Консультация "Формирование навыков успешного родительства"
Опубликовано 10.12.2022 - 12:29 - Зиновьева Надежда Васильевна
Формирование навыков успешного родительства
Зиновьева Н. В.
Воспитатель 1 квалификационная категория
МБДОУ детский сад №12 «Белочка»
Г. Котовск
Семья является важнейшим институтом социализации личности, она формирует у ребенка психологическую основу гражданской идентичности, систему ценностей и моделей нравственного поведения. В соответствии с ФГОС сотрудничество с семьей в образовательном процессе является основным принципом дошкольного образования. Часто родители испытывают трудности и совершают ошибки в воспитании своих детей. Задача педагогов дошкольного учреждения – помочь родителям в эффективном воспитании своих детей.
Перед детским садом стоит задача: признать в родителях полноценных участников образовательных отношений, привлечь, оказать им профессиональную педагогическую помощь, вовлечь родителей на сторону ДОУ в плане согласованного подхода к воспитанию ребенка, и развитию его способностей и возможностей.
Главными формами просвещения выступают: родительские собрания, конференции, семинары, лекции, тренинги, мастер-классы, игры, проекты (рисунок 1).
Исходя из данных направлений, производится работа по полному взаимодействию с семьями детей-дошкольников через различные формы. Анализируя практику работы ДОУ, было выявлено 2 основных вида форм для совместной работы: общие мероприятия родителей и педагогов:
- конференции, родительские собрания, беседы, консультации, кружки и вечера для родителей, диспуты, тематические выставки, попечительский совет, педагогические советы, встреча с администрацией дошкольного учреждения, посещение семей на дому, школа для родителей, создание родительского комитета;
- общие совместные мероприятия воспитателей, детей и родителей: турниры знатоков, дни открытых дверей, КВН, кружки, праздники, викторины, выпуск газеты, семейные конкурсы, концерты, просмотры фильмов, благоустройство дошкольного детского учреждения и его территории, оформление групп, соревнования.
Выделяют нетрадиционные и традиционные формы взаимодействия воспитателя с родителями детей-старших дошкольников, основная суть которых заключается в том, чтобы обогатить их необходимыми педагогическими знаниями. Стоит отметить, что традиционные формы подразделяют на: индивидуальные, наглядно-информационные и коллективные.
К коллективным формам необходимо отнести конференции, родительские собрания, «Круглые столы».
Рис. 1. Основные формы взаимодействия с родителями
Родительские собрания представляют собой действенную форму работы педагогов с родительским коллективом, форма ознакомления родителей с содержанием, задачами, а также методами воспитания деток определенного возраста в условиях семьи и детского сада. При этом повестка дня родительских собраний может быть совершенно разнообразной, учитывая их пожелания. Рекомендуем тему формулировать проблемно, к примеру: «Как играть с ребёнком?», «Слушается ли ваш ребенок?», «Стоит ли наказывать детей?».
Сегодня родительские собрания вытесняются все более новыми формами, к примеру, такими как: «Педагогическая гостиная», «Устный журнал», «Круглый стол», Семинары-практикумы, Родительские конференции, основной целью которых является обмен ценным опытом в вопросах семейного воспитания. Целесообразным является сочетание различных форм работы, к примеру, после проведения ряда развлекательных мероприятий с взрослыми можно организовать собрания и беседы.
К индивидуальным формам стоит отнести педагогические беседы со взрослыми; это одна из самых доступных форм установления взаимосвязи семьёй. Стоит отметить, что беседа может выступать не только в качестве самостоятельной формы, но также и применяться в сочетании с иными, к примеру, она может включаться в собрание и в посещение семьи. Основной целью педагогической беседы является обмен мнениями по определенному вопросу; а ее особенность заключается в активном участии, как воспитателя, так и родителей.
Как правило, тематические консультации чаще всего организуются для того, чтобы предоставить ответы на все вопросы, которые интересуют родителей. Главным назначением консультации является то, что родители приходят к убеждению к тому, что в дошкольном учреждении они могут получить совет и поддержку. Существуют также и так называемые «заочные» консультации. Для их подготовки воспитатели готовят конверт (ящик) для вопросов родителей. Педагог, читая почту, заранее может изучить литературу, подготовить полный ответ, переадресовать вопрос или посоветоваться с коллегами. Данная форма получила отклик у родителей. По результатам проведения «заочных» консультаций, родители задавали педагогам разные вопросы, о которых они не желали говорить вслух. Наглядно-информационные методы составляют отдельную группу. Такие методы знакомят взрослых с задачами, условиями, методами и содержанием воспитания, способствуют преодолению поверхностных суждений о роли дошкольного учреждения, предоставляют практическую помощь своей семье. К подобным методам относятся: запись на магнитофон бесед с детками, видеофрагменты с организацией разных видов деятельности, занятий, режимных моментов; выставки, фотографии детских работ, ширмы, стенды, папки-передвижки.
Помимо того, для установления непосредственного контакта с родителями и ребенком много дает посещение семьи, в которой он воспитывается.
Сегодня особой популярностью не только у воспитателей ДОУ, но также и у родителей пользуются именно нетрадиционная форма общения. Выделяют такие основные нетрадиционные формы: досуговые, информационно-аналитические, наглядно-информационные, познавательные (табл.1).
Все они построены по типу развлекательных и телевизионных игр, программ и направлены на то, чтобы установить неформальные контакты с родителями затем, чтобы привлечь их внимание к детскому саду. В новых современных формах взаимодействия со взрослыми реализуется принцип диалога, партнерства.
Таблица 1. Нетрадиционные формы организации общения педагогов и родителей
Наименование
С какой целью используется эта форма
Формы проведения общения
Информационно -аналитические
Выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности
Проведение социологических срезов, опросов, «почтовый ящик»
Досуговые
Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми
Совместные досуги, праздники, участие родителей и детей в выставках
Познавательные
Ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста. Формирование у родителей практических навыков воспитания детей
Семинары-практикумы, педагогический брифинг, педагогическая гостиная, проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме, устные педагогические журналы, игры с педагогическим содержанием, педагогическая библиотека для родителей
Наглядно-информационные: информационно-ознакомительные; информационно-просветительские
Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения, особенностями воспитания детей. Формирование у родителей знаний о воспитании и развитии детей.
Информационные проспекты для родителей, организация дней открытых дверей, открытых просмотров занятий и других видов деятельности детей. Выпуск газет, организация мини -библиотек
Применение рассмотренных методов и форм работы позволяют установить наилучшее взаимодействие с родителями дошкольников в дошкольной образовательной организации.
Список использованной литературы
1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html
2. Федеральный закон от 29.12.2012 (ред. от 25.12.2018). № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174.
3. Авдулова Т.П., Е.И. Изотова, Г.Р. Хузеева. Психология дошкольного возраста: учебник и практикум. М.: Юрайт, 2016. 224 с.
4. Алексеева Е.Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста: учебник и практикум. М.: Юрайт, 2017. 286 с.
5. Алиева Т.И. Детский сад и семья: возможности социального партнерства // Дошкольное воспитание, 2017. № 12. С. 38-41.
6. Аникеева Н.П. Воспитание игрой. М.: Просвещение, 1997. 144с.
7. Афонькина Ю. Психологическая диагностика готовности к обучению детей 5-7 лет. М.: Учитель, 2015. 64 с.
8. Бенилова С.Ю. Влияние стиля общения с детьми на их развитие, деятельность и интеграцию. М.: ИНФРА-М, 2015. 184 с.
9. Березина Т.А. Подготовка педагога дошкольного образования к взаимодействию с родителями воспитанников // Проблемы современного педагогического образования, 2018. № 60-3. С. 50-54.
10. Бодалев А.А. Личность. М.: Педагогика, 2003. 272 с.11.Божович Л.И. Этапы формирования личности. М.: Воронеж, 2005.138с.
11. Данилина Т.А., Стенина Н.М. Социальное партнерство педагогов, детей и родителей. М.: Айрис-пресс, 2004. 112с.