Развитие речи детей 2-ого года жизни. Рекомендации логопеда

Царева Ольга Владимировна

Речь детей к двум годам

Какие звуки должен правильно произносить

малыш к двум годам?

  • Если гласные «А», «О», «И», «У», как правило, произносятся чётко, то звуки «Ы», «Э» вполне могут быть заменены на

«И», «Е».

  • Гораздо более сложную задачу представляют согласные звуки. Ведь для их произнесения требуются активные, чёткие, согласованные движения губ, язычка, нижней челюсти, а малыш к двум годам ещё не полный хозяин этих умений.
  • Большинство звуков, увы, звучат неверно. Твёрдые согласные смягчаются, сложные упрощаются. Вместо «там» слышится «тям», вместо «суп» - «сюп», а уж с «шубой»,

«рыбой», «лодкой» вообще творится непонятно что!

 

Нет причин для огорчения, всё идёт нормально.

 

 

 

 

Когда же малыш произносит слово?

 

Прежде всего, тогда, когда что-либо производит на него впечатление, способствующее запоминанию. Например, определённая ситуация, обстоятельства, в которых ребёнок радуется, внезапно видит какую-нибудь знакомую вещь, узнаёт яркую, красивую картинку, животное.

Следует отметить, что на втором году жизни словарный запас, или количество слов, которыми пользуется малыш, возрастает в три, а то и в четыре раза.

Дорогие родители, оценивая темпы развития речи ребёнка, не следует опираться на чужие достижения. Да, к году ребёнку хорошо бы произносить около 10 слов. Так написано в книжках и учебниках. Но у Пети 15 слов, а у Насти – 7. Все люди разные,

 

как ни банально это звучит. И дети тоже. Между прочим, быстрота, с которой ребёнок овладевает словом, да и речью вообще, зависит от вас, взрослые, от того, как вы ведёте себя с малышом, сколько времени отдаёте общению со своим малышом.

 

Когда у малыша появляется возможность говорить предложениями?

С полутора лет на радость родителям ребёнок начинает пользоваться простыми фразами. Они, правда, ещё небольшие, всего из двух слов: «Мам, бум-бум», «Дай пить». Через 3-4 месяца число слов в предложении может вырасти до четырёх.

Это, конечно, совсем не те красивые, правильно построенные фразы, которыми ребёнок порадует родителей года через три. О предлогах и союзах вообще думать рано. Но это качественно новый этап в развитии детской речи, очень важное достижение. Теперь можно читать книжки.

Как можно помочь малышу осваивать звуки? Мамы и папы!

  • Попробуйте потренировать язычок, губы ребёнка. Это совсем не трудно: гудите, как паровоз, войте, как сирена или волк, разумеется, вместе с малышом.
  • Давайте ребёнку вылизывать ложки, снимать кончиком языка с ложки капельки. Просто так облизывать губы неинтересно, а вы посыпьте их ребёнку крошками, сахарком, смажьте вареньем. Налепите за верхними зубами катышек хлебного мякиша – пусть снимает язычком.

 

  • Только помните, что при выполнении таких заданий вам нужно обязательно находиться рядом с ребёнком, контролировать его действия, чтобы малыш не подавился, не задохнулся.
  • Перед зеркалом стройте рожицы, высовывайте язык. Пусть малыш цокает язычком, как лошадка, чмокает, присасывает язык к нёбу.
  • Учите сплёвывать ниточку, бумажку. А уж дуть-то как интересно, и на кораблики из бумаги, и на ватку, и на шарик, и в дудочку.

У малыша должны быть звучащие игрушки. Пусть малыш слушает звуки и угадывает, что звучит. Под силу будет и повторить простое ритмическое постукивание, и попеть, и поговорить то громко, то тихо, то жалобно, то грозно.

       И ещё один совет родителям: обязательно записывайте детские достижения, ведь на ваших глазах происходит масса чудесных превращений и открытий, а вы не только их свидетель, но (хочется надеяться) активный участник, учитель и верный друг вашего малыша.