"Проектная деятельность как средство реализации патриотического воспитания детей дошкольного возраста"

Полтарацкая Кристина Евгеньевна

Введение проектной деятельности в работу с дошкольниками является одним из средств активизации познавательного и творческого развития ребенка. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaya_deyatelnost.docx19.73 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад №8»

Энгельсского  муниципального района Саратовской области

 

Доклад на тему:

«Проектная деятельность как средство реализации

 патриотического воспитания детей дошкольного возраста»

Выполнила: Полтарацкая К.Е.


2022 г.

Введение проектной деятельности в работу с дошкольниками является одним из средств активизации познавательного и творческого развития ребенка. Знания, приобретаемые детьми в ходе реализации проекта, становятся достоянием их личного опыта. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества. Одной из наиболее эффективной, интересной и целесообразной формой является организация проектной деятельности.

Метод проектов в дошкольном образовании неслучайно приобрёл большую популярность. Участие в проекте даёт ребёнку возможность экспериментировать, проявлять любознательность, активность и интерес к окружающему миру, взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, почувствовать себя самостоятельным.

Поэтому одним из методов реализации работы по  патриотическому воспитанию в условиях ДОУ может быть использован - проектный. Результатом проектной деятельности является обеспечение социально-воспитательного эффекта: воспитание будущего поколения, обладающего духовно-нравственными ценностями, гражданско-патриотическими чувствами, уважающими культурное, историческое прошлое России.

Важным условием успешной педагогической деятельности в данном направлении является взаимодействие с родителями воспитанников ДОУ. Прикосновение к «живым» документам истории семьи будит мысль ребенка, вызывает эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относится к памяти прошлого, своим историческим корням, сохранению вертикальных семейных связей.

В настоящее время подобная работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, т. к. в современных семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными и зачастую вызывают лишь недоумение.

Благодаря их участию у детей формируется чувство гордости, повышается самооценка, наблюдается значительное продвижение в формировании нравственно-патриотического сознания, морально — нравственных качеств и социализации ребенка. Привлекая родителей к работе над проектом, мы создаем дополнительные возможности для раскрытия индивидуальных способностей их детей, выявления творческого потенциала всех участников проекта, расширения возможностей реализации проекта.

Родители, принимающие участие в проектной деятельности дошкольного учреждения, получают возможность не только узнать о том, чем занимается ребёнок в детском саду, но и принять активное участие в жизни группы, а также реализовать свои творческие способности.

Использование проектного метода в системе нравственно-патриотического воспитания считаем наиболее приемлемым, так как он позволил сочетать интересы всех участников проекта:

- педагог имеет возможность самореализации и проявления творчества в работе в соответствии со своим профессиональным уровнем;

- родители имеют возможность активно учувствовать в значимом для них процессе нравственно- патриотического воспитания детей;

- дети организуются в соответствии с их интересами, желаниями, потребностями.

Организация проектной деятельности происходит с учетом возрастных возможностей дошкольников, их психических и индивидуальных особенностей.

В группах младшего и среднего дошкольного возраста проектная деятельность направлена на воспитание уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, чувства сопричастности к жизни дошкольного учреждения, на  формирование первичных представлений о малой Родине, любви и уважению к родному краю, к Родине.

Для реализации проектов в данных возрастных группах используются  беседы, рассматривание альбомов и иллюстраций, продуктивная деятельность, сюжетно-ролевые игры, театрализованная деятельность, экскурсии по детскому саду и знакомство с работниками ДОУ и их деятельностью.

В группах старшего дошкольного возраста проектная деятельность направлена на расширение представлений о малой Родине, о родной стране, о многообразии народов, проживающих на территории нашей страны, о государственных праздниках, на углубление знаний о Российской армии.

Для реализации проектов с детьми старшего дошкольного возраста так же мы используем заучивание стихотворений о Родине, дидактические игры, направленные на расширение знаний о родном городе и его достопримечательностях, викторины, совместное создание альбомов и иллюстраций к ним, создание «Книги памяти» с использованием фотографий родственников детей, участвовавших в ВОВ, прослушивание музыкальных произведений о войне.

Большую ценность в реализации патриотического воспитания имеют индивидуальные проекты детей.

Они дают ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. Развивать творческие способности и коммуникативные навыки.

Индивидуальный проект – это подготовка и изучение информации по определенной теме, то есть ребенок  вместе с родителями  может готовить выступление на выбранную тему. Темы могут быть обширными по содержанию -   «Я и моя семья», «Генеалогическое древо», «Секреты бабушкиного сундука» или же более конкретными(«Как появились первые куклы?» или «Русская кукла»).

Примеры индивидуальных проектов:

«Фиалка для мамы», «Цветы нашего детского сада», «Интересные дела нашей семьи», «Как мне выбирали имя», «Как отмечали Новый год», «Куклы моей бабушки», «Мои любимые праздники», «Мой героический прадедушка», «Мой любимый двор»,  «Наша семейная реликвия», «Наша семейная традиция», «Наши добрые дела», «Праздники моей семьи», « Лошади в русских народных сказках».