Ванина А.О. 13.11.22 Статья: Педагогические условия формирования основ безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста.

Ванина Анастасия Олеговна

 Педагогические условия формирования основ безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста

 

Ванина А.О.  13.11.22г.

Проблема защиты человека от опасностей возникла одновременно с появлением людей на земле. Многие правила безопасности формулировались, когда люди пытались защититься от диких зверей и природных явлений. Со временем изменились условия жизни человека, изменились и правила безопасности жизнедеятельности. Теперь они связаны с интенсивным движением транспорта на городских улицах, развитой сетью коммуникаций, большим скоплением людей, технизацией жилища, террористическими актами.

В отечественной дошкольной педагогике проблема охраны жизни и здоровья детей была признана всегда очень важной. Так в конце 1920–1930 годов в работах по трудовому воспитанию О.Дектяренко, Н.Ковальчук, Э. Краснопольского и других отмечалось, что дошкольников необходимо знакомить с некоторыми вопросами безопасности в быту, включающими правила обращения с потенциально опасными предметами.

Вопросы профилактики дорожно-транспортного травматизма достаточно полно и подробно разработаны в дошкольной педагогике с 30 гг. 20 века. В 1937 году В.М. Федяевской впервые были выделены причины несчастных случаев с дошкольниками на улице. Автором была доказана возможность и необходимость обучения детей уличной безопасности, по преимуществу со старшей группы.

Методы и приемы обучения дошкольников правилам поведения на улице были дополнены Э.Я. Степаненкова, М.Ф. Филенко.

В настоящее время вопрос формирования основ безопасности детей дошкольного возраста исследуется Р. Стеркиной, Н. Авдевой, О. Князевой и другими. В Федеральных государственных образовательных требованиях 2010 года к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, была выделена одна из образовательных областей «Безопасность».

В федеральном государственном образовательном стандарте 2015-2016 год нет области «Безопасность», но есть задачи, которые направлены на:

- охрану и укрепление физического и психического здоровья детей;

- обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования;

- создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

- формирования общей культуры личности детей, в том числе самостоятельности и ответственности ребенка;

- обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах охраны и укрепления здоровья детей;

Все эти задачи предполагают включение в педагогическую работу решение вопроса по формированию основ безопасного поведения детей.

В старшем дошкольном возрасте ребенок не всегда находится под присмотром взрослых. Поэтому встает проблема ознакомления детей с основами безопасности жизнедеятельности.

Французский психолог Дюваль утверждает: «Дети — это не взрослые в миниатюре. Их реакция на опасность очень отличается от нашей».

Несчастные случаи, происходящие в природных условиях, плохо освещаются и кажутся редкими. Городские жители к тому же из-за недостатка знаний могут недооценивать всех опасностей в этой области.

В исследованиях Т. Г. Хромцовой утверждается, что «правильное поведение» включает в себя не только способность предупредить несчастный случай, но и умение и желание не навредить, а наоборот- сохранить и защитить. Воспитывая культуру безопасности, необходимо внушать детям, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому, заботясь о природе, человек заботиться о себе и своем будущем; то, что наносит вред природе, наносит вред самому человеку.

Совершенно очевидно, что чем раньше дети получают сведения о том, как должен вести себя человек на улице и во дворе, дома и на природе, тем меньше станет несчастных случаев.

Эту задачу призваны решать как родители, так и педагоги дошкольных образовательных учреждений. Во многих исследованиях отмечается, что в данном направлении требуется кропотливая воспитательная работа с детьми.