Долгосрочный проект
Проект «Вода вокруг нас — путешествие капельки» для второй младшей группы
Проект : «Вода вокруг нас – путешествие капельки»
во 2 младшей группе.
Подготовили воспитатели:
Садова В. О. Шихова О.Ф.
Проект : «Вода вокруг нас – путешествие капельки».
Тип проекта : познавательно-исследовательский.
Участники проекта : дети второй младшей группы, родители, воспитатели.
Срок реализации: 3 месяца (ноябрь- январь).
Актуальность:
Мир вокруг нас удивителен и разнообразен. Ежедневно дети получают новые представления о живой и неживой природе, их взаимосвязях. Задача взрослых – расширять кругозор детей, развивать их познавательную активность. Но им еще нужно помогать в этом, так как дети не могут заметить во всем разнообразии самого главного, не могут найти точный ответ на заданный вопрос, не могут делать простейшие выводы.
Сколько удовольствия приносят детям игры с водой! Первые представления о воде складываются в младшем дошкольном возрасте : вода течет из крана, в весеннем ручейке, ее можно разлить. Мы, воспитатели, в доступной и игровой форме знакомим детей со свойствами этого прекрасного природного материала, со значением воды для человека, животных и растений.
Цель проекта :
Развитие у детей представления о природном объекте – воде и ее свойствах, роли воды в жизни человека и других живых организмов.
Задачи проекта :
1. Создать условия для обобщения и систематизации знаний по теме «Вода вокруг нас»; способствовать развитию логического мышления, внимания, памяти и устной речи.
2. Сформировать культурно-гигиенические навыки: мыть руки, умываться, чистить зубы.
3. Сформировать умение детей бережно относится к воде.
4. Дать представление о том, какую роль играет вода в жизни человека.
5. Закрепить представления детей о свойствах воды (прозрачность, легко окрашивается, тёплая, холодная, твёрдая, действия с водой и предметами (вода принимает разную форму).
6. Формировать умение детей выполнять простейшие опыты, последовательно выполняя указания педагога.
7. Расширение словарного запаса.
8. Познакомить детей с художественными произведениями, пословицами, поговорками, закличками, загадками по теме «Вода».
9. Разучить подвижные игры, физминутки по теме «Вода».
Формы организации проекта :
- беседы;
- наблюдения;
- чтение художественной литературы по теме;
- опыты;
- познавательные занятия (аппликация, рисование, лепка, музыка,
развитие речи);
- дидактические, подвижные игры;
- трудовая деятельность.
Виды деятельности:
- игровая;
- коммуникативная;
- познавательно-исследовательская;
- трудовая;
- двигательная;
- музыкальная;
- изобразительная;
- чтение художественной литературы;
Ожидаемый результат:
- У детей сформируются начальные представления о воде и ее свойствах,
о роли воды в жизни человека и других живых организмов.
- Сформируются культурно-гигиенические навыки.
- Сформируется бережное отношение к воде.
- Дети смогут выполнять простейшие опыты с водой.
- Дети смогут изображать один предмет разными способами.
- Расширится словарный запас.
Интеграция образовательных областей: познание, социально-коммуникативное, развитие речи, художественно-эстетическое, физическое.
Продукт проектной деятельности :
Открытие музея «Волшебница вода».
Этапы реализации проекта :
1 этап: - Подготовительный.
1. Определение темы, цели, задач проекта.
2. Определение участников проекта.
3. Определение времени в режиме для группы для реализации проекта.
4. Подготовка необходимого оборудования.
5. Поиск, изучение имеющийся литературы по теме проекта.
6. Определение содержания, методов, форм работы с детьми по проекту.
2 этап: - Основной.
1 Познавательное развитие
Занятие по окружающему миру «Комнатные растения»; «Купаться любят все»; «Поможем кукле Кате».
Цель: продолжать формировать представление детей о том, что без воды все живое погибает, растения засыхают, теряют листья; после того, как землю польют, она меняет цвет, становится темней; все живое любит чистую воду, загрязнять ее нельзя. Закрепить с детьми, что вода нужна комнатным растениям, если мы не будем поливать их водой, то комнатные растения погибнут.
Наблюдения: за водой, за облаками, за снегопадом, за таянием снега, за сосульками, за весенним дождём; за трудом помощника воспитателя «Няня моет посуду», «Ухаживает за цветами», «Няня моет пол».
Опыты:
Цель: уточнить представление детей о том, какой бывает вода.
№ 1: «Холодная, теплая, горячая вода».
№ 2: «Прозрачная вода», «Разноцветная водичка».
№ 3: «У воды нет запаха и вкуса»
№ 4: «Что растворяется в воде».
№ 5: «Что плавает в воде».
№ 6: «Цветные льдинки».
2. Речевое развитие:
Чтение потешек «Водичка- водичка…».
Цель: Формировать умение на слух воспринимать потешку (текст, запоминать отдельные слова и фразы, проговаривать их). Дать представление о том, что вода нужна человеку для умывания, чтобы быть чистыми, не болеть, и что воду надо беречь.
А. Барто «Девочка чумазая»; П. Синявский «Кто не умывается»; А. Босев «Дождь»; Г. Люшнин «Капелька»;
З. Александрова «Купание»; К. И. Чуковский «Мойдодыр»; В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо»; Б. Заходер «Что случилось с рекой»; чтение рассказа «Как люди речку обидели»; потешки «Дождик, дождик, пуще»; Рассказ В. Бианки «Купание медвежат»; Л. Воронкова «Снег идет»;
Загадки, пословицы, поговорки, заклички о воде.
3 Социально-коммуникативное развитие
Сюжетно-ролевая игра «Купание куклы».
Дидактические игры: «Кому нужна вода?»; «Моем наши ручки»; «Какая разная вода», «Разрезные картинки».
Словесная игра «Вода какая?»
Беседы: «Вода нужна всем»; «Вода вокруг нас»; «Путешествие капельки»; «Природные явления»; «Бережливым будь с водой, хорошенько кран закрой!»
Создание мини-музея «Волшебница вода».
4 Художественно-эстетическое развитие Аппликация «Рыбки в аквариуме»; «Снежинки».
Цель: Продолжать отрабатывать умение работать с бумагой, клеем; дополнять готовый образ. Развивать мелкую моторику, чувство композиции и цвета. Дать представления о том, что всем нужна вода.
Рисование «Снегопад»; «Дождик»; «Капельки».
Цель: развитие интереса детей к рисованию пальцами.
Формировать умение опускать палец в краску и делать отпечаток капельки (дождинки). Знакомить детей с техникой рисования пальцем и синим цветом.
Развивать чувство цвета и ритма, мелкую моторику. Закреплять основные цвета. Выполнять простейшие действия, вытирать руки салфеткой. Соблюдать правила поведения при рисовании.
Лепка «Тучка»
Цель: формировать умение создавать рельефное изображение, разнообразить способы деления пластилина, развивать мелкую моторику рук.
5. Физическое развитие:
Подвижные игры «Ручеёк», «С кочки на кочку», «Дождик», «Снежиночки-пушиночки», «Солнышко и дождик».
Пальчиковая игра «Рыбки», «Кораблики», «Вышел дождик погулять», «Ладошки».
Физминутка «Дождик».
Проведение игр, на тренировку носового дыхания «Шарик лопнул», «Король ветров», «Кто самый громкий», «Запасливые хомячки», «Чей шарик дальше».
Закаливающие процедуры: обтирание рук до локтей, полоскание рта кипячёной водой.
3 этап: - Заключительный.
1. Беседы о воде с целью закрепления знаний.
2. Создание памятки, консультации для родителей.
3. Итоговое мероприятие: Открытие мини- музея «Волшебница вода».
Работа с родителями:
Чтение детям дома рекомендованной художественной литературы по теме проекта.
Папка-передвижка «Развивающие детские игры с водой».
Консультация «Закаливание водой».
Заучивание стихотворений наизусть дома с детьми по теме проекта.
Мастер класс для родителей « Роль пальчиковой гимнастики для детей младшего возраста».
Список литературы:
1. С. Н. Николаева «Программа экологического воспитания дошкольников».
Москва «Просвещение» 2005 г.
2. «Экологическое воспитание дошкольников» (на основе развивающих форм
образования) Разработка занятий под ред. Т. В. Бабыниной – Набережные Челны, 2009г.
3. Занятия по формированию элементарных экологических представлений в младшей
группе. Под ред. О. А. Соломенникова - Москва 2009 г.
4. Интернет ресурсы.