Особенности развития речи у детей с ЗПР

Воспитатель ГБДОУ детский сад № 12

Московского района Санкт-Петербурга

Минаева Светлана Геннадьевна

 

Особенности развития речи у детей с ЗПР

 

Современное общество предъявляет строгие и многочисленные требования к коммуникативной сфере человека. Многочисленными исследованиями доказано, что опыт общения, полученный в дошкольном возрасте, значительно определяет успешность человека в сфере общения на протяжении всех последующих этапов развития. Поэтому становление коммуникативной компетентности и приобретение коммуникативного опыта должны стать сферой пристального и целенаправленного внимания педагога. При этом нужно отметить, что общение является одним из основных условий развития ребенка, важнейшим фактором формирования его личности и залогом благополучной социализации, а у детей с ОВЗ – еще и одним из факторов коррекции их недостатков.

Речь –это упорядоченное явление, и ее единицы организованы в определенной последовательности. Ребенок на первых порах не может это анализировать и даже замечать. Вместе с тем, уже очень скоро ему нужно будет повторять серии звуков, слогов и слов, а далее структурированное предложение. Подвести ребенка к осознанию и удержанию последовательностей возможно и нужно на подготовительном (доречевом) этапе, и сделать это легче «издалека» - через тело. Поскольку обучение пониманию и активной речи со слуха не дает эффекта, создаются заменяющие пути. Этому служат специальные игры и упражнения, которые активируют различные каналы получения информации.

Формирование речи у детей с ЗПР это процесс сложный и трудоемкий, что объясняется многими причинами и прежде всего тем, что нарушение речи у них выступают одним из проявлений общего недоразвития психической деятельности (т.е. является вторичным дефектом развития), и может препятствовать коммуникации и социальной адаптации.

Общение является одним из основных условий развития ребенка, то возникает необходимость в проведении работы, направленной на его развитие, которое способствует предотвращению появления эмоционально–личностных, поведенческих трудностей. Чем раньше это произойдет, тем более высоким будет результат социализации ребенка. Важным этапом социализации ребенка дошкольного возраста с ОВЗ является его поступление в дошкольное учреждение.

В первое время основной формой коррекционно-развивающей работы с ребенком является индивидуальная. Это означает, что для него не подходят подгрупповые занятия из-за несформированности учебного поведения и больших индивидуальных отличий между детьми. Занятие лучше всего организовать как подвижное взаимодействие, чтобы оно являлось удовольствием, развлечением.  В заданиях отдается однозначное предпочтение предметам, а не картинкам. Ребенок должен иметь возможность манипулировать предметами, прежде чем захочет их называть.

Работа по развитию речи требует разнообразных приёмов и средств, так как в процессе занятий меняются учебная ситуация и мотивы речи. “Обучение должно быть радостным для каждого ученика”.

Учитывая особенности речевого развития детей, необходимо работать в нескольких направлениях:

- работа над звукопроизношением;

- работа над развитием фонематического слуха;

- работа по обогащению словарного запаса детей;

- работа над развитием лексико-грамматического строя речи.