Дидактические игры на совершенствование ориентировки во времени и в пространстве

Дидактические игры на совершенствование ориентировки во времени

и в пространстве

 

Круглый год

Цель: уточнить знания детей о временах года, закреплять представления о месяцах каждого времени года.

Материал: Карточки.

Ход игры

Дети встают в полукруг.

Ведущий бросает одному из играющих мяч и спрашивает: «Январь – какой месяц по счету в году?» Ребенок, поймавший мяч, отвечает на вопрос. Если ответ верный, то он становится ведущим и задает свой вопрос играющим. (Взрослый помогает в выборе и формулировке разнообразных вопросов.)

Вопросы:

–Каким месяцем заканчивается год?

–Назови осенние месяцы. Назови зимние месяцы.

–Какой месяц после октября?

–Назови месяц между маем и июлем.

–Назови самые длинные месяцы года.

–В каком месяце твой день рождения? День рождения твоей мамы?

–В каком месяце твой любимый праздник?

–Сколько месяцев в году? Какой праздник бывает в январе?

 

 

Фигуры высшего пилотажа

Цель: учить ориентироваться на плоскости

Материалы: Голубой лист бумаги и кружок (самолет) (на каждого ре­бенка).

Ход игры

Перед каждым ребенком на столе голубой лист бумаги и кружок (са­молет).

Педагог объясняет задание: «Вы, конечно, знаете о воздушных праздниках, в которых принимают участие летчики. Они показывают фигуры высшего пилотажа. И мы с вами будем сегодня летчиками. А самолетом станет кружок. Поставьте его на взлетное поле - голубой лист бумаги – внизу листа. Самолет быстро поднимается вверх, но резко падает вниз. Где находится самолет? (Внизу.) Теперь, он летит в верхний правый угол. Где теперь находится самолет?» И так далее.

Дети изменяют маршрут по указаниям педагога и, отвечая на его воп­росы, говорят, где находится самолет (в центре, справа и т.д.).

 

 

Наоборот

Цель: учить подбирать слова противоположные по смыслу

Материал: Мяч.

Ход игры

Дети стоят в кругу, в центре круга педагог с мячом. Он произносит любое слово и бросает кому-либо из детей мяч. Ребенок должен ответить словом, противоположным по смыслу. Например, педагог говорит: «Вверх». Ребенок отвечает: «Вниз» (направо – налево, вперед – назад, далеко – близко, внутри – снаружи, над - под и т.д.).

Усложнение: Можно называть не только наречия, но и прилагательные: далекий – близкий, верхний – нижний, правый – левый, глубокий – мел­кий, дешевый – дорогой, высокий – низкий и т.д. Если ребенок затрудняется с ответом, дети хором помогают ему.