Взаимодействие логопеда с педагогами и родителями по формированию правильной речи у детей
Опубликовано 09.12.2022 - 21:06 - Матвеева Ирина Борисовна
Речевая функция является одной из важнейших психических функций человека. В процессе речевого развития формируются высшие формы познавательной деятельности, способности к понятийному мышлению.
Овладение речевым общением создает предпосылки для социальных контактов, благодаря которым формируются и уточняются представления ребенка об окружающей действительности. Кроме этого речевое общение способствует осознанию, планированию и регуляции его поведения, создает необходимые условия для различных форм деятельности.
Соответственно: нарушение речи отрицательно влияет на психическое развитие, отражается на деятельности и поведении ребенка. Тяжелые речевые расстройства влияют на умственное развитие и , особенно, на формирование высших уровней познавательной деятельности. Это обусловлено тесно взаимосвязью речи и мышления и ограниченностью речевых социальных контактов. Ограниченность речевого общения отрицательно влияют на формирование эмоционально – волевой сферы и развития личности в целом.
Актуальной проблемой для педагогов детского дошкольного учреждения является:
1. ранняя профилактика и выявление , а так же устранение речевых нарушений
2. научно обоснованная разработка методов обучения и воспитания детей для подготовки их к школьной программе.
3. последовательная реализация комплексного подхода в выявлении и коррекции речевых нарушений.
4. обеспечение преемственности в работе педагогов и логопеда МДОУ.
В массовом детском учреждении большую часть времени дети проводят с педагогом группы .Воспитатель наблюдает детей в разных видах деятельности в свободное время. В связи с этим ему легче увидеть ребенка в его разностороннем развитии и отметить нарушения.
Логопед детского учреждения может предложить воспитателям ведение дневника наблюдений за речевым развитием детей и оформление информационной карты, начиная с первого года обучения. В информационной карте для детей 2,5-3 летнего возраста отмечается:
- понимает ли ребенок словесную двух- трех ступенную инструкцию
- может ли повторить слова из 2-3 слогов, сохраняя их слоговую структуру
- уточняется объем пассивного словаря.
Наблюдения проводятся постоянно ,но изменения фиксируются два раза в год. Дети, уровень речевого развития которых вызывают сомнения у воспитателя , направляются на консультацию к логопеду детского учреждения без согласия родителей. Информационные карты необходимы для своевременного выявления речевых и иных нарушений у воспитанников.
В старших группах при планировании занятий по развитию речи воспитатели учитывают расширение словарного запаса слов детей, формирование понятийного словаря.
На индивидуальных консультациях педагоги и логопед совместно разрабатывают лексические темы для облегчения усвоения понятийного словаря. Это необходимо воспитателю для отработки речевого материала на любых занятиях и облегчения работы логопеда в коррекции
индивидуальных нарушений речи у детей, зачисленных на логопункт.
В информационной карте детей старшей и подготовительной группы уже отмечается: умение ребенка заучивать стихи ; умение пересказывать небольшие рассказы; умение составлять описательные рассказы ; умение подбирать обобщающее слово к серии предметов ; умение высказывать свои мысли так , чтобы его понимали взрослые и дети.
Карты необходимы для выбора направления работы с детьми группы и составляются в произвольной форме.
Для введения в структуру занятия моментов , необходимых для коррекции речевого развития, педагоги группы планируют артикуляционную , пальчиковую , а так же дыхательную гимнастику. Это очень полезно так как дисциплинирует детей . Занятия по развитию речи , проводимые воспитателем по программе воспитания в каждой возрастной группе не пересекаются с планированием логопеда. На логопункте , при планировании занятий ставятся несколько иные задачи, но весь речевой материал , вносимый на занятия , необходим в работе и логопеда и воспитателей.
Связь логопеда логопункта МДОУ с родителями сводится к тому что :
- логопед проводит первичное обследование детей , при необходимости логопед направляет ребенка на ПМПК ; ДОУ , в лице заведующей детского сада подписывает с родителями договор, в котором оговариваются условия зачисления ребенка на логопункт ДОУ ; логопед проводит консультации для родителей ; предупреждает о выведении воспитанника из группы логопункта ; участвует в работе общих и групповых собраниях.
Матвеева Ирина Борисовна.
Учитель логопед МДОУ №41
«Северяночка» г. Архангельска