ДЕЛОВАЯ ИГРА "ЗНАЕМ ЛИ МЫ ПРАВА РЕБЕНКА?"

Черемных Марина Сергеевна

ДЕЛОВАЯ ИГРА "ЗНАЕМ ЛИ МЫ ПРАВА РЕБЕНКА?"

ЦЕЛЬ: повышение уровня профессионального мастерства педагогов по нравственно – патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста, а также пропаганды правового воспитания детей в педагогическом коллективе.

ЗАДАЧИ: используя знания, систематизировать материал, упражнять в активном изучении нормативно-правовых документов. Формировать коммуникативные умения, способность общаться, сотрудничать, умение направлять обсуждение вопросов по заданному руслу, способность действовать в рамках ограниченного времени, обмениваться опытом работы по данной проблеме.

УЧАСТНИКИ ИГРЫ. Педагогический коллектив ДОУ

Ход деловой игры

Ведущий: Добрый день уважаемые педагоги! Сегодня мы собрались, чтобы поговорить и проверить знаем ли мы права. Права родителей, права детей, какова ответственность родителей по воспитанию несовершеннолетних детей, ответственность детей.

Теоретическая часть:

Правовое образование дошкольников.

Воспитание правовой культуры - обязательная составляющая политики государства, ратифицировавшего Конвенцию о правах ребенка. Однако по отношению к детям дошкольного возраста эта задача понимается порой непростительно примитивно: мол, дети посмотрят на картинки, почитают рифмовки - и с правами будет все в порядке. Из картинок и из инсценировок по мотивам Конвенции правовая культура ребенка не возникает. Первая необходимая составляющая, обеспечивающая ее, это правовая культура взрослых и их соответствующее поведение.

Для формирования у детей элементарных представлений о своих правах и свободах, развития уважения и терпимости к другим людям и их правам важно не только давать знания, но и создавать условия для их практического применения.

 

 

 

 

 

 

Информация для педагогов

•  В качестве наглядных примеров, иллюстрирующих то или иное право, понятие, можно использовать сказки, стихи, пословицы, поговорки и т.п.

Однако знакомство детей с правами человека на материале сказок нужно проводить очень осторожно - ведь в сказках существует совсем иная оценка действий героев. Использование правовой системы оценок может привести к искажению детского восприятия мира сказок, к осуждению положительных героев и оправданию злодеев.

•  Не рекомендуется в работе с дошкольниками использовать без соответствующей адаптации учебно-методические пособия гражданско-правовому воспитанию, предназначенные для начальной школы.

•  Формирование основ правового сознания дошкольников нельзя сводить к простому заучиванию статей документов и отдельных прав и свобод человека.

Большую часть времени следует уделять практике: сюжетно-ролевым и другим творческим играм, практическим делам, различным творческим конкурсам, соревнованиям, а также беседам, рассказам, спорам, учитывая при этом эмоциональное восприятие.

 

Перед началом нашей деловой игры, мы с вами перейдём к разминке.

 

Разминка: Игра «Для чего этот предмет» Участники встают в круг. По кругу пускается лист чистой бумаги. Каждый человек предлагает вариант возможного применения этого листочка. В этой игре мы все использовали своё воображение, фантазию, высказали своё мнение. У нас у всех есть воображение, мы с ним родились, его нельзя у нас отнять. Точно также мы все с момента рождения обладаем правами человека, и они не могут быть отняты у нас. А сейчас давайте перейдем к вопросам, смотрим на экран:

Вопросы командам:

1. Какие международные документы о правах ребенка Вам известны?

 Конвенция о правах ребенка;

 Декларация о правах ребенка.

2. Сколько статей в Конвенции о правах ребенка?

 45; 37; 54; 53.

3. Соблюдение каких прав ребенка обязано взять на себя дошкольное

образовательное учреждение?

 Охрана здоровья;

 Образование;

 Защита от насилия;

 Досуг;

 Собственное мнение.

4. Каким образом должна соблюдаться в образовательном учреждении

охрана здоровья воспитанников?

 педагогические работники образовательного учреждения

обязаны регулярно проходить бесплатное медицинское

обследование;

 правильно организованный режим питания, занятий

воспитанников;

 направление ослабленных детей в специальные

оздоровительные учреждения;

 создание условий, гарантирующих охрану и укрепление

здоровья воспитанников.

5. Какие права ребенка чаще всего нарушаются в семьях детей?

 Право на человеческое достоинство;

 Небрежное отношение к детям;

 Здоровье.

6. Что вы понимаете под правовым воспитанием?

 Знакомство дошкольника с его правами в соответствии с

возрастом.

7. С какого возраста целесообразно приобщать ребенка к правовой

культуре общества, в частности к осознанию прав человека, в том

числе собственных?

 С младшего.

8. Можно ли подвести детей старшего дошкольного возраста к

пониманию таких слов как «право», «закон», «свобода»,

«равноправие», «обязанность», «международный документ»?

 Да.

9. Какие средства и методы следует использовать, формируя у детей

представления о правах человека?

 Беседы, чтение сказок, обсуждения, игры и пр.

10.Воспитание ребенка является правом или обязанностью родителей?

 И правом, и обязанностью.

Викторина «Права литературных героев».

1. В какой сказке нарушено право на личную неприкосновенность,

жизнь и свободу?

(«Серая шейка», «Красная шапочка», «Дюймовочка»).

2. Какие литературные герои могли пожаловаться, что нарушено

их право на неприкосновенность жилища? (Три поросенка, Зайка из

сказки «Ледяная избушка»)

3. Героиня какой сказки воспользовалась правом свободного

передвижения и выбора местожительства? (лягушка-путешественница»).

4. В каких сказках подтверждается право работающего на справедливое

вознаграждение?

(«Мороз Иванович», «Госпожа Метелица», «Золушка»).

Итог:

Чтобы подвести итог, сыграем в игру «Правовой сундучок».

Игра «Правовой сундучок»

(В сундучке лежат картинки символизирующие права ребенка,

необходимо узнать, что это за право.)

1. Свидетельство о рождении. (Право на имя).

2. Сердечко (Право на любовь).

3. Конверт (Право на переписку, и никто не имеет право читать чужие

письма и подглядывать).

4. Букварь (Право на образование)

5 .Домик (Право на имущество).

6. Собачка со щенятами (Права ребенка быть вместе с мамой).

Я благодарю вас за работу, активное участие. Закончить нашу встречу,

я хотела бы притчей:

 

Жил мальчик с ужасным характером. Однажды отец дал ему мешок

гвоздей и велел по одному забивать их в забор каждый раз, когда мальчик теряет терпение и с кем-то ссорится. В первый день он забил 37 гвоздей. Впоследствии научился контролировать себя, и количество гвоздей

ежедневно уменьшалось. Мальчик понял, что легче овладевать своими эмоциями, чем забивать гвозди. Наконец настал день, когда он не забил ни

одного гвоздя. Сын подошел к отцу и сказал об этом. Тогда отец велел сыну

извлекать из забора по одному гвоздю в те дни, когда он не потеряет самоконтроля и ни с кем не поругается. Шло время, и впоследствии сын смог

похвастаться отцу, что в заборе не осталось ни одного гвоздя. Отец ответил:

«Ты хорошо себя ведешь, но посмотри, сколько дырок осталось. Забор уже

никогда не будет таким, как прежде». Если вы с кем-то ссоритесь и говорите что-то неприятное, то оставляете после себя такие же раны, как эти дыры от гвоздей в заборе. Даже, несмотря на то, что вы много раз потом просите прощения. Словесные раны наносят такую же боль, как и физические. Не оставляйте на своем пути дыр! Не забивайте гвоздей вражды, непонимания, жестокости в души людей! Будьте толерантными!

К концу нашей с вами деловой игры, хочу дать вам небольшие рекомендации по правовому воспитанию детей.

Слайд 14.

Рекомендации:

Продолжать обогащение развивающей предметно-пространственной среды группы по правовому воспитанию.

 Проводить театрализованные, ролевые и дидактические игры,

игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы, эмпатии,

коммуникативных навыков и умений.

 Организовывать проблемно-поисковую деятельность детей

(работа в группе по решению ситуаций и задач, разработка

совместных с воспитателем проектов и т.п.);

 Продуктивные виды деятельности (изготовление эмблем,

плакатов и т.п., их презентация).

 Познакомить родителей с информацией "Взаимодействие с

детьми без насилия и агрессии"

Слайд 15.

Спасибо за внимание