Игровая викторина для педагогов "Финансовые звёзды"
Цель: совершенствование профессиональных компетенций педагогических работников в области финансовой грамотности.
Задачи:
1.Повысить компетентность педагогов по вопросу экономического воспитания.
- Расширить знания о значении финансовой грамотности; актуализировать и расширить знания педагогов в области экономики и финансовой грамотности
- Развить потребность к самостоятельному получению знаний, самосовершенствованию, саморазвитию. развивать речь, мышление, память, коммуникативные навыки, творческие способности ; умение работать в коллективе;
- Развить умения правильно анализировать и своевременно использовать опыт окружающих в финансовой сфере. Создать положительный образ финансово грамотного человека.
4.Формирование разумного финансового поведения и ответственного отношения к личным финансам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
finansovye_zvyozdy_-viktorina.docx | 254.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Сказка» с. Становое
Игровая викторина
«Финансовые звёзды» для педагогов
к педагогическому совету
Подготовила: воспитатель Киреева Г. В.
Ноябрь 2022г.
Цель: совершенствование профессиональных компетенций педагогических работников в области финансовой грамотности.
Задачи:
1.Повысить компетентность педагогов по вопросу экономического воспитания.
- Расширить знания о значении финансовой грамотности; актуализировать и расширить знания педагогов в области экономики и финансовой грамотности
- Развить потребность к самостоятельному получению знаний, самосовершенствованию, саморазвитию. развивать речь, мышление, память, коммуникативные навыки, творческие способности ; умение работать в коллективе;
- Развить умения правильно анализировать и своевременно использовать опыт окружающих в финансовой сфере. Создать положительный образ финансово грамотного человека.
4.Формирование разумного финансового поведения и ответственного отношения к личным финансам.
Подготовительный этап: на доске вывешивается поле, состоящее из 9 секторов различного цвета. Участники делятся на 4 команды: 1 команда – 50 рублей, 2 команда – 100 рублей, 3 команда – 200 рублей, 4 команда – 500 рублей.
Правила игры:
Команда, которая правильнее и быстрее отвечает на вопросы получает денежную купюру по названию команды.
Здравствуйте уважаемые коллеги!
Сегодня я вас приглашаю на игровую викторину, где мы обсудим вопросы финансовой грамотности.
Теоретическая часть
XXI век – век экономических империй, век, где показатель успешности страны напрямую зависит от ее экономики. Отсюда изменения в социальной, политической, экономической сферах, характеризующие современное общество, побуждающее к пересмотру направлений развития образования. Вопросы финансов затрагивают все сферы жизни современного человека, а финансовая грамотность стала необходимым жизненным навыком, как умение читать и писать. В условиях сегодняшнего дня, когда ребенка уже с первых лет жизни окружает экономическая среда, наполненная разнообразными экономическими понятиями и процессами, актуализируется необходимость ознакомления детей дошкольного возраста с проблемами «взрослой» экономики.
В процессе экономического воспитания ребенок, прежде всего, познает азы семейной экономической действительности, получает о ней элементарные представления о труде, профессиях родных и близких. Начальные сведения об экономике своего города или деревни, о профессиях, связанных с бизнесом, продукцией выпускаемой на предприятиях, операциях изготовления, реализации, учатся уважать людей, которые трудятся, и честно зарабатывают свои деньги.
В дошкольном возрасте под финансовой грамотностью понимаются: воспитание у ребёнка бережливости, деловитости, формирование правильного представления о финансовом мире, которое сможет помочь ему стать самостоятельным и успешным человеком, принимающим грамотные, взвешенные решения.
Экономику учу, рассказать о ней хочу…
Воспитательницы в ДОУ – экономику ведут,
Просчитать они умеют все оценки наперед,
А еще они умеют предсказать бюджет страны.
Где какие в мире деньги и на сколь они важны,
Как оформить нам кредит, сколь процентов набежит,
Как начислена зарплата, и как месяц нам прожить-
Все сумеют объяснить и ребят всех научить.
Должен это каждый знать, и уметь, и понимать.
Работа предстоит сложная, но интересная и без разминки нам не обойтись.
Люди ходят на базар, там дешевле весь∙ (товар)
Мотоцикл экономит время, а велосипед∙ (деньги)
Какое животное всегда при деньгах∙ (свинья)
Чтобы партнеров не мучили споры, пишут юристы для них∙ (договоры)
Учреждение, в котором хранят деньги∙ (банк)
Он в нашем доме считает электроэнергию (счётчик).
За сметану, хлеб и сыр, в кассе чек пробил (кассир).
Информация о товаре (реклама).
Что такое бартер? (обмен).
Место, где продают товар по строго фиксированным ценам (магазин).
Мебель, хлеб и огурцы продают нам (продавцы).
В чём измеряется цена товара? (в деньгах)
Мебель купили, одежду, посуду, брали для этого в банке мы (ссуду)
Место торговли, где можно торговаться (рынок).
Как называются иностранные деньги? (валюта).
На товаре быть должна обязательно (цена).
Кто посоветовал Буратино закопать свои деньги на Поле Чудес? (Лиса Алиса и Кот Базилио)
Какой товар приобрела на базаре Муха-Цокотуха на найденную денежку? (самовар)
Какие знаки надеется увидеть на денежных банкнотах каждый кассир? (водяные)
Чтобы дом купить я смог, взял кредит внеся∙ (залог)
И врачу и акробату выдают за труд∙ (зарплату).
Назовите пожалуйста профессии, в которых встречается∙ финансовая грамотность.
Ответы: (бухгалтер, кассир, продавец, аудитор, и т. д)
С какими профессиями мы можем познакомить детей в детском саду?∙ (ответы)
Вывод по разминке: Неспроста начали с разминки, потому что эту разминку вы можете использовать и на своих занятиях, только вместо слов вводите картинки с изображением профессии.
Задание № 1 называется «Продолжи предложение».
Выберите правильный вариант ответа и обоснуйте его.
1. Если родители вовремя не объяснят ребёнку что такое деньги и почему их нужно зарабатывать и экономить, то …
а) у него сложится об этой теме собственное мнение. После четырёх лет ребёнка, обычно, очень трудно перестроить к иному отношению к семейным финансам.
б) это может стать причиной обид, капризности, недоверия к родителям.
в) это повлияет на формирующееся миропонимание и восприятие окружающей действительности. Часто у детей в такой ситуации снижается самооценка.
2. Так часто происходит в семьях, где родители в силу своей занятости не могут уделить ребенку достаточно времени и откупаются дорогими игрушками. А если не могут купить, дети добиваются своего слезами и истериками. Родители должны…
а) говорить ребенку твердое «нет!». Но желательно спокойно при этом объяснять причину отказа.
б) удовлетворить просьбу и требование ребенка, хоть чрезмерные траты и наносят удар по бюджету семьи
3. Если на каждую просьбу что-то купить ребенок реагирует раздраженно то …
а) Нужно, объяснить ребенку, что вы не можете себе позволить купить такую вещь, поскольку она слишком дорога для вас.
б) Согласится и купить эту вещь.
в) Попробовать помочь ребенку найти другой вариант, например: попросить это в подарок на Новый год.
4. Объясните, почему взрослые с неохотой привлекают детей к планированию семейного бюджета?
а) Дети пока не зарабатывают, поэтому им рано решать, на что тратить родительские деньги.
б) Они не знают всех статей доходов и расходов, а объяснять им долго.
в) Мы и так знаем, что они могут предложить, и учитываем их пожелания.
Вывод: Правильно уважаемые коллеги, в ваших ответах услышала значимость проблемы финансовой грамотности в семье. Многие родители считают, что дошкольный возраст, это не тот возраст, где можно прививать у ребенка правильное отношение к деньгам. И многие не выдерживают истерик детей и тратят последние деньги, лежащие в кошельке, на покупку игрушки. Наша с вами задача донести до родителей сущность проблемы, научить, как правильно выходить с данной ситуации.
Задание №2
Уважаемые коллеги! Процесс познания экономики не прост, но с помощью сказок мы можем рассмотреть различные экономические понятия. Следующие задание под названием «Экономика в сказках», позволит нам увидеть, что через героев сказок можно дать детям понятие об обмене, правильной покупке, профессии и т. д.
В сказках экономическое содержание развертывается перед детьми в виде проблемных ситуаций, решение которых развивает логику, самостоятельность, нестандартность мышления, коммуникативно – познавательные навыки. «Сказка для ребенка такое же серьезное и настоящее дело, как игра» - писал известный писатель Джанни Родари: - «она нужна ему для того, чтобы определиться, чтобы изучить себя, измерить, оценить свои возможности.» Вы знаете, что практически в любой сказке есть экономическая составляющая. Давайте в этом убедимся. Я буду задавать вопросы, а вы должны дать ответ и дать краткое пояснение.
1. В какой сказке мастерство героя – строителя спасло жизнь ему и его друзьям? (Три поросенка).
2 Кто из героев сказок сочетал несколько профессий: дворника, мельника, пекаря? (Колосок)
3 В какой сказке умение делать рекламу помогла главному герою отблагодарить за доброту? (Кот в сапогах)
4 В какой сказке реклама сыграла злую шуту с главным героем? («Как старик корову продавал»)
5 В какой сказке сдобное изделие рационального использования продуктов купился на лесть? (Колобок)
6 В какой сказке умелый обмен привел к обогащению главного героя? (лисичка со скалочкой)
7 Герои какой сказки благодаря рациональному разделению труда имели выгоду в совместном существовании? (Теремок)
8 В какой сказке знание основных законов ведения сельского хозяйства помогли получить доход (Вершки корешки)
9 в каких сказках умение девиц вести домашнее хозяйство помогло получить доход (Морозко, Крошечка-ховрошечка, Царевна-лягушка.)
Вывод: Отсюда можно сделать вывод, что знакомя детей с художественной литературой мы, таким образом, знакомим детей с финансовой грамотностью.
Задание № 3
Переходим к следующей игре. Скажите мне пожалуйста, какой основной вид деятельности у детей. (ответы: Игра). Давайте вспомним нашу образовательную программу и скажем: Какие игры могут способствовать развитию финансовой грамотности у детей? (магазин, заправка, банк, театр-покупка билетов (это есть в программе)
Назовите мне два финансовых действия с которыми мы знакомим в игре, используемых в перечисленных играх- магазин, театр, заправка?
Ответы: (это покупка и продажа)
А с каким финансовым понятием мы можем познакомить детей в игре «Банк»? (обмен).
В какой игре с детьми можем еще использовать понятие обмена? («Ярмарка», « Рынок»).
Вывод: через игру мы формируем представление детей о финансовой грамотности, начиная уже с младшего дошкольного возраста.
Задание № 4
Предлагаю, работая в группе, распределить пословицы и поговорки по группам.
Пословицы и поговорки:
О труде:
«Дело мастера боится»
«По работе и плата»
«Кончил дело – гуляй смело»
«Терпенье и труд все перетрут»
«Труд кормит, а лень портит»
«Без труда не выловишь рыбку из пруда»
О деньгах, цене:
«Время-деньги»
«Деньги – не люди, лишними не будут»
«Доход не живет без хлопот»
«Получишь доход – явится и расход».
О купле-продаже, товаре:
«Хороший товар не залежится»
«На что спрос, на то и цена»
«Кота в мешке покупать нельзя».
О бережливости:
«Бережливость лучше богатства»
«Бережливая вещь два века живет»
«Запас человека не портит».
О лени:
«Леность наводит на бедность»
«Лень до добра не доводит».
«Лень, отвори двери! Хоть сгорю, да не отворю!»
О добре:
«Доброго держись, а от худого удались»
«Доброе дело само себя хвалит».
О жадности и зависти:
«В одну лапу всего не сгребешь»
«В чужой лодке всегда больше рыбки»
«Глаза завидущие, руки загребущие»
«Жадность – что река: чем дальше, тем шире»
«Ни себе, ни людям».
Через пословицы мы детям даем понятие о деньгах, их ценности и экономии. Использование пословиц можно вносить во все виды образовательных областей.
Задание № 5
Задание №6
Когда-то давным-давно на банкнотах изображались люди, которые вошли в историю нашей страны. Но со временем вместо них на банкнотах стали появляться виды российских городов. Изначально это была только столица нашей родины. Но реформы 1995 года привели к тому, что на российских банкнотах стали появляться различные архитектурные сооружения нашей страны.
1. На какой банкноте изображен Красноярск. (Десять рублей)
Та сторона, которая является лицевой, показывает часовню Параскевы Пятницы и мост, проходящий через знаменитую реку Енисей. На другой стороне показана плотина гидроэлектростанции Красноярска.
2. Изображение на денежном знаке с этим номиналом посвящено городу Архангельску. Та сторона, которая является лицевой показывает памятник, посвященный Петру Первому. На другой стороне - Соловецкий монастырь. (Пятьсот рублей)
3. Эта банкнота имеет на себе изображение московских видов. На той стороне купюры, которая является лицевой, показан Аполлон с квадригой, то есть колесницей. Располагается это архитектурное сооружение на здании Большого театра. Та сторона, которая находится на обороте, показывает само здание Большого театра и находящейся перед ним театральной площади. (100 рублей)
4. Купюра с этим номиналом имеет изображение славного города Ярославля. Та сторона, которая является лицевой, показывает памятник, воздвигнутый в честь символа этого города – Ярослава Мудрого. Кроме того, на этой же стороне имеется часовня, которая находится на фоне Кремля Ярославля. На обратной стороне изображение храма Иоанна Крестителя и колокольни. (1000 рублей)
5. Изображение этой мелкой купюры посвящено Санкт-Петербургу.
Достопримечательности этого города украшают эту купюру. С лицевой стороны колонна с женской фигурой, сидящей на троне (символизирует Неву). Петропавловская крепость видна из-за колонны. На оборотную сторону нанесено изображение бывшей биржи, которая находилась на набережной. (Пятьдесят рублей)
6. На лицевой стороне этой банкноты изображен мост на остров Русский во Владивостоке, а на обороте - космодром Восточный в Амурской области. (2000 рублей)
7. На банкноте, с каким номиналом лицевой стороны изображен Памятник затопленным кораблям в Севастополе, а на обороте - Херсонес Таврический. (200 рублей)
6. Это самая крупная банкнота на сегодняшний день с видами Хабаровска. На той стороне, которая является лицевой нанесено изображение памятника, посвященного Муравьеву-Амурскому. Кроме того, здесь же показана и набережная Хабаровска. На обратной стороне купюры изображение моста, проходящего над рекой Амур. (Пять тысяч рублей)
Задание №7 Анаграмы
СИПЕНЯ (пенсия)
ЛАКМЕРА (реклама)
ПАРТАЛАЗ (зарплата)
ОВОДРОГ (договор)
КАНОЕКОМИ (экономика)
КАБН (банк)
Подведение итогов.
Сегодня я познакомила вас с современными технологиями экономического воспитания дошкольников, которые вы можете использовать в работе по финансовой грамотности.
Нашу викторину хочется закончить следующими словами:
Если вы будете делать что - либо полезное и делать хорошо, то богатство всегда будет у вас под рукой. Использовать деньги можно по-разному. Некоторые копят их, а сами живут в бедности. Другие тратят, но тоже не извлекают из этого пользы: зачем дорогой ковёр, если он не лежит у нас под ногами? Зачем тёплая шуба, если её не носят в мороз? Зачем украшения, если они спрятаны в шкатулке?
Запомните: вещи не должны копиться попусту и лежать без надобности. Они нужны, чтобы приносить пользу. К чему художнику трактор? Ему требуются яркие краски и мягкие кисти. Зато без трактора не обойдется фермер, выращивающий хлеб. У каждой вещи есть свой хозяин. Никогда не покупайте то, что вам не нужно. Любимое дело – наше с вами главное богатство, наш клад. А для того, чтобы что-то уметь, чтобы любимое дело приносило доход, надо не переставая учиться.
«Все наши мечты сбудутся, если у нас хватит смелости их осуществить» - сказал Уолт Дисней, один из крупнейших медиаконгломератов индустрии развлечений в мире, основатель Disney Lenda. Для того, чтобы сделать маленький шажок к вашей мечте, получите честно заработанные рублики.
Совет дня: Коль работа вас достала,
А зарплаты снова мало,
Понапрасну не грустите,
Просто лягте, отдохните.
Успехов всем нам в нашем нелёгком труде!