Развитие коммуникативнных навыков.

Тихова Татьяна Михайловна
Статья

Дошкольное образование является важным звеном в развитии ребенка. Одним из основных принципов дошкольного образования, приобщение детей к нормам социальной культуры, семейным традициям, устоям общества и государства, а также формирования познавательных действий ребенка в различных видах деятельности, развитие познавательных интересов.

Формирование восприятия целостной картины мира у детей дошкольного возраста – это средство образования в их сознании адекватных представлений и знаний о мире, основанных на чувственном опыте, и воспитание правильного отношения к нему. Оно является источником первых конкретных знаний и тех радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь.

До недавних пор считалось, что главными воспитателями должны быть детский сад и школа, коллектив. Никто не станет спорить, что коллективное воспитание играет, важную роль в всестороннем развитии и развитие коммуникативных способностей ребенка, но недостаточную, главными и первыми воспитателями являются родители, его семья. Наиважнейшие свойства личности и основа социального «я» закладывается в не в коллективе, там они только продолжают развиваются. В самом раннем возрасте, когда ребенок впитывает жизненные впечатления и получает жизненный опыт вместе с любовью матери, с ее поддержкой, когда контакт с родителями ему необходим как воздух.

Семья имеет огромное влияние на развитие личности ребенка, она жизненно необходима, определяет путь развития ребенка. К сожалению, в современных условиях, родители вынуждены много работать, чтобы обеспечить достойную жизнь своим детям, у них не всегда есть время для общения со своими детьми, а порой уровень общения сводится к минимуму. Многие родители не знают, чем живут их дети, что происходит в их внутреннем мире, думают, что дети сами по себе всему постепенно научатся. Родители, просто не знают, как общаться с ребёнком, на какие темы вести беседы. Сейчас нас окружает столько гаджетов, способных увлечь и «обучить» ребенка. Вот и прибегают родители или к включению телевизора с мультфильмами, или компьютера (планшета или телефона) с играми. Замыкаясь на компьютерах, дети стали меньше общаться не только со взрослыми, но и друг с другом. Живое - человеческое общение, так необходимо дошкольникам, оно обогащает жизнь, расширяет яркими красками сферу их ощущений. В общении устанавливается взаимодействие родителя и ребёнка, взаимное познание внутреннего мира, установление и развитие взаимоотношений. Проблема становления коммуникативных способностей ребёнка дошкольного возраста обусловлена кризисной ситуацией современного этапа развития российского общества, который характеризуется многообразием постоянно меняющихся норм и правил, девальвацией социально значимых ценностей. Её актуальность возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребёнка, в котором часто наблюдаются дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей. Именно поэтому в настоящее время остро стоит вопрос преемственности, освоения личностью ценностных ориентиров жизнедеятельности, лучших достижений человеческой цивилизации, на которые можно опереться. Родителям, чтобы они смогли научиться общаться со своими детьми, нужна помощь. Речь родителей – это пример для детей. Именно поэтому успех речевого развития ребенка, прежде всего, зависит от речи взрослых и, в частности, родителей. И такую помощь, родителям, квалифицированно должны предоставить- педагоги дошкольного учреждения. Логопеды, психологи, воспитатели должны постоянно проводить плановые консультации, открытые мероприятия, круглые столы, вечера досуга, мастер классы, тренинги на развитие коммуникативных навыков для детей и родителей. Задача педагогов заинтересовать родителей, привлечь к интересам детей их любимым занятиям, играм, увлечениям. Участие в утренниках, в подготовке к спектаклю, выполнение совместных творческих заданий, участие в совместных проектах, днях именинника. Все эти формы работ позволят родителям пополнить свои личные знания, использовать увиденные методы и приемы в семейном воспитании детей, лучше узнать жизнь детей в дошкольном учреждении, а также делиться своим опытом воспитания с другими родителями.

В результате совместной работы детей, родителей, педагогов. Дети лучше понимают эмоциональное состояние других людей, чувствуют настроение взрослого и сверстника, ориентируются в человеческих отношениях. Учатся партнерским отношения, сдерживать свои желания и эмоции, учатся уступать друг другу, договариваться, доказывать свою точку зрения, оказывать помощь, обращаться с просьбой. Развивается самокритика, умение признать свою ошибку и спокойное относится проигрышу, здоровый дух соперничества.

Не всегда ребенку самому удается разобраться в сложном мире взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. Только в тесном сотрудничестве и взаимодействии детей, родителей и педагогов мы, получим, умеющего общаться с окружающими людьми, счастливого, улыбающегося ребенка.

Автор: Воспитатель Тихова Т.М

ГБДОУ №93 Санкт-Петербург 2022 год.