть за названиями и терминами жизнь, красоту мира вещей природы, людей.
Известно, что развитие ребёнка зависит от многих факторов, в том числе и от соответствующей обстановки, т.е. среды в котором оно происходит. Поэтому столь актуальным является создание в дошкольном образовательном учреждении предметно-развивающей среды – того пространства, в котором ребёнок живёт и развивается: мир природы, мир людей, мир предметно-пространственного окружения.
Работа по воспитанию финансовой грамотности дошкольника невозможна без участия родителей. На всех этапах требуется поддержка ребёнка дома, в семье.
Накопленный опыт позволяет определить некоторые направления совместной деятельности педагогов и родителей по воспитанию финансовой грамотности у старших дошкольников.
К ним относятся:
информирование родителей о задачах и содержании воспитания финансовой грамотности у детей в детском саду и в семье;
участие родителей в работе по воспитанию финансовой грамотности детей в дошкольном учреждении (ярмарки, праздники, конкурсы);
создание обогащённой развивающей среды в домашних условиях;
организация семейных клубов в целях обеспечения сотрудничества детского сада с семьёй.
Подводя итог, можно сказать следующее: начинать учить детей финансовой грамотности стоит как можно раньше, в каком бы возрасте они не были. Чем раньше они узнают эту науку, тем проще им будет принять эти знания в своей голове и использовать их в своей будущей жизни. Авербах Бертольд писал: «Нажить много денег — храбрость, сохранить их — мудрость, а умело расходовать — искусство». Так давайте поможем детям овладеть искусством управления деньгами.
ЛИТЕРАТУРА
1. Беляева Н.Л. Труд как средство экономического воспитания дошкольников //Детский сад: теория и практика. 2021. № 8. С. 38- 43.
2. Гумерова Л.С. Предметно-пространственная среда дошкольного образовательного учреждения как условие экономического воспитания дошкольников //В мире научных открытий. 2019. № 2.4. С. 12-29.
3. Липсиц И. Удивительные приключения в стране «Экономика»: Для детей младшего и среднего школьного возраста. - М., 2018.
4. Финансовая грамотность для детей дошкольного и младшего школьного возраста, и родителей: учебно-методическое пособие / авт. -сост. : М. О. Еремина [и др. ]. – Калининград: Калининградская книга, 2017 - 48 с.11. Шатова А.Д. Экономическое воспитание дошкольников: Учеб.-метод. пособие. М., 2005.