Особенности взаимодействия воспитателя с родителями в период адаптации ребёнка младшего дошкольного возраста к детскому саду

Корнеева Елена Александровна

«Особенности взаимодействия воспитателя с родителями в период адаптации ребёнка младшего дошкольного возраста к детскому саду»

В роли процесса адаптации (приобщения) человека к принятым в обществе и его подсистемах ценностям и нормам выступает социализация, ограничивающаяся периодом взросления. Ребенок вступает в младший дошкольный возраст в 3 года, и длится этот период до 5 лет. Каждый малыш уникален по-своему: он развивается по собственной заложенной природой программе. Решение о начале посещения дошкольного учреждения – очень важный шаг, который принимают родители. Возрастной особенностью детей младшего дошкольного возраста является отделение от взрослого и формирование позиции «Я сам». Дошкольное образовательное учреждение и семья должны объединить свои усилия не только в процессе воспитания ребенка, но и в его социализации, умственном развитии, а также укреплении здоровья.

Характерной особенностью психических процессов детей младшего дошкольного возраста является зарождение элементарного образа собственного «Я», самых простых форм гордости. Младшие дошкольники становятся более самостоятельными, начинают интересоваться поведением взрослых и своих сверстников. Дети подражают действиям взрослых, применяя это в ролевых играх. Малыши 3-4 лет начинают воспринимать сверстников, как компаньонов для игры, пытаясь вести диалог с помощью фраз и жестов. Запоминание в данный возрастной период носит непроизвольный характер. Малыш запоминает образы, стоит отметить, что преобладает в большей степени узнавание. Детям еще тяжело долго удерживать внимание на одном предмете или деятельности. Младшие дошкольники интенсивно меняют виды деятельности, дети легко переключается с одного предмета на другой. Настроение ребят можно охарактеризовать, как неустойчивое. Если ребенок эмоционально здоров, то он излучает жизнерадостность и оптимизм. Важно упомянуть об изменениях в познавательном развитии младших дошкольников. На данном этапе у детей совершенствуется предметное восприятие. Малыши пробуют анализировать и осознавать свои действия. Важная характеристика развития детей младшего дошкольного возраста – это начало мышления. Кроха уже не просто выполняет какое-либо действие, а начинает понимать, что он делает и зачем. Это указывает на появление причинно-следственных взаимосвязей. Интенсивно развиваются чувства: привязанность, сочувствия, симпатия, удовлетворение успехом, огорчение из-за неудачи и тому подобное. В этом возрасте чувства ребенка разнообразные, довольно сложные, но неустойчивые, текучие, ситуативные. Кроха еще не может обозначить словами свои намерения, желания, планы, чувства, состояние, поэтому выражает их мимикой, жестами, действиями, которые направлены на других.

Исходя из всего вышеперечисленного, недопустимо пренебрегать процедурой первой встречи и знакомства с родителями и сводить ее только к деловым контактам. Необходимо установить доверительные отношения, выяснить особенности каждой семьи и вести непрерывную работу с родителями по созданию наиболее благоприятных условий для адаптации детей младшего дошкольного возраста к детскому саду. Рассматриваемый возраст носит фундаментальный характер в становлении личности, в которую последовательно закладываются основные психические функции. Это время, когда ребенок находится в полной зависимости от окружающих его взрослых наставников. Успешная реализация теоретических знаний и методических основ обучения и воспитания дошкольников выполняется с обязательным условием – объединения усилий дошкольного образовательного учреждения и родителей. Основную организаторскую функцию в данном процессе выполняет детский сад в лице его администрации и воспитателей. В первую очередь именно дошкольное образовательное учреждение в рамках законодательства нашего государства обеспечивает требуемый уровень образования в соответствии с государственными стандартами за счет квалифицированных кадров, с учетом нахождения большей части времени детей в детском саду. При этом не следует занижать роль родителей, которые обязаны создавать и поддерживать позитивный семейный микроклимат и высокие морально-ценностные отношения, оказывающие огромное влияние на становление личности и адаптацию детей младшего дошкольного возраста к детскому саду.

Целью воспитателя в вопросе взаимодействия с родителями является оказание помощи и всесторонней поддержки на профессиональном педагогическом уровне воспитательной и развивающей деятельности семьи в процессе социализации ребенка. Выступая в просветительской роли родителей, воспитатель реализует вышеуказанную цель выполнением ряда специфических задач, основными из которых являются: обоснование первоочередной роли родителей в адаптации ребенка; представление роли детского сада в рассматриваемом вопросе; помощь в осознании возрастных особенностей дошкольного развития; ознакомление родителей со спецификой социализации, воспитания и обучения; привлечение родителей к посильному в осуществлении разнообразной деятельности дошкольников.

Реализация данных задач выполняется воспитателем с учетом выявления индивидуальных особенностей и воспитательного потенциала родителей путем подробного изучения каждого из них посредством личного общения, анкетирования и дополнительного привлечения социального педагога и психолога детского сада. Осведомленность воспитателя в данном направлении важна для определения плана дальнейших действий по развитию и воспитанию дошкольников. Педагогу важно понимать особенности поведения ребенка дома, психологический климат семьи, материальные условия жизни, а также возникающие у родителей проблемы с воспитанием детей и т.п. Зная данные особенности, воспитатель может оперативно осуществлять педагогическое воздействие на родителей с учетом проводимого анализа получаемой информации, а также обобщать полученный опыт своей деятельности с целью дальнейшего повышения ее эффективности.

Основными принципами взаимодействия воспитателя с родителями являются: профессиональная компетентность; дифференцированный подход к семьям; диагностический подход к детям; направленность педагогического образования родителей на индивидуальное развитие на личность ребенка, его творческое развитие.

Формы и методы взаимодействия воспитателя с родителями подразделяются на индивидуальные и групповые. К основным индивидуальным формам и методам относятся: индивидуальные беседы (в том числе по телефону), консультации, переписки (в том числе в мессенджерах), посещение семей по месту жительства и др. К групповым относятся: родительские собрания, лекции, дни открытых дверей, групповые консультации, тренинговые занятия, выставки результатов творчества детей, тематические праздники, массовые мероприятия и др.

Воспитатель в педагогической деятельности должен применять дифференцированный подход к родителям: в некоторых семьях проблемы воспитания не вызывают особых проблем, и о них без особого стеснения рассказывают педагогу, в других – наоборот: оно является проблемой или вовсе не носит приоритетный характер в виду отсутствия опыта и (или) желания получения такового. Задача по устранению указанного недостатка в воспитании решается с незначительными усилиями, если родители осознают личную нехватку знаний в области педагогики и делегируют свои полномочия воспитателю.

Некоторые родители воспитывают ребенка только добротой, исполняя его желания, требования и запросы. Такой ребенок скорее всего вырастет безвольным и эгоистичным и будет проявлять неуважение к окружающим. Другая категория родителей воспитывает детей наоборот: исключительной строгостью и повышенной требовательностью, контролируя каждый шаг и проявляя недовольство, - в такой семье ребенок вырастет с чертами грубости, лицемерия и лжи. В данных ситуациях важно правильно вовремя направить родителей и объяснить им, что в воспитании детей одновременно необходимы любовь, требовательность, и их органическая связь. Поэтому взаимодействие является золотой серединой, к которой должны стремиться воспитатели совместно с родителями детей младшего дошкольного возраста особенно в период адаптации к детскому саду.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adaptatsiya.docx19.01 КБ

Предварительный просмотр:

«Особенности взаимодействия воспитателя с родителями в период адаптации ребёнка младшего дошкольного возраста к детскому саду»

В роли процесса адаптации (приобщения) человека к принятым в обществе и его подсистемах ценностям и нормам выступает социализация, ограничивающаяся периодом взросления. Ребенок вступает в младший дошкольный возраст в 3 года, и длится этот период до 5 лет. Каждый малыш уникален по-своему: он развивается по собственной заложенной природой программе. Решение о начале посещения дошкольного учреждения – очень важный шаг, который принимают родители. Возрастной особенностью детей младшего дошкольного возраста является отделение от взрослого и формирование позиции «Я сам». Дошкольное образовательное учреждение и семья должны объединить свои усилия не только в процессе воспитания ребенка, но и в его социализации, умственном развитии, а также укреплении здоровья.

Характерной особенностью психических процессов детей младшего дошкольного возраста является зарождение элементарного образа собственного «Я», самых простых форм гордости. Младшие дошкольники становятся более самостоятельными, начинают интересоваться поведением взрослых и своих сверстников. Дети подражают действиям взрослых, применяя это в ролевых играх. Малыши 3-4 лет начинают воспринимать сверстников, как компаньонов для игры, пытаясь вести диалог с помощью фраз и жестов. Запоминание в данный возрастной период носит непроизвольный характер. Малыш запоминает образы, стоит отметить, что преобладает в большей степени узнавание. Детям еще тяжело долго удерживать внимание на одном предмете или деятельности. Младшие дошкольники интенсивно меняют виды деятельности, дети легко переключается с одного предмета на другой. Настроение ребят можно охарактеризовать, как неустойчивое. Если ребенок эмоционально здоров, то он излучает жизнерадостность и оптимизм. Важно упомянуть об изменениях в познавательном развитии младших дошкольников. На данном этапе у детей совершенствуется предметное восприятие. Малыши пробуют анализировать и осознавать свои действия. Важная характеристика развития детей младшего дошкольного возраста – это начало мышления. Кроха уже не просто выполняет какое-либо действие, а начинает понимать, что он делает и зачем. Это указывает на появление причинно-следственных взаимосвязей. Интенсивно развиваются чувства: привязанность, сочувствия, симпатия, удовлетворение успехом, огорчение из-за неудачи и тому подобное. В этом возрасте чувства ребенка разнообразные, довольно сложные, но неустойчивые, текучие, ситуативные. Кроха еще не может обозначить словами свои намерения, желания, планы, чувства, состояние, поэтому выражает их мимикой, жестами, действиями, которые направлены на других.

Исходя из всего вышеперечисленного, недопустимо пренебрегать процедурой первой встречи и знакомства с родителями и сводить ее только к деловым контактам. Необходимо установить доверительные отношения, выяснить особенности каждой семьи и вести непрерывную работу с родителями по созданию наиболее благоприятных условий для адаптации детей младшего дошкольного возраста к детскому саду. Рассматриваемый возраст носит фундаментальный характер в становлении личности, в которую последовательно закладываются основные психические функции. Это время, когда ребенок находится в полной зависимости от окружающих его взрослых наставников. Успешная реализация теоретических знаний и методических основ обучения и воспитания дошкольников выполняется с обязательным условием – объединения усилий дошкольного образовательного учреждения и родителей. Основную организаторскую функцию в данном процессе выполняет детский сад в лице его администрации и воспитателей. В первую очередь именно дошкольное образовательное учреждение в рамках законодательства нашего государства обеспечивает требуемый уровень образования в соответствии с государственными стандартами за счет квалифицированных кадров, с учетом нахождения большей части времени детей в детском саду. При этом не следует занижать роль родителей, которые обязаны создавать и поддерживать позитивный семейный микроклимат и высокие морально-ценностные отношения, оказывающие огромное влияние на становление личности и адаптацию детей младшего дошкольного возраста к детскому саду.

Целью воспитателя в вопросе взаимодействия с родителями является оказание помощи и всесторонней поддержки на профессиональном педагогическом уровне воспитательной и развивающей деятельности семьи в процессе социализации ребенка. Выступая в просветительской роли родителей, воспитатель реализует вышеуказанную цель выполнением ряда специфических задач, основными из которых являются: обоснование первоочередной роли родителей в адаптации ребенка; представление роли детского сада в рассматриваемом вопросе; помощь в осознании возрастных особенностей дошкольного развития; ознакомление родителей со спецификой социализации, воспитания и обучения; привлечение родителей к посильному в осуществлении разнообразной деятельности дошкольников.

Реализация данных задач выполняется воспитателем с учетом выявления индивидуальных особенностей и воспитательного потенциала родителей путем подробного изучения каждого из них посредством личного общения, анкетирования и дополнительного привлечения социального педагога и психолога детского сада. Осведомленность воспитателя в данном направлении важна для определения плана дальнейших действий по развитию и воспитанию дошкольников. Педагогу важно понимать особенности поведения ребенка дома, психологический климат семьи, материальные условия жизни, а также возникающие у родителей проблемы с воспитанием детей и т.п. Зная данные особенности, воспитатель может оперативно осуществлять педагогическое воздействие на родителей с учетом проводимого анализа получаемой информации, а также обобщать полученный опыт своей деятельности с целью дальнейшего повышения ее эффективности.

Основными принципами взаимодействия воспитателя с родителями являются: профессиональная компетентность; дифференцированный подход к семьям; диагностический подход к детям; направленность педагогического образования родителей на индивидуальное развитие на личность ребенка, его творческое развитие.

Формы и методы взаимодействия воспитателя с родителями подразделяются на индивидуальные и групповые. К основным индивидуальным формам и методам относятся: индивидуальные беседы (в том числе по телефону), консультации, переписки (в том числе в мессенджерах), посещение семей по месту жительства и др. К групповым относятся: родительские собрания, лекции, дни открытых дверей, групповые консультации, тренинговые занятия, выставки результатов творчества детей, тематические праздники, массовые мероприятия и др.

Воспитатель в педагогической деятельности должен применять дифференцированный подход к родителям: в некоторых семьях проблемы воспитания не вызывают особых проблем, и о них без особого стеснения рассказывают педагогу, в других – наоборот: оно является проблемой или вовсе не носит приоритетный характер в виду отсутствия опыта и (или) желания получения такового. Задача по устранению указанного недостатка в воспитании решается с незначительными усилиями, если родители осознают личную нехватку знаний в области педагогики и делегируют свои полномочия воспитателю.

Некоторые родители воспитывают ребенка только добротой, исполняя его желания, требования и запросы. Такой ребенок скорее всего вырастет безвольным и эгоистичным и будет проявлять неуважение к окружающим. Другая категория родителей воспитывает детей наоборот: исключительной строгостью и повышенной требовательностью, контролируя каждый шаг и проявляя недовольство, - в такой семье ребенок вырастет с чертами грубости, лицемерия и лжи. В данных ситуациях важно правильно вовремя направить родителей и объяснить им, что в воспитании детей одновременно необходимы любовь, требовательность, и их органическая связь. Поэтому взаимодействие является золотой серединой, к которой должны стремиться воспитатели совместно с родителями детей младшего дошкольного возраста особенно в период адаптации к детскому саду.