Долгосрочный проект

Проект «Вода вокруг нас — путешествие капельки» для второй младшей группы


 

Проект : «Вода вокруг нас – путешествие капельки»

во 2 младшей группе.

Подготовили воспитатели:

 

Садова В. О.  Шихова О.Ф.

 

Проект : «Вода вокруг нас – путешествие капельки».

Тип проекта : познавательно-исследовательский.

 

Участники проекта : дети второй младшей группы, родители, воспитатели.

 

Срок реализации: 3 месяца (ноябрь- январь).

 

Актуальность:

Мир вокруг нас удивителен и разнообразен. Ежедневно дети получают новые представления о живой и неживой природе, их взаимосвязях. Задача взрослых – расширять кругозор детей, развивать их познавательную активность. Но им еще нужно помогать в этом, так как дети не могут заметить во всем разнообразии самого главного, не могут найти точный ответ на заданный вопрос, не могут делать простейшие выводы.

Сколько удовольствия приносят детям игры с водой! Первые представления о воде складываются в младшем дошкольном возрасте : вода течет из крана, в весеннем ручейке, ее можно разлить. Мы, воспитатели, в доступной и игровой форме знакомим детей со свойствами этого прекрасного природного материала, со значением воды для человека, животных и растений.

 

Цель проекта :

 Развитие у детей представления о природном объекте – воде и ее свойствах, роли воды в жизни человека и других живых организмов.

Задачи проекта :

 

1. Создать условия для обобщения и систематизации знаний по теме «Вода вокруг нас»; способствовать развитию логического мышления, внимания, памяти и устной речи.

 

2. Сформировать культурно-гигиенические навыки: мыть руки, умываться, чистить зубы.

3. Сформировать умение детей бережно относится к воде.

4. Дать представление о том, какую роль играет вода в жизни человека.

 

5. Закрепить представления детей о свойствах воды (прозрачность, легко окрашивается, тёплая, холодная, твёрдая, действия с водой и предметами (вода принимает разную форму).

6. Формировать умение детей выполнять простейшие опыты, последовательно выполняя указания педагога.

7. Расширение словарного запаса.

8. Познакомить детей с художественными произведениями, пословицами, поговорками, закличками, загадками по теме «Вода».

9. Разучить подвижные игры, физминутки по теме «Вода».

 

 

Формы организации проекта :

- беседы;

- наблюдения;

- чтение художественной литературы по теме;

- опыты;

- познавательные занятия (аппликация, рисование, лепка, музыка,

развитие речи);

- дидактические, подвижные игры;

- трудовая деятельность.

 

 

Виды деятельности:

- игровая;

- коммуникативная;

- познавательно-исследовательская;

- трудовая;

- двигательная;

- музыкальная;

- изобразительная;

- чтение художественной литературы;

Ожидаемый результат:

- У детей сформируются начальные представления о воде и ее свойствах,

о роли воды в жизни человека и других живых организмов.

- Сформируются культурно-гигиенические навыки.

- Сформируется бережное отношение к воде.

- Дети смогут выполнять простейшие опыты с водой.

- Дети смогут изображать один предмет разными способами.

- Расширится словарный запас.

Интеграция образовательных областей: познание, социально-коммуникативное, развитие речи, художественно-эстетическое, физическое.

 

Продукт проектной деятельности :

 

Открытие музея «Волшебница вода».

 

 

 

 

 

 

 

Этапы реализации проекта :

 

1 этап: - Подготовительный.

1. Определение темы, цели, задач проекта.

2. Определение участников проекта.

3. Определение времени в режиме для группы для реализации проекта.

4. Подготовка необходимого оборудования.

5. Поиск, изучение имеющийся литературы по теме проекта.

6. Определение содержания, методов, форм работы с детьми по проекту.

 

2 этап: - Основной.

1 Познавательное развитие

Занятие по окружающему миру «Комнатные растения»«Купаться любят все»«Поможем кукле Кате».

Цель: продолжать формировать представление детей о том, что без воды все живое погибает, растения засыхают, теряют листья; после того, как землю польют, она меняет цвет, становится темней; все живое любит чистую воду, загрязнять ее нельзя. Закрепить с детьми, что вода нужна комнатным растениям, если мы не будем поливать их водой, то комнатные растения погибнут.

Наблюдения: за водой, за облаками, за снегопадом, за таянием снега, за сосульками, за весенним дождём; за трудом помощника воспитателя «Няня моет посуду»«Ухаживает за цветами»«Няня моет пол».

Опыты:

Цель: уточнить представление детей о том, какой бывает вода.

№ 1«Холодная, теплая, горячая вода».

№ 2«Прозрачная вода»«Разноцветная водичка».

№ 3«У воды нет запаха и вкуса»

№ 4«Что растворяется в воде».

№ 5«Что плавает в воде».

№ 6«Цветные льдинки».

 

2. Речевое развитие:

 

Чтение потешек «Водичка- водичка…».

Цель: Формировать умение на слух воспринимать потешку (текст, запоминать отдельные слова и фразы, проговаривать их). Дать представление о том, что вода нужна человеку для умывания, чтобы быть чистыми, не болеть, и что воду надо беречь.

А. Барто «Девочка чумазая»; П. Синявский «Кто не умывается»; А. Босев «Дождь»; Г. Люшнин «Капелька»;

З. Александрова «Купание»; К. И. Чуковский «Мойдодыр»; В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо»; Б. Заходер «Что случилось с рекой»; чтение рассказа «Как люди речку обидели»; потешки «Дождик, дождик, пуще»; Рассказ В. Бианки «Купание медвежат»; Л. Воронкова «Снег идет»;

Загадки, пословицы, поговорки, заклички о воде.

3 Социально-коммуникативное развитие

 

Сюжетно-ролевая игра «Купание куклы».

Дидактические игры«Кому нужна вода?»«Моем наши ручки»«Какая разная вода»«Разрезные картинки».

Словесная игра «Вода какая?»

Беседы«Вода нужна всем»«Вода вокруг нас»«Путешествие капельки»«Природные явления»«Бережливым будь с водой, хорошенько кран закрой!»

Создание мини-музея «Волшебница вода».

 

4 Художественно-эстетическое развитие Аппликация «Рыбки в аквариуме»«Снежинки».

Цель: Продолжать отрабатывать умение работать с бумагой, клеем; дополнять готовый образ. Развивать мелкую моторику, чувство композиции и цвета. Дать представления о том, что всем нужна вода.

Рисование «Снегопад»«Дождик»«Капельки».

Цель: развитие интереса детей к рисованию пальцами.

Формировать умение опускать палец в краску и делать отпечаток капельки (дождинки). Знакомить детей с техникой рисования пальцем и синим цветом.

Развивать чувство цвета и ритма, мелкую моторику. Закреплять основные цвета. Выполнять простейшие действия, вытирать руки салфеткой. Соблюдать правила поведения при рисовании.

Лепка «Тучка»

Цель: формировать умение создавать рельефное изображение, разнообразить способы деления пластилина, развивать мелкую моторику рук.

 

5. Физическое развитие:

 

 Подвижные игры «Ручеёк»«С кочки на кочку»«Дождик»«Снежиночки-пушиночки»«Солнышко и дождик».

Пальчиковая игра «Рыбки»«Кораблики»«Вышел дождик погулять»«Ладошки».

Физминутка «Дождик».

Проведение игр, на тренировку носового дыхания «Шарик лопнул»«Король ветров»«Кто самый громкий»«Запасливые хомячки»«Чей шарик дальше».

Закаливающие процедуры: обтирание рук до локтей, полоскание рта кипячёной водой.

 

3 этап: - Заключительный.

1. Беседы о воде с целью закрепления знаний.

2. Создание памятки, консультации для родителей.

3. Итоговое мероприятие:  Открытие мини- музея «Волшебница вода».

 

 Работа с родителями:


 Чтение детям дома рекомендованной художественной литературы по теме проекта.

Папка-передвижка «Развивающие детские игры с водой».

Консультация «Закаливание водой».

Заучивание стихотворений наизусть дома с детьми по теме проекта.

Мастер класс для родителей « Роль пальчиковой гимнастики для детей младшего возраста».

 

Список литературы:

1. С. Н. Николаева «Программа экологического воспитания дошкольников».

Москва «Просвещение» 2005 г.

2. «Экологическое воспитание дошкольников» (на основе развивающих форм

образования) Разработка занятий под ред. Т. В. Бабыниной – Набережные Челны, 2009г.

3. Занятия по формированию элементарных экологических представлений в младшей

группе. Под ред. О. А. Соломенникова - Москва 2009 г.

4. Интернет ресурсы.