Развитие интереса у детей 6-7 лет к предметному миру на примере темы «Одежда» (русский традиционный костюм)
Развитие интереса у детей 6-7 лет к предметному миру на примере темы «Одежда» (русский традиционный костюм)
Вашкевич Мария Николаевна,
воспитатель
ОДОД ГБОУ СОШ № 35
Аннотация:
В статье раскрывается методика формирования познавательного интереса у детей 6-7 лет к предметному миру на примере темы «Одежда».
Автор предлагает в рамках детско-родительского проекта использование дидактического альбома «Одежда: тогда и сейчас» для ознакомления детей 6-7 лет с историей одежды на примере русского традиционного костюма Северо-Западного региона.
В статье также представлены следующие организационно-методические рекомендации для педагогов по решению задач, направленных на развитие формирования познавательного интереса у детей 6-7 лет: совместный сбор материалов, изготовление атрибутов, русские народные игры с переодеванием детей в народные костюмы, конкурсы совместных работ детей с родителями, ознакомление детей с художественной литературой, рассказывающей о русских народных промыслах, прослушивание аудиогида как способа виртуального посещения Российского этнографического музея и т.д.
Ключевые слова: детско-родительский проект, предметный мир, русский традиционный костюм, дидактический альбом, репродуктивное воображение.
В шкалах Мониторинга качества дошкольного образования Российской Федерации 2021 года [№ 1] при проверке качества содержания образования по познавательному развитию, уделяется внимание ознакомлению дошкольников с предметным миром во временной перспективе. Традиционно использование технологии «Лента времени» в дошкольном образовании используется на лексических темах бытового и естественно-научного цикла, в том числе на теме «Одежда».Ознакомление дошкольников с историческим костюмом соответствует федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования Российской Федерации [№ 2].
В нашем исследовании для реализации задачи формирования познавательного интереса у детей 6-7 лет к предметному миру примере темы «Одежда» был применен «метод проекта», который дает возможность ребёнку экспериментировать, обобщать полученные знания, развивать свои творческие способности и коммуникативные навыки, творить и исследовать вместе с воспитателями и родителями.
Проектная деятельность в ходе реализации детско-родительского проекта помогает связывать процесс обучения и воспитания с реальными событиями из жизни ребёнка, заинтересовывать его. Детско-родительские проекты позволяет объединить педагогов, детей и родителей общей идеей, учат их работать в коллективе, сотрудничать, планировать свою работу.
Актуальность темы обусловлена бедными представлениями современных дошкольников и большинства членов их семей об истории традиционного быта, в то время как подобные представления лежат в основе преемственности дошкольного образования и предметной области «История» в основной школе, служат предпосылками к формированию культурной толерантности и воспитанию патриотических ценностей.
В разработке детско-родительского проекта мы опирались на исследования Василенко Н.В., изложенные в статье «Опытно-экспериментальная деятельность как средство формирования познавательных мотивов учебной деятельности детей дошкольного возраста»[№ 3].
Проектная деятельность состояла из трех этапов: подготовительного, практического и этапа оформления результатов. На подготовительном этапе мы с детьми собирали материалы для изготовления Альбома: «Одежда тогда и сейчас». Детям была прочитана сказка Ушинского К.Д. «Как рубашка в поле выросла» [№ 4]. Проведено с детьми занятие по познавательному развитию: «Секреты из сундука». На этом занятии дети исследовали образцы ткани (льняной, хлопчатобумажной, шерстяной, шелковой, синтетической) и рассмотрели иллюстрации [№ 5, с. 9] и предметы одежды, головные уборы, платки, сумки, выполненные в народном стиле. Далее дети прослушали аудиогид с сайта Российского этнографического музея: «Девичий костюм. Русские» [№ 6], а также с детьми была проведена дидактическая игра «Угадай, в каком мешочке семена льна?»
В заключении подготовительного этапа были созданы алгоритмы художественного оформления иллюстраций для Альбома «Одежда: тогда и сейчас» (для родителей и для детей). Затем родители были проинформированы о конкурсе-выставке иллюстраций для Альбома «Одежда: тогда и сейчас».
На практическом этапе было проведено занятие по художественному оформлению иллюстраций для Альбома «Одежда: тогда и сейчас» (художественно-эстетическое развитие: «Знакомство с народным костюмом на примере традиционного костюма Архангельской губернии конца 19 века»). На данном занятия внимание детей обращено на связь орнаментов, цвета одежды с природой края: материал, цвет, используемые декоративные элементы (узоры, природные (растительные и «животные» мотивы) элементы) [№ 7, с. 16, с. 57].
Далее был проведен конкурс-выставка иллюстраций для Альбома «Одежда: тогда и сейчас» и занятие «Найди замену» (художественно-эстетическое развитие: подбор к предметам традиционного костюма подходящей замены в современном варианте и выполнение изображения). В конце занятия «Найди замену» детям было предложено творческое задание (по желанию) – вместе с родителями составить иллюстрации предметов современной одежды, из тех, которые дети нарисовали на занятии, а также, дополнить иллюстрации теми, что они сделали дома. Затем была размещена справочная информация для родителей о занятии «Найди замену». Далее мы с детьми создали Альбом «Одежда: тогда и сейчас» из иллюстраций, созданных детьми с родителями и на занятиях. В качестве итогового мероприятия практического этапа с детьми был проведен досуг. Дети надели народные костюмы, водили хоровод, играли в русскую народную игру «Ручеек».
Завершающим этапом детско-родительского проекта стал этап оформления результатов, на котором были награждены участники конкурса - выставки иллюстраций для Альбома «Одежда: тогда и сейчас».
В проекте использовались 2 диагностических среза. Диагностировались интерес детей к итоговому продукту проекта и включенность родителей в проектную деятельность. В процессе диагностики получены следующие результаты:
По критерию «интерес детей к Альбому «Одежда: тогда и сейчас», к предметам традиционного костюма и современной одежды (в % от общего числа детей группы)» были выделены следующие показатели:
- эмоциональное положительное отношение ребенка в процессе работы по теме - 90 % (15 из 18).
- желание продолжать деятельность за пределами отведенного времени - 66% (12 из 18).
- вопросы по теме - 33% (6 и 18).
- задействование творческого продукта в свободной деятельности - 44 % (8 из 18).
По критерию «Включение родителей в проектную деятельность в % от общего числа детей группы»:
- участие в выставке - 77 % (14 из 18).
- интерес к беседам (принимают участие, задают вопросы) - 38% (7 из 18).
Продуктом детско-родительского проекта стал дидактический альбом «Одежда: тогда и сейчас». Продукт дал возможность дошкольникам познакомится с предметным миром на примере темы «Одежда».
Описываемый в данной статье детско-родительский проект создал условия для:
1. развития формирования познавательного интереса к предметному миру на примере темы «Одежда» с помощью русского традиционного костюма Северо-Западного региона.
2. развития речи детей, расширения активного словарного запаса словами: рубаха, сарафан, душегрея, коротёна, лапти, кокошник, косоворотка, порты.
3. активизация творческого воображения детей путем создания иллюстраций для дидактического альбома «Одежда: тогда и сейчас»;
4. развития мелкой моторики рук детей, памяти, мышления;
5. привлечения внимания родителей к совместной творческой деятельности с детьми по изготовлению альбома «Одежда: тогда и сейчас».
Список литературы
1. Мониторинг качества дошкольного образования Российской Федерации 2021 года - https://do2021.niko.institute/
2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования Российской Федерации - https://docs.cntd.ru/document/499057887
3. Василенко Н.В. Опытно-экспериментальная деятельность как средство формирования познавательных мотивов учебной деятельности детей дошкольного возраста
- https://cyberleninka.ru/article/n/opytno-eksperime...
4.Ушинский К. Д. Как рубашка в поле выросла / К. Ушинский ; [Худож. Т. Шеварева]. - М. : Малыш, 1986. - [14] с. : цв. ил. ; 28 см.. - (Библиотека детского сада . Средняя группа).
5. Андреева А. Ю. Русский народный костюм : путешествие с севера на юг / А.Ю. Андреева. - СПб. : Паритет, 2005. - 134 с., [8] л. цв. ил. : ил. ; 30 см.
6. Аудиогид с сайта Российского этнографического музея: «Девичий костюм. Русские» - https://izi.travel/ru/7aef-russkie/ru#e632-kostyum-donskoy-kazachki-russkie/ru
7. Маслова Г.С. Орнамент русской народной вышивки как историко-этнографический источник. - Москва : Наука, 1978. - 207 с., 3 л. ил. : ил. ; 22х20 см.. - Списки лит. в примеч. в конце глав.
8. Кислуха Л.Ф. Народный костюм Русского Севера XIX - начала XX века в собрании Архангельского музея изобразительных искусств / Л.Ф. Кислуха ; ГБУК Арханг. обл. "Гос. музейное об-ние "Худож. культура русского Севера" (Архангельск). - Москва : Северный паломник, 2012. - 322, [2] с. : ил., цв. ил.. - Библиогр. в примеч.: с. 48-50.