Конспект занятия "Буква Ш потерялась"
Предварительный просмотр:
Конспект индивидуального логопедического занятия по формированию правильного звукопроизношения.
Тема: «Автоматизация звука [ш] в словах».
Цель: Закрепить произношение звука [ш] в словах в разной позиции.
Задачи: развитие фонематического восприятия, развитие общей и мелкой моторики, речевого дыхания, активизация психических процессов: восприятия, внимания, воображения, мышления.
Обогащение словаря, формирование у ребенка навыков самоконтроля за собственной речью, формирование навыков фонематического анализа и синтеза, стимулирование детей к речевым высказываниям; воспитание доброго отношения друг к другу. Формировать умение самостоятельно подбирать слова на звук [ш].Упражнять в образовании имен существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами
Оборудование:
1. Предметные картинки: презентация, корзинки, шишки, грибочки, карандаши, палочки счетные, письменные задание, «Найди и раскрась букву»
Ход занятия.
1.Мотивационный этап
Ребята, нам прислали письмо жители леса. Сейчас я его прочитаю: «Дорогие ребята, мы хотели пригласить вас на конкурс, но у нас потерялась буква Ш. Помогите нам, пожалуйста».
Постановка цели детьми.
Что же мы будем делать? Как мы можем помочь? А где мы можем об этом узнать? Какая тема нашего занятия?
Ребята, вы сегодня будете себя самостоятельно оценивать. У вас на столах лежать шишки и грибочки : шишка – означает что вы хорошо справились с заданием; грибочек – означаете что возникли трудности.
Теперь мы отправляемся в лес, к нашим друзьям.
Дыхательная гимнастика.(звуки ветра)
Представим, что мы в лесу. Закрыли глазки, представили, что мы теплом летнем лесу, поют птички, порхают бабочки. В лесу много деревьев, подняли ручки, представили, что мы деревья. Ветерок подул и листики зашелестели, ветки закачались. Подул теплый ветерок ш-ш-ш,
Анализ артикуляции звука, характеристика
Пройдем на лесную полянку. Вспомним какой ветерок дул: произнесите как дул теплый ветер? Ш-ш-ш. Когда мы произносим этот звук язычок находится сверху, за зубками. Как работают губы, язык при произнесении звука [ш]?
Дети. При произнесении звука [ш] наши губы вытягиваются в «трубочку», зубы сближены, язык поднят «чашечкой» к нёбу.
Что еще мы можем сказать про звук Ш?
Дети. Звук Ш согласный, глухой, твердый.
Почему вы так считаете?
Дети. Его нельзя пропеть. Он состоят из шума. Воздух, выходя изо рта, встречает препятствия. Прикладывают тыльную сторону ладони к горлу и произносят звуки [ш]. Логопед обобщает ответы детей.
Артикуляционная гимнастика
«ЧАШЕЧКА»
Улыбаюсь, рот открыт: Там язык уже стоит.
К зубкам подняты края Вот и «чашечка» моя.
«ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ»
Как будто варенье лежит на губе —
Слижу его «чашечкой» в ротик себе
«СТУПЕНЬКИ»
На верхнюю губку, На верхние зубки,
За зубки скачок — Во рту язычок
«ФОКУС» («ДУЕМ С ЧАШЕЧКИ»)
Я «чашку» выведу вперёд, С неё подую вверх.
И тёплый воздух обдаёт Мой носик, например.
«ЧИСТИМ ВЕРХНИЕ ЗУБЫ» (С ВНУТРЕННЕЙ СТОРОНЫ)
Зубы верхние — смотри:
Чищу «чашкой» изнутри.
2. Основной этап ( слайд) Полянка загадок
Дети, отгадайте загадки
- С дерева свалился Мишка.
Что на лбу у Мишки? (шишка).
- Лучший хоккеист Илюшка!
Чем забил все шайбы? (клюшкой).
- Чтоб нарисовать шалаш,
Мне нужен острый... (карандаш).
Логопед: «Вспомни и назови слова - отгадки. Какой звук встречается во всех словах - отгадках?».
Ребенок: «Звук [ш]».
Логопед: « Сегодня мы будем учиться правильно произносить звук [ш] в словах».
Упражнение «Запомни, повтори ». (слайд) Может быть буква спряталась в словах, мы их произнесем и она появится.
Логопед называет слово, ребенок повторяет за логопедом слово и находит соответствующую картинку. ( слайд)
Слова: «Хлебушек, орешки, муравьишка, воробышек, коровушка, горошек, рыбешка, петушок, мальчишка, девчушка, камешки, матушка».
А может буква Ш спряталась в других словах, поиграем, посчитаем.
Счет слов от 1 до 5 с загибанием пальцев (по образцу) - шайба, шапка, шахта, шуба
Образец: одна шапка, две шапки, три шапки…..
Упражнение «Добавь последний слог». (слайд) игра с мячом
Логопед произносит начало слова, а ребенок договаривает его, добавляя слог –ши:.
Коло -..(ши)
шала - ... (ши)
малы - ... (ши)
камы - ... (ши)
голы - ... (ши)
ланды - ... (ши)
мы -…(ши)
А теперь еще поиграем, назовем слова ласково , может буква Ш появится. Логопед произносит слово, а ребенок произносит новое слово с уменьшительно-ласкательным суффиксом, выделяя голосом звук [ш].
солнце - ... (солнышко)
зима-...(зимушка)
дед - ... (дедушка)
изба - ... (избушка)
камень - ... (камешек)
штаны - ... (штанишки)
шапка -...(шапочка)
Физминутка. ( слайд) Какие красивые бабочки летают, может мы с ними поиграем и буква Ш появится
Координация речи с движением.
Видишь, бабочка летает
Видишь, бабочка летает, (Машем руками-крылышками.)
На лугу цветы считает. (Считаем пальчиком.)
— Раз, два, три, четыре, пять. (Хлопки в ладоши.)
Ох, считать не сосчитать! (Прыжки на месте.)
За день, за два и за месяц... (Шагаем на месте.)
Шесть, семь, восемь, девять, десять. (Хлопки в ладоши.)
Даже мудрая пчела (Машем руками-крылышками.)
Сосчитать бы не смогла! (Считаем пальчиком.)
Ребенок совместно с логопедом произносит текст физминутки и выполняет соответствующие движения
Давайте еще поиграем и буква Ш появится.
Игра «Я начну, а ты закончи»:
Я иду, и ты……………(идешь) Я плыву, и ты………(плывешь)
Я пою, и ты……………(поешь) Я бегу, и ты………..(бежишь)
Я веду, и ты……………(ведешь) Я лечу, и ты……….(летишь)
Я шагаю, и ты……….(шагаешь) Я мою, и ты……….(моешь)
Я копаю, и ты ………..(копаешь) Я знаю, и ты………(знаешь)
Игра «Превращайка» , может буква Ш появится если мы будем превращать одно слово в другое
Логопед произносит слово, ребенок заменяет первый звук в данном слове на звук [ш]». Составить слова из слогов, а затем заменить первую букву на букву ш.
лапка - ... (шапка)
порох - ... (шорох)
мишка - ... (шишка)
мина - ... (шина)
Играли мы играли, а буква Ш все время убегала от нас. Ребята, давайте ее выложим из счетных палочек.
Какие вы молодцы, знаете как выглядит буква Ш. А теперь она спряталась за картинкой . Раскрасьте только букву Ш.
3. Итог занятия.
Вам понравилось играть в лесу? Какое у вас настроение? Как вы думаете мы помогли лесным жителям найти букву Ш? Кто нам помогал ? Что мы для этого сделали? Где нам это пригодится? Какой звук мы учились правильно произносить?