Тема: Теоретические основы АФО. Ресурсный круг с делегированием

Уважаемые участники РМО молодых воспитателей, специалистов. Данная статья поможет Вам ознакомиться с методическими рекомендациями технологии "Ресурсный круг с делегированием" программы "Истоки. Воспитание на социокультурном опыте". И.А. Кузьмина.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_resursnyy_krug_s_delegirovaniem.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

Памятка: Ресурсный круг с делегированием как технология программы «Истоки. Воспитание на социокультурном опыте». И. А. Кузьмина.

Ресурсный круг –  вид тренинга. Отличительная особенность любого тренинга – его четкая структура. Тренинги бывают развивающими и оценивающими.

Тренинг «Ресурсный круг» является базовой образовательной технологией программы «Истоки. Воспитание на социокультурном уровне» И.А. Кузьмина.

Задача педагога, реализующего программу «Истоки. Воспитание на социокультурном опыте»:

 – помнить, что тренинг – обязательное звено в работе по программе, и, именно тренинг выводит на результат ее освоения;

ресурсный круг с делегированием проводится как часть активного (обобщающего) занятия по книге (отмечено рисунком колокольчика на фоне радуги).

- строго следовать заданной структуре тренинга (в зависимости от его вида).  

Программой предусмотрено проведение двух видов развивающего тренинга «Ресурсный круг» - это развивающий ресурсный круг и ресурсный круг с делегированием.

Структура этих тренингов однотипна: подготовительный этап, основной этап, рефлексия; формы организации деятельности участников – разные.

Структура ресурсного круга с делегированием.

1. Подготовительный этап;

2. Диалог;

3. Делегирование;

4. Рефлексия. Итоги.

На подготовительном этапе воспитатель рассказывает участникам о предстоящей работе, раскрывает суть задания, устанавливает правила взаимодействия участников в предстоящем обсуждении. Длительность этапа не более 5 минут.

Основной этап длится 8-9 минут. Структура основного этапа: осмысление вопроса, поиск ответа, опираясь на свой опыт.

- диалог, длится 2-3 минуты. Воспитатель предлагает участникам посоветоваться, предложить друг другу свой вариант ответа

- делегирование, в процессе которого дети и взрослые за 1 минуту формулируют совместное решение и определяют того, кто выскажет его воспитателю: право высказать совместное (семейное) решение делегируется детям.

- высказывания «делегатов» в ресурсном круге по поводу совместно принятого решения в течение 5 минут. Если ребенок волнуется и пока не может сказать сам, отвечают родители (взрослые). Воспитатель также озвучивает свою позицию.

Заключительный этап «Рефлексия».

Воспитатель, дети, родители анализируют и оценивают результат, приобретая навыки анализа, обратной связи.

На первых порах рефлексия в круге идет по желанию, постепенно подключаются все. Если проследить от занятия к занятию динамику ресурсного круга, легко заметить, что постепенно родители и дети становятся равными партнерами и ресурсный круг делится на два самостоятельных: сначала дети высказывают свою точку зрения, затем (внешний круг) выступают родители и воспитатель, подводится общий итог.

Формы делегирования по О.А. Бандяк.

Дети образуют внутренний круг, родители образуют внешний круг (присутствуют родители всех детей группы).

Варианты: На этапе делегирования дети по кругу, слева направо, отвечают на вопрос, продолжая фразу, предложенную воспитателем. Если ребенок затрудняется ответить, отвечает родитель. /Смотри приложение 1. Ресурсный круг «Зачем я пришел в детский сад?». Ресурсный круг «Зачем я пришел в детский сад?»

Этапы работы: 1. Подготовительный этап.

Дети садятся в круг, родители образуют второй (внешний) круг, располагаясь рядом со своими детьми. Воспитатель поздравляет всех с 1 сентября, акцентирует внимание детей и родителей на значимости первого дня в новой группе и предлагает подумать над вопросом: «Зачем я пришел в детский сад?»

2. Основной этап.

1) Диалог учащихся и родителей.

2) Делегирование ответа детям. Дети по кругу, слева направо, отвечают на вопрос (при необходимости ответить могут родители), продолжая фразу «Я пришел в детский сад ...».

3. Рефлексия.

Можно предложить ответить на следующие вопросы:* Интересно ли было слушать ответы друг друга?* Какие ответы запомнились? Отвечают желающие. Воспитатель подводит итог работы, выделяя наиболее значимые, интересные высказывания, благодарит детей и родителей, определяет значение проделанной работы.

Особенности тренинга

1. Ресурсный круг с делегированием в воспитательном занятии – особый вид тренинга, предполагающий участие воспитателя, детей, родителей. Основной этап тренинга имеет два подэтапа:

– диалог учащихся и родителей по ключевому вопросу тренинга;

– делегирование (учащиеся выступают, озвучивая совместное решение).

2. Тренинг проводится как первая часть занятия (тематического дня «Встреча друзей»), когда в группе устанавливается атмосфера доброжелательности. Воспитатель «ведет» круг, передавая слово следующему, вовремя поддерживает и благодарит высказывающихся.

3. Целесообразно после ресурсного круга перейти к праздничным мероприятиям тематического дня.

4. Важно, чтобы самый первый ресурсный круг с делегированием создал положительный настрой, понравился детям и родителям.

Работа в микрогруппах.

Микрогруппа – это группа как особая ситуация, когда группа действует по подгруппам без участия воспитателя. Особенность микрогруппы как формы организации образовательного процесса.

Образовательная направленность: дети самостоятельно согласовывают действия друг с другом.

Место в образовательном процессе: используется при необходимости разрешения какой-то проблемы. Например: это тематические недели коллективной проектной деятельности в подготовительной группе (Подведение итогов социальной презентации КТД которая представляет собой рассказ другим о достигнутых результатах, например: «Порадуем гостей веселым весенним концертом». Когда дается оценка деятельности: в конце по результату.

Наглядность: все формы имеют место:

- работа по условию (опорные схемы, пооперационные карты);

- работа по образцу (поделки, предметы, фотографии) Предполагается, что воспитатель  заранее продумывает состав микрогрупп и способ распределения участников по микрогруппам.

2.1. Организационный момент.

Пригласить участников в количестве ….. человек выйти и сесть на стулья, расположенные по кругу (с детьми только один круг, на полу расставлены схематические изображения микрогрупп: оформители, артисты, зрители – для дальнейшего объединения на этапе диалога с последующим делегированием капитану группы высказаться о проделанной работе, т.е. в микрогруппе один из детей берет на себя роль лидера, организуя взаимодействие. (Если у детей нет навыка организации, воспитатель  подбирает лидеров из числа тех детей, которые наиболее активны)

Ресурсный круг «Зачем я пришел в детский сад?»

Этапы работы: 1. Подготовительный этап.

Дети садятся в круг, родители образуют второй (внешний) круг, располагаясь рядом со своими детьми. Воспитатель поздравляет всех с 1 сентября, акцентирует внимание детей и родителей на значимости первого дня в новой группе и предлагает подумать над вопросом: «Зачем я пришел в детский сад?»

2. Основной этап.

1) Диалог учащихся и родителей.

2) Делегирование ответа детям. Дети по кругу, слева направо, отвечают на вопрос (при необходимости ответить могут родители), продолжая фразу «Я пришел в детский сад ...».

3. Рефлексия.

Можно предложить ответить на следующие вопросы:

* Интересно ли было слушать ответы друг друга?

* Какие ответы запомнились?

Отвечают желающие.

Воспитатель подводит итог работы, выделяя наиболее значимые, интересные высказывания, благодарит детей и родителей, определяет значение проделанной работы.

Особенности тренинга

1. Ресурсный круг с делегированием  в воспитательном занятии – особый вид тренинга, предполагающий участие воспитателя, детей, родителей. Основной этап тренинга имеет два подэтапа:

– диалог учащихся и родителей по ключевому вопросу тренинга;

– делегирование (учащиеся выступают, озвучивая совместное решение).

2. Тренинг проводится как первая часть занятия (тематического дня «Встреча друзей»), когда в группе устанавливается атмосфера доброжелательности. Воспитатель «ведет» круг, передавая слово следующему, вовремя поддерживает и благодарит высказывающихся.

3. Целесообразно после ресурсного круга перейти к праздничным мероприятиям тематического дня.

4. Важно, чтобы самый первый ресурсный круг с делегированием создал положительный настрой, понравился детям и родителям.