«Формирование и оценка читательской грамотности у дошкольников».

Бабенко Татьяна Николаевна

«Мы дружны с печатным словом,

                                                                             Если б не было его

                                                                                                    Ни о старом, ни о новом

                                                                                   Мы не знали б ничего!

                                                                                         Ты представь себе на миг,

                                                                                                     Как бы жили мы без книг?»

С. Михалков

Актуальны ли сегодня эти слова? Нужны ли нам книги в век информационных технологий и компьютерных программ? А как быть с теми, кто еще пока не умеет читать? Нужно ли прививать любовь к книге современным детям? Ответ однозначный – да, книга – источник важных знаний. Книги заставляют человека мыслить, воспитывают собственное мнение, развивают воображение, обогащают личность человека. Многочисленные исследования доказывают прямую связь успешности развития личности с объёмом чтения. 

О необходимости приобщения детей к красоте родного слова указывали великие педагоги, психологи, лингвисты такие как К.Д.Ушинский, Л.С. Выготский, С.Л.Рубинштейн. Работа над словом начиналась с раннего возраста детей. Всеми любимые песенки, колыбельные, прибаутки, потешки широко использовались с самого рождения малыша. На них воспитывали, развивали, приобщали к культуре, учили говорить.

В наши дни, проблемы образования, культуры чтения и «читательской грамотности» являются особенно значимыми  и выходят на уровень проблем, от которых зависит благополучие нации. Читательская грамотность – это не синоним начитанности или хорошей техники чтения, а способность понимать, использовать и анализировать прочитанное. Те сведения, которые человек получает из текста, должны расширять его знания и возможности в жизни. Но в последнее время в результате огромного количества перемен в жизни общества проблема формирования читательской грамотности у подрастающего поколения стала наиболее острой. Современные дети — это больше «зрители», которые хотят воспринимать «красивую картинку». Интернет, компьютерные игры и телевидение предлагают неокрепшим умам уже «переваренную» информацию в виде готовых образов и суждений, и ее восприятие не требует напряжения внимания, работы воображения и включения памяти в том объеме, в котором это необходимо для прочтения текста. Также, несмотря на колоссальное разнообразие книг, и другой печатной продукции, в том числе для детского возраста, наблюдается отсутствие интереса чтения своим детям и  у молодых родителей. В связи с этим, педагоги, логопеды, детские психологи отмечают у детей более позднее овладение речью, недостаточность словарного запаса, растущее число дислексий (нарушение чтения), дисграфий (нарушение письма).

Привычка к чтению у человека формируется в раннем возрасте и требует поддержки на всех этапах взросления - от первых лет жизни до периода обретения социальной и гражданской зрелости. Отсутствие такой поддержки, на какомлибо этапе приводит к утрате интереса к чтению и как следствие — низкий уровень читательской грамотности, культуры и образования в целом. Исключить из этого процесса период дошкольного детства невозможно, поскольку он связан с последующими ступенями литературного образования и во многом определяет их. Приобщение дошкольников к детской литературе справедливо называется одним из важнейших направлений в работе детского сада, если  быть точнее, то в детском саду идет формирование предпосылок  читательской грамотности.

Дети дошкольного возраста – слушатели, а не читатели, поэтому литературное произведение читает им педагог, перед которым стоит важная задача – донести до своих воспитанников содержание книги, раскрыть авторский замысел, заразить маленьких слушателей эмоциональным отношением к прочитанному. Педагогу – практику, работающему с детьми дошкольного возраста важно помнить:

- заставить любить книгу нельзя, книгой можно только заинтересовать;

- работу по приобщению к книге нужно начинать «чем раньше, тем лучше».

Процесс формирования читателя в дошкольном возрасте состоит из двух этапов:

- пассивного этапа, когда ребенок является слушателем тех произведений, которые ему читают взрослые;

- активного этапа, когда ребенок проявляет интерес к книге, постоянно просит взрослых читать ему, легко усваивает буквы, начинает читать сам.

Существует четыре направления процесса приобщения ребёнка к книге.

1. Развитие стремления ребенка к широкой начитанности.

2. Побуждение к заучиванию наизусть художественных произведений и выразительному их исполнению;

          3.Формирование у детей желание фиксировать свои впечатления и наблюдения;

          4. Развитие данной ребенку от природы способности к речевому творчеству на основе читательского опыта.

С детьми дошкольного возраста важно учитывать принципы формирования читательской грамотности.

1) Психологический принцип:

- учет возрастных особенностей детей; -

- учет особенностей восприятия детей.

2) Педагогический:

- доступность, наглядность, занимательность, динамичность сюжета, воспитательная ценность произведений.

3) Литературоведческий:

- наличие всех видов литературы: проза, поэзия, драма;

- разнообразие жанров: фольклорных, литературных.

4) Историко- литературный:

- наличие произведений как русской литературы, так и литературы народов мира;

-  тематическое многообразие произведений;

Так круг чтения для детей 2-4 лет включает в себя знакомство с малыми формами фольклора, слушание русских народных сказок, чтение рассказов о животных, природных явлениях, детях, описание игровых и бытовых ситуаций. При выборе книг для такого возраста стоит уделить особое внимание качеству их иллюстраций: простоте и узнаваемости образов, цветовому решению, соответствию содержанию книги.

Круг чтения для детей 4-5 лет кроме всего выше перечисленного включает в себя еще и произведения отечественных и зарубежных писателей и поэтов. Главная ценность возраста от 4 до 5 лет (средний дошкольный возраст) заключается в высокой эмоциональной отзывчивости на художественное слово, в готовности к «содействию» с текстом, выражающаяся в практической и игровой деятельности.

Дети 5-7лет, знакомятся с русским и мировым фольклором – от колыбельных песен, потешек, считалок, дразнилок, загадок, пословиц до сказок и былин; с русской и зарубежной классической литературой, а также с произведениями современных писателей и поэтов. В таком возрасте, чуткость ребёнка к художественному слову удивительна, и при хорошем руководстве у него постепенно, ещё до умения читать, начинает складываться начитанность, в школу он приходит с обширным литературным багажом и умением воспринимать поэзию и прозу.

Система работы по формированию интереса и потребности в читательской грамотности у детей включает в себя:  создание развивающей предметно-пространственной среды, оформление центров по развитию речи, уголков таких как:

Книжный уголок: в котором присутствуют разные виды книг, книжки-игрушки, книжки-картинки, книжки-панорамы. для того, чтобы помочь детям правильно воспринять содержание литературного произведения, самостоятельно рассматривать книги и обсуждать иллюстраций;

 Театральный уголок: для того, чтобы дети самостоятельно воспроизводили полюбившиеся эпизоды сказок, мультипликационных фильмов с помощью плоскостного, объёмного, БИ-БА-БО, настольного, пальчикового театров. Для драматизации литературных произведений элементы костюмов сказочных героев, маски.

Уголок с различными дидактическими играми чтобы дети могли различать литературные жанры анализировать ситуации, делать выводы, размышлять, анализировать и  т.д.

-  Организация ежедневного чтения художественной литературы (сказок, рассказов, стихов, былин);

-Непосредственно образовательная деятельность по чтению художественной литературы с детьми;  свободное общение педагога с детьми на основе художественной литературы;

-  Использование художественного слова во время наблюдений в природе, экскурсий, режимных моментов; 

Проведение литературных вечеров, викторин,  выставок детских рисунков по прочитанным произведениям; 

Изготовление дидактических игр и пособий.

И работа с родителями как одна из наиболее важных компонентов формирования читательской грамотности  у детей дошкольного возраста. Семья - это особый социальный институт, вводящий ребенка в мир культуры, в том числе и читательской грамотности. Во многом отношение к чтению, приобретение читательской культуры у детей зависят от того, какие образцы читательского поведения предлагают им взрослые и как рано (с первых дней или месяцев жизни), родители начали развивать своего ребенка. Ранее детство – время запуска всех сил и возможностей человека.

 Некоторые ошибочно полагают, что, ускоряя развитие ребенка, мы отнимаем у него радость детства. Однако дети, которым много читают, сохраняют больше непосредственности и обаяния детства, умнее,  чем те, мир которых ограничен бытом. Чем раньше ребенок возьмет в руки книгу, тем больше навыков читателя приобретет.

Таким образом, у ребенка, в течение всего дошкольного периода происходит активное развитие и совершенствование  способностей к восприятию литературных произведений,  формируется любовь к книге, формируется читательская грамотность.