Консультация для педагогов на тему: «Организация прогулки в детском саду в соответствии с ФГОС ДО».

Топорова Ирина Владимировна

Консультация для педагогов на тему:

«Организация прогулки в детском саду в соответствии с ФГОС ДО».

 

Традиционно прогулка включает в себя такие составляющие:

  • организация наблюдений детей заявлениями в природе (растительный и животный мир, неживая природа);
  • разнообразные игры;
  • трудовая деятельность;
  • спортивные упражнения и самостоятельная деятельность детей по их выбору и интересам.

 При этом необходимо предусмотреть равномерное чередование спокойной и двигательной деятельности, распределение физической нагрузки во время всей прогулки. Чтобы прогулки были разнообразными и интересными для детей воспитатели ежедневно планируют их содержание, включая как образовательную составляющую, так и самостоятельную деятельность детей. Самостоятельная и совместная деятельность со сверстниками предполагает наличие разнообразного игрового материала и инвентаря, создание различных гибко изменяющихся предметно-игровых средств на участке детского сада.

Структура прогулки по ФГОС ДО:

Прогулка занимает в режиме дня дошкольника значительное время и имеет важное значение. Организуется прогулка 2 раза в день – первую и вторую половину дня. Для пребывания детей на свежем воздухе отводится примерно до двух-трех часов в день, а летом  вся жизнь детей переносится на открытый воздух. Правильно организованная прогулка имеет большой потенциал для всестороннего развития детей – физического, умственного, нравственного, эстетического, трудового.

ФГОС ДО предусматривают решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов, одним из которых и является прогулка.

Прогулка так же является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма. Она способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям.

На прогулке дети играют, много двигаются. Движения усиливают обмен веществ, кровообращение, газообмен, улучшают аппетит. Дети учатся преодолевать различные препятствия, становятся ловкими, смелыми, выносливыми. У них вырабатываются двигательные умения и навыки, укрепляется мышечная система, повышается жизненный тонус.

Основная задача педагогической работы воспитателя на прогулке состоит в обеспечении: активной, содержательной, разнообразной, интересной для детей деятельности.

Во время прогулки в полной мере должны реализовываться воспитательно-образовательные задачи:

-Оздоровление детей.

-Физическое развитие.

-Развитие самостоятельности.

-Расширение кругозора.

-Ознакомление с окружающим миром.

-Воспитание эстетических чувств, культуры поведения.

В целях успешной реализации вышеперечисленных задач необходимо перспективное планирование этого режимного

момента.

При планировании прогулки воспитатель должен учитывать множество разнообразных факторов:

-погодные условия;

-возраст и контингент детей;

-наличие инвентаря и соответствующего оборудования;

-предыдущие занятия в группе и многое другое.


Структуру прогулки условно можно представить следующим образом:

  • наблюдение,
  • трудовая деятельность детей;
  • подвижные игры;
  • индивидуальная работа с детьми;
  • самостоятельная деятельность

Планируя прогулку, воспитатель должен учитывать множество факторов: погодные условия, возраст детей и их познавательные интересы, имеющийся материал, тематику предыдущего занятия. Необходимо предусмотреть возможности оздоровительного эффекта не только в физическом, но и психическом плане. Для детского организма правильно организованная прогулка может быть наиболее доступным средством закаливания. Основные требования, которые должны соблюдаться при организации прогулок, определены в соответствующих нормативных документах.

Совместная деятельность взрослого с детьми в ходе проведения прогулки проявляется особенно ярко, так как именно здесь осуществляется личное общение ребенка с воспитателем во всех видах деятельности. Для ребенка образовательный процесс имеет смысл, если он строится в логике деятельности. Поэтому образовательная составляющая прогулки всегда связана с любым из видов детской деятельности (игровая, коммуникативная, трудовая, двигательная, познавательно- исследовательская, музыкально-художественная, продуктивная) без жесткой ее регламентации. Понятно, что ведущей игровой деятельности, посредством которой ребенок познает мир и органично развивается, на прогулке отводится особая роль. Игровые формы образования могут быть в индивидуальном, подгрупповом или фронтальном виде организации работы с воспитанниками.

 Двигательная деятельность детей на прогулке объединяется с игровой, по при этом воспитатель обязан регулировать нагрузку, наблюдая за состоянием детей. Современные требования к обновлению образовательного процесса предполагают сделать прогулки максимально разнообразными по содержанию и организации. В методической литературе и отдельных нормативных документах можно найти подтверждение о том, что помимо традиционной, сложившейся годами структуры прогулки с детьми, могут проводиться тематические прогулки, выстроенные по принципу доминирования вида детской деятельности или являющиеся продолжением темы дня в образовательном процессе.

Авторы пособия «Тематические прогулки в детском саду» предлагают пять видов тематических прогулок:

• прогулки-походы;

• развлекательные прогулки с персонажем;

• прогулки-события;

 • спортивные прогулки;

 • прогулки — трудовые акции.

Прогулки-походы представляют собой организованный вид деятельности, в ходе которой решаются оздоровительные задачи, совершенствуются двигательные навыки и физические качества детей, удовлетворяются их познавательные потребности, воспитывается любовь и эстетическое отношение к природе. Проводить их следует с детьми старшего дошкольного возраста. Оптимальное количество таких прогулок 2-3 в год.

Развлекательные прогулки с персонажем направлены на эмоциональную и психологическую разгрузку детей, создание позитивного эмоционального фона, удовлетворение потребности детей в двигательной активности. Формы их организации могут быть многообразны и вариативны, поскольку зависят не только от поставленных целей и задач, но и от тематической направленности и смысловой насыщенности. Прогулки с персонажем хорошо использовать для мотивации детей на определенный вид деятельности, персонаж помогает заинтересовать всех детей группы, привлечь их к совместной игровой деятельности, наблюдению, труду.

Прогулки-события посвящаются определенной теме (День Космо-навтики, День защитника Отечества, День Победы, День города, День знаний и др.) или событию, произошедшему в детском саду (привезли и установили новый игровой комплекс, спортивное оборудование, обновили песок в песочницах и др.). Прогулка-событие (тематическая прогулка) помогает воспитателю еще раз обратить внимание детей на важное событие, уточнить их знания и восприятие определенной темы.

Спортивные прогулки направлены на укрепление здоровья, профилактику утомления, на физическое и умственное развитие, оптимизацию двигательной активности детей. В спортивных прогулках разнообразные виды детской деятельности объединяются спортивной тематикой. При правильной организации эти прогулки оказывают закаливающее воздействие на организм в естественных природных условиях. Они способствуют повышению уровня физической подготовленности детей дошкольного возраста. Акцент в таких прогулках делается на формирование физических качеств, воспитание интереса к спорту и здоровому образу жизни. Эти прогулки способствуют умственному, нравственному, эстетическому воспитанию, развивают любознательность дошкольников.

В прогулках - трудовых акциях преобладают трудовые поручения для детей, включение их в разные по организации формы труда в соответствии с сезоном и погодными условиями. На прогулках, связанных с трудовыми действиями, у детей формируется понимание, что труд в природе - это не игра и не развлечение, а серьезное занятие. Воспитатель подводит их к пониманию необходимости такого труда, воспитывает желание участвовать в труде по уходу за растениями, кормлению птиц, уборке территории (сгребание снега, очистка веранды от песка, листьев). На таких прогулках дети учатся работать в коллективе, сообща. Итог труда - это результат совместной работы всех.

Режим дня детского сада предусматривает ежедневное проведение дневной прогулки после занятий и вечерней — после полдника. Время, отведенное на прогулки, должно строго соблюдаться. Общая продолжительность её составляет 4 — 4,5 часа. — Для достижения оздоровительного эффекта в летний период в режиме дня предусматривается максимальное пребывание детей на свежем воздухе с перерывами для приема пищи и сна.

 — В зимний период прогулки на воздухе проводятся 2 раза в день: в первую половину дня — до обеда, во вторую половину дня — перед уходом детей домой. В целях недопущения переохлаждения участков тела (лицо, руки, ноги) в холодную погоду, рекомендуется отправлять детей в помещение, отапливаемый тамбур на обогрев, не более чем на 5-7 минут. Зимние прогулки в детском саду для детей до 4 лет проводятся при температуре до -15°С, для детей 5-7 лет при температуре до -20°С.

 -Время выхода на прогулку каждой возрастной группы определяется режимом воспитания и обучения. Запретом для прогулок является сила ветра более 15 м/с. Требования к оборудованию и санитарному состоянию участка детского сада для проведения прогулок. Для осуществления задач всестороннего развития детей большое значение имеет озелененный, в соответствии с педагогическими и гигиеническими требованиями, спланированный и оборудованный участок.

Желательно, чтобы каждая возрастная группа располагала отдельным участком, отгороженным от других групп кустарником. На этом участке выделяются места для проведения подвижных игр и развития движений детей (ровная площадка), для игр с песком, водой, строительным материалом, для творческих игр и игр с различными игрушками.

 На участке должно быть оборудование для развития движений: заборчики для лазанья (трехгранные, четырехгранные и шестигранные), бревно для упражнения в равновесии, горка, инвентарь для упражнений в прыжках, метании. Все это должно иметь привлекательный вид, быть прочным, хорошо обработанным, закрепленным и соответствовать возрасту и силам детей. Кроме постоянного оборудования, на площадку выносятся игрушки, пособия в соответствии с намеченным планом работы.

Игровые площадки заканчиваются дорожками, по которым дети могут кататься на велосипедах, самокатах. Помимо игровых площадок на участке необходимо иметь закрытые беседки для защиты от дождя и солнца. При сухой и жаркой погоде полив участка, песка производится не менее 2-х раз в день.

Уборка территории участка проводится воспитателями, помощниками воспитателя и младшими воспитателями, дворником ежедневно: утром до прихода детей и по мере загрязнения территории. У входа в здание следует иметь решетки, скребки, коврики, щетки. В зимнее время на участке следует устроить горку, ледяные дорожки и снежные сооружения, каток (если позволяют условия).