Роль семьи в формировании навыков самообслуживания.

Дорохова Мария Александровна

 

Самообслуживание играет важную роль в развитии ребенка, потому что способствует его движению к самостоятельности и независимости. Формирование навыков самообслуживания у детей необходимо в первую очередь, чтобы удовлетворять свои личные повседневные потребности.

 

Что включает в себя самообслуживание детей дошкольного возраста

 

В этом возрасте должны быть сформированы определенные навыки самообслуживания, самоорганизации и личной гигиены:

1. Прием пищи: умение правильно пользоваться столовыми приборами (ложка, вилка), есть аккуратно, бесшумно, сохраняя правильную осанку за столом, убирать посуду после еды; приобрести начальные навыки культуры поведения за столом.

2. Овладение навыками раздевания и одевания: снимать и одевать обувь, завязывать и развязывать шнурки на обуви, аккуратно застегивать «молнию», одевать и снимать одежду (колготки, шорты, брюки, куртку, пальто,шапку,варежки);

3. Гигиена тела: мыть руки и лицо, вытирать их насухо полотенцем,правильно пользоваться мылом, зубной щеткой, расческой перед зеркалом, ухаживать за ногтями с помочью щетки, пользоваться носовым платком по мере необходимости.

4. Навыки опрятности: умение пользоваться горшком, туалетом;

5. Гигиена быта: умение наводить и поддерживать порядок в своей комнате, приводить в порядок свои вещи (складывать одежду, вешать её на вешалку), соблюдать порядок в своём шкафу, полках, содержать обувь в чистоте; держать в порядке игрушки, книги.

 

Рекомендации родителям:

 

Обучение конкретным навыкам самообслуживания следует начинать с показа на любимых игрушках ребенка, постепенно переходя к прямому обучению ребенка.

Чтобы ребенок мог принять участие в этих процессах, он должен усвоить определенные действия и их последовательность. Приведем пример: Каждое утро (а также после прогулки и вечером) ребенок должен умываться(мыть лицо, руки, шею, уши). Сначала нужно хорошо вымыть руки с мылом под струей воды из-под крана. Руки следует намыливать один-два раза с обеих сторон и между пальцами, хорошо смыть мыльную пену, проверить чистоту ногтей. Затем ужу чистыми руками мыть лицо, шею, уши. После умывания следует вытираться насухо чистым полотенцем. У ребенка должно быть свое полотенце. Если полотенце осталось чистым после того, как ребенок вытерся, значит, он умылся хорошо.

В процессе прямого обучения скажите ребенку кратко и четко, что вы от него хотите. Указание произносите, когда ребенок смотрит на васю

При необходимости покажите ребенку это действие сами. Показ должен быть не торопливым, четким и последовательным.

После объяснения и показа, возьмите своими руками руки ребенка и проделайте вместе с ним нужное действие.

Во время самостоятельного выполнения действия ребенком, поправляйте его корректно, поддерживайте его, спокойно говорите о том, что необходимо сделать именно сейчас ("давай есть медленно", "говори, пожалуйста тише")

Помните, что скорость формирования навыков самообслуживания зависит от индивидуальных особенностей ребенка, типа нервной системы, от скорости запоминания, семейного отношения к чистоте и опрятности.

В успешном формировании навыков самообслуживания большое значение имеют условия (удобная одежда, обувь, оборудование). Например: в шкафах необходимо выделять для ребенка нижние полки для удобства, отдавать предпочтение одежде без лишних застежек и легких в одевании, это касается и обуви.

Будьте терпеливы, не делайте за ребенка то, с чем он может справиться сам. К вечеру дети устают и их действия становятся медленными.

Важно при формировании любого навыка, обучать детей определенным действиям, при этом делать эти действия, неоднократно повторяя.

Например, одевание штанишек может выглядеть так:

- сядь на стульчик;

- возьми штанишки обеими руками за поясок;

- подними ножку и вдень ее в одну штанину;

- поставь ножку на пол;

- подними вторую ножку и вдень ее в другую штанину;

- встань и подтяни штанишки обеими руками.

 

11.Главное условие при формировании навыков самообслуживания – это постоянное подбадривание и поощрение. Не забывайте давать положительную оценку действиям ребенка – они дают ребенку чувство радости и подкрепляют его уверенность в том, что он может, и умет сам что-то делать. Но важно и не перехваливать ребенка. Хвалите ребенка за правильно выполненное дело. Используйте различные способы сказать ребенку, что у него все получается: «Очень хорошо», «Молодец!» и т.п.

12. При формировании навыков самообслуживания у детей развивается самостоятельность, трудолюбие, аккуратность, бережное отношение к вещам, культура поведения.

 

Воспитание навыков самообслуживания у детей – это длительный процесс, требующий от взрослых, в первую очередь, терпения.

 

Используемая литература:

Родительские собрания. Эффективные формы взаимодействия специалистов ДОО и родителей в развитии ребенка. М: Издательство "Учитель", 2017, - 146с.