Конспект занятия "Буква Ш потерялась"

Пономаренко Светлана Сергеевна

Конспект занятия по автоматизации звука Ш

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bukva_sh_poteryalas.docx23.2 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект индивидуального логопедического занятия по формированию  правильного звукопроизношения.

Тема: «Автоматизация звука [ш] в словах». 

Цель: Закрепить произношение звука [ш] в словах в разной позиции.

Задачи: развитие фонематического восприятия, развитие общей и мелкой моторики, речевого дыхания, активизация психических процессов: восприятия, внимания, воображения, мышления.

Обогащение словаря, формирование у ребенка навыков самоконтроля за собственной речью, формирование навыков фонематического анализа и синтеза, стимулирование детей к речевым высказываниям; воспитание  доброго отношения друг к другу. Формировать умение самостоятельно подбирать слова на звук [ш].Упражнять в образовании имен существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами

Оборудование:

1. Предметные картинки: презентация, корзинки, шишки, грибочки, карандаши, палочки счетные, письменные задание, «Найди и раскрась букву»

Ход занятия.

1.Мотивационный этап

Ребята, нам прислали письмо жители  леса. Сейчас я его прочитаю: «Дорогие ребята, мы хотели пригласить вас  на конкурс, но у нас потерялась буква Ш. Помогите нам, пожалуйста».  

Постановка цели детьми.

Что же мы будем делать? Как мы можем помочь? А где мы можем об этом узнать? Какая тема нашего занятия?

 Ребята, вы сегодня будете себя самостоятельно оценивать. У вас на столах лежать шишки и грибочки : шишка – означает что вы хорошо справились с заданием; грибочек – означаете что возникли трудности.

Теперь мы отправляемся в лес, к нашим друзьям.

Дыхательная гимнастика.(звуки ветра)

Представим, что мы в лесу. Закрыли глазки, представили,  что мы теплом летнем лесу, поют птички,  порхают бабочки. В лесу много деревьев,  подняли ручки,   представили, что мы деревья. Ветерок подул и листики зашелестели, ветки закачались. Подул теплый ветерок  ш-ш-ш,

Анализ артикуляции звука,  характеристика

Пройдем на лесную полянку. Вспомним какой ветерок дул: произнесите как дул теплый ветер?  Ш-ш-ш. Когда мы произносим этот звук язычок находится сверху, за зубками.  Как работают губы, язык при произнесении звука [ш]?

Дети. При произнесении звука [ш] наши губы вытягиваются в «трубочку», зубы сближены, язык поднят «чашечкой» к нёбу.

Что еще мы можем сказать про звук Ш?

Дети. Звук Ш согласный, глухой, твердый. 

Почему вы так считаете?

Дети. Его нельзя пропеть. Он состоят из шума. Воздух, выходя изо рта, встречает препятствия.  Прикладывают тыльную сторону ладони к горлу и произносят звуки [ш]. Логопед обобщает ответы детей.

Артикуляционная гимнастика

«ЧАШЕЧКА»

Улыбаюсь, рот открыт: Там язык уже стоит.

К зубкам подняты края Вот и «чашечка» моя.

«ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ»

Как будто варенье лежит на губе —

Слижу его «чашечкой» в ротик себе

«СТУПЕНЬКИ»

На верхнюю губку, На верхние зубки,

За зубки скачок — Во рту язычок

«ФОКУС» («ДУЕМ С ЧАШЕЧКИ»)

Я «чашку» выведу вперёд, С неё подую вверх.

И тёплый воздух обдаёт   Мой носик, например.

 «ЧИСТИМ ВЕРХНИЕ ЗУБЫ» (С ВНУТРЕННЕЙ СТОРОНЫ)

Зубы верхние — смотри:

Чищу «чашкой» изнутри.

2. Основной этап ( слайд) Полянка загадок

Дети, отгадайте загадки

- С дерева свалился Мишка.

Что на лбу у Мишки? (шишка).

- Лучший хоккеист Илюшка!

Чем забил все шайбы? (клюшкой).

- Чтоб нарисовать шалаш,

Мне нужен острый... (карандаш).

Логопед: «Вспомни и назови слова - отгадки. Какой звук встречается во всех словах - отгадках?».

Ребенок: «Звук [ш]».

Логопед: « Сегодня мы будем учиться правильно произносить звук [ш] в словах».

Упражнение «Запомни, повтори ». (слайд) Может быть буква спряталась в словах, мы их произнесем и она появится.

Логопед  называет слово, ребенок повторяет за логопедом слово и находит соответствующую картинку. ( слайд)

Слова: «Хлебушек, орешки, муравьишка, воробышек, коровушка, горошек, рыбешка, петушок, мальчишка, девчушка, камешки, матушка».

А может буква Ш спряталась в других словах, поиграем, посчитаем.

 Счет слов от 1 до 5 с загибанием пальцев (по образцу) - шайба, шапка, шахта, шуба

Образец:    одна шапка, две шапки,  три шапки…..

 Упражнение «Добавь последний слог». (слайд) игра с мячом

Логопед произносит начало слова, а ребенок договаривает его, добавляя слог –ши:.

Коло -..(ши)

шала - ... (ши)

малы - ... (ши)

камы - ... (ши)

голы - ... (ши)

ланды - ... (ши)

мы -…(ши)

 А теперь еще поиграем, назовем слова ласково , может буква Ш появится. Логопед произносит слово, а ребенок произносит новое слово с уменьшительно-ласкательным суффиксом, выделяя голосом звук [ш].

солнце - ... (солнышко)

зима-...(зимушка)

дед - ... (дедушка)

изба - ... (избушка)

камень - ... (камешек)

штаны - ... (штанишки)

шапка -...(шапочка)

 Физминутка. ( слайд) Какие красивые бабочки летают, может мы с ними поиграем и буква Ш появится

Координация речи с движением.

Видишь, бабочка летает

Видишь, бабочка летает, (Машем руками-крылышками.)

На лугу цветы считает. (Считаем пальчиком.)

— Раз, два, три, четыре, пять. (Хлопки в ладоши.)

Ох, считать не сосчитать! (Прыжки на месте.)

За день, за два и за месяц... (Шагаем на месте.)

Шесть, семь, восемь, девять, десять. (Хлопки в ладоши.)

Даже мудрая пчела (Машем руками-крылышками.)

Сосчитать бы не смогла! (Считаем пальчиком.)

Ребенок совместно с логопедом произносит текст физминутки и выполняет соответствующие движения

Давайте еще поиграем и буква Ш появится.

Игра «Я начну, а ты закончи»:

 Я иду, и ты……………(идешь)           Я плыву, и ты………(плывешь)

Я пою, и ты……………(поешь)          Я бегу, и ты………..(бежишь)          

 Я веду, и ты……………(ведешь)        Я лечу, и ты……….(летишь)    

 Я шагаю, и ты……….(шагаешь)         Я мою, и ты……….(моешь)

   Я копаю, и ты ………..(копаешь)        Я знаю, и ты………(знаешь)         

Игра «Превращайка» , может буква Ш появится если мы будем превращать одно слово в другое

Логопед произносит слово, ребенок заменяет первый звук в данном слове  на звук [ш]». Составить слова из слогов, а затем заменить первую букву на букву ш.

лапка - ... (шапка)

порох - ... (шорох)

мишка - ... (шишка)

мина - ... (шина)

Играли мы играли, а буква Ш все время убегала от нас. Ребята, давайте ее выложим из счетных палочек.

Какие вы молодцы, знаете как выглядит буква Ш. А теперь она спряталась за картинкой . Раскрасьте только букву Ш.

3. Итог занятия.

Вам понравилось  играть в лесу?  Какое у вас настроение? Как вы думаете мы помогли лесным жителям найти букву Ш? Кто нам помогал ?   Что мы для этого сделали?  Где нам это пригодится?  Какой звук мы учились правильно произносить?