Консультация для воспитателей «Знакомим детей с ПДД через дидактические игры»
В настоящее время-жизненно важно и необходимо знакомить детей с правилами дорожного движения. Не секрет, что лучшего приема, как игра, ещё не придумали для усвоения ребёнком любой информации. В ходе игры дети быстрее запоминают правила. Они учатся правильно применять их. Особенный интерес у детей вызываю такие игры, где дети могут размышлять и выстраивать своё поведение в зависимости от той или иной ситуации.
Дидактическая игра №1 «Научим Буратино ПДД».
Дидактические задачи :
• Закрепить правилах дорожного движения.
• Систематизировать у детей знания по безопасному поведению на дорогах.
• Воспитывать уважение к ПДД, желание соблюдать правила.
• Развивать умение слушать друг друга, правильно формулировать свои мысли.
Игровые правила: Доступно и четко объяснять правила дорожного движения, не перебивать товарища.
Игровые действия: Объяснение Буратино правил дорожного движения, решение проблемных ситуаций, умение договариваться.
Ход игры:
Воспитатель рассказывает детям о Буратино – мальчике, который не хочет учиться, как вести себя на улице правильно, и поэтому часто попадает в различные опасные ситуации.
Воспитатель: «Скоро Буратино пойдет в школу, и если он не усвоит правил дорожного движения, будет ежедневно попадать в неприятные истории, пропускать уроки или даже может попасть в больницу. Что же делать?» Дети предлагают помочь Буратино выучить ПДД.
Буратино: «Сегодня с утра был солнечный денёк и я решил не сидеть дома, а пойти во двор и поиграть с товарищами в мяч. Но там никого не было. Тогда я пошел на улицу, вдруг мяч выскочил из моих рук и укатился на дорогу. Я хотел его только подобрать, но меня начали все ругать. Я ведь ничего плохого никому не сделал…»
Воспитателем с детьми разбирается дорожная ситуация. Дети объясняют Буратино в чем была его ошибка.
«Тут я увидел своих друзей и захотел перейти через дорогу, но машины стали сигналить, а водители кричать на меня. Что я опять сделал не так?»
Дети объясняют правила перехода через дорогу.
«Мне перехотелось играть с ребятами и я решил поехать в театр. Сел в нужный автобус и поехал. За окнами было столько машин, и я решил их рассмотреть повнимательнее. Тогда я встал на сиденье и высунул голову в окно. Что тут началось! Пассажиры стали ругаться и посадили меня рядом с водителем. Что за день!».
Дети объясняют Буратино правила поведения в общественном транспорте. Дети решают другие примеры по ПДД, которые им предлагает воспитатель. В конце игры Буратино благодарит ребят за помощь и обещает никогда не нарушать правила дорожного движения. Воспитатель и дети провожают Буратино и предлагают не стесняться и обращаться к ним за помощью. А они всегда будут рады ему помочь. Педагог с детьми подводят итоги игры.
Дидактическая игра №2 «Что будет, если…».
Дидактические задачи :
• Выяснить, для чего нужно всем выполнять правила дорожного движения и водителям, и пешеходам.
• Учить устанавливать простейшие причинно – следственные связи.
• Развивать логическое мышление.
Игровые правила: Слушать, отвечать и друг другу не мешать. Если знаешь правильный ответ – не молчать, а стараться дополнять.
Игровые действия: Внимательно слушать вопрос воспитателя и давать точный ответ.
Ход игры:
Педагог читает детям стихотворение О. Бедарева «Если бы…»
Идет по улице один довольно странный гражданин.
Ему дают благой совет: «На светофоре красный свет.
Для пешехода нет пути. Сейчас никак нельзя идти!»
«Мне наплевать на красный свет!»
- промолвил гражданин в ответ.
Он через улицу идет не там, где надпись “Переход”,
Бросая грубо на ходу: «Где захочу, там перейду!»
Шофёр глядит во все глаза: разиня впереди!
Нажми скорей на тормоза – разиню пощади.
А вдруг бы заявил шофёр:
«Мне наплевать на светофор!»
И как попало, ездить стал.
Ушёл бы постовой с поста.
Трамвай бы ехал, как хотел.
Ходил бы каждый, как умел.
Да… там, где улица была, где ты ходить привык.
Невероятные дела произошли бы вмиг!
Сигналы, крики то и знай: машины прямо на трамвай.
Трамвай наехал на машину, машина врезалась в витрину…
Но нет: стоит на мостовой регулировщик – постовой.
Висит трёхглазый светофор и знает правила шофёр.
Воспитатель: Я предлагаю вам подумать и сказать, для чего нужны правила и почему их важно соблюдать? (Ответ детей)
Воспитатель: Теперь давайте поиграем в игру «Что будет, если…?» Я - задаю вопросы, а вы - отвечаете. Только нужно отвечать по очереди, по одному. Не допустимо перебивать друг друга. Ответы дополнять можно. Итак, я начинаю. «Что будет, если пешеходы начнут переходить улицу, где им захочется?»
Дети: Машина не успеет затормозить, и наедет на пешехода.
Воспитатель : Что будет, если на дороге не будет ни одного дорожного знака?
Дети: Будут аварии. Потому, что водитель не сможет справиться с управлением.
Воспитатель : Что будет, если водитель забыл сигналы светофора?
Дети: ДТП. Водитель столкнётся с встречными машинами или наедет на пешехода.
Воспитатель : Теперь девочки придумывают ситуацию «Что будет, если…» а мальчики дают правильный ответ. Затем меняются местами.
(Дети по одному задают вопросы, другие – находят ответы) .
В конце игры воспитатель подводит итог: «Я надеюсь теперь вы все усвоили для чего нужны правила, и почему так важно их соблюдать. Помните крепко, что будет если водитель или пешеход нарушит ПДД».
Правила запомни, в тайне не держи.
Всем друзьям, знакомым знаешь – расскажи!