Планирование проекта «Югра – мой край родной» в подготовительной к школе группе «Улыбка» (6-7 лет)

Хохлова Светлана Леонидовна

Любовь к Отчизне и любовь к людям — это два быстрых потока, которые, сливаясь, образуют могучую реку патриотизма.

В. А. Сухомлинский.

Это святая обязанность — любить страну, которая вспоила и вскормила нас, как родная мать.

М. А. Шолохов.

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится нравственно - патриотическое воспитание.  Нравственный и интеллектуальный потенциал нашего общества в первую очередь зависит от того, что будет заложено в наших детях с детства. Это задача актуальна в условиях современной России, так как необходимо воспитывать поколение с чувством гордости и любви к своей малой Родине, начиная с дошкольного возраста.

 Сегодня формирование патриотизма и ценностного отношения к своим истокам является одним из условий дальнейшего   общественного прогресса, что отражено  во многих современных документах, посвященных проблемам образования: «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года», Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.  

Стратегические ориентиры воспитания сформулированы Президентом РФ В.В. Путиным: «Формирование гармоничной личности, воспитание гражданина России - зрелого, ответственного человека, в котором сочетается любовь к большой и малой родине, межнациональная и этническая идентичность, уважение к культуре и традициям людей, которые живут рядом».

Сохранить духовное начало в наших детях, заложить нравственные основы, которые, научат их правилам общения и умению жить среди людей – вот главные идеи воспитания нравственно – патриотических чувств у дошкольника. Суть нравственно – патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к истории и культуре своей родины, родной природе, к родному дому и семье.

В дошкольном возрасте закладываются основы патриотического воспитания. Главный источник детских впечатлений – это самое близкое его окружение. Свою любовь к родным местам дети впитывают с самого раннего детства. Но чувство гордости за свой народ не может возникнуть само по себе на пустом месте. Это результат длинного пути под названием – воспитание патриота и гражданина своей Родины.

 Формирование ценностного отношения к малой родине - важная составляющая этого процесса, которая обеспечивает устойчивую, активную жизненную позицию детей по отношению к своей стране.

 Для воспитания патриотических чувств у детей дошкольного возраста очень важно, чтобы взрослые заняли активную позицию в этом вопросе, прежде всего, смогли передать детям свою любовь к родным местам, свои знания об их значимости и неповторимости.  Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли её наши предки.
       Сегодня, когда человечество подошло к пониманию мировой культуры как единого неделимого культурного пространства, культура малочисленных народов севера представляется не только необходимой, но и жизненно важной частью этого пространства. Первые представления о родном крае, которые получает ребёнок в детском саду, должны включать в себе все сведения о природе той местности, того края, где он живёт, о коренных жителях, об их обрядах, обычаях, нравах. Наши дети живут и воспитываются в северном крае. Окружающая нас природа богата и разнообразна, она, по - своему притягательна своей красотой, неповторимостью, яркостью красок в разные времена года.

 Традиционная игровая культура ханты и манси, частично забытая в силу не зависящих от них самих обстоятельств, представляет собой универсальную и гармоничную этническую систему воспитания подрастающего поколения. Целью всего процесса воспитания молодого поколения ханты и манси является последовательное включение детей в бытовую и трудовую реальность своей семьи, рода. Решение этой цели предполагает всестороннее развитие детей, привитие им разнообразных трудовых навыков. Через разнообразные формы, методы, приемы работы: подвижные игры, сказки, беседы, народный фольклор, народные традиции, можно окунуть наше маленькое поколение в прекрасный мир родного края, показать и влюбить его в природу родного края, углубить знания по ознакомлению традиций, обрядов, сказаний народов ханты и манси.

На сегодняшний день у детей старшего дошкольного возраста недостаточно полно сформированы знания и представления о коренных народах севера, их быте, традициях, культуре.

Наблюдая за детьми нашей группы, мы пришли к выводу, что дети подготовительной к школе группы имеют знания о северном крае, но не всегда могут правильно назвать народности нашего края; не знают их жилища, обычаи, обряды; малознакомы с народными играми, с традиционными состязаниями. Недостаточно знают историю своего северного края, историю малых народностей (ханты, манси).

Дети не всегда бережно относятся к природе родного края, оставляют мусор на местах отдыха.    

Поэтому возникла необходимость наполнения образовательный процесс по ознакомлению детей с историей родного края,  коренными народами севера. Работа в данном направлении поможет сформировать черты характера, которые помогут детям стать патриотами и гражданами своей малой родины. Именно яркие впечатления об истории родного края, полученные в детстве, остаются в памяти человека на всю жизнь и являются отличным примером для подражания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Планирование проекта «Югра – мой край родной» в подготовительной к школе группе «Улыбка» (6-7 лет)

Мероприятия

Сроки

Участники

Ответственные

Результат (продукт)

1.

Занятия на тему:

 1. «Город, в котором мы живём» с просмотром   презентации;

2. «Край, в котором мы живём – мы Югорией зовём»;

3. «Моя малая родина»

4. «Достопримечательности г. Советский»

5. «Откуда пришла кукла Акань?»

Октябрь 2019 г.

Декабрь 2019 г.

Октябрь 2019 г

Октябрь 2019 г.

Декабрь 2019 г.

Дети,

Воспитатели.

Воспитатели,

Детская межпоселенческая библиотека,

 Музей истории и ремесел.

Конспекты бесед

Презентация

Фотоальбом «Советский – город мой!»

2

Беседы на темы:

1. «А знаете ли вы, что означает название «ханты?»;  

2. «Что такое чум?»;

3. «Какими промыслами занимаются  коренные народы Югры?»;

4. «Главный промысел народов ханты и манси»;

5. «Звали меня югорцем, землю мою – Югрой»;

6. «Национальная одежда народов ханты и манси».

Сентябрь 2019 г.-  декабрь 2020 г.

Дети,

Музей истории и ремёсел Советского района»,

Детская межпоселенческая библиотека

Воспитатели,

Методист музея истории и ремёсел, библиотекарь  

Конспекты бесед,

Фотоматериал, фотоальбомы

3

Познавательные занятия в музее истории и ремёсел:

1. «Орнаменты и бисероплетение народов ханты и манси».

2.«Рыбы в орнаментах обских угров: щучьи зубы»;

3. «Животные в орнаментах обских угров: короткий след соболя»;

4. «Животные в орнаментах обских угров: зячьи ушки»;

5. «Красота северных узоров».

 «Подвеска  «Птица-хранительница сна»

«Подвеска с орнаментом «Береза», «Тутчан»

«Футляр для флешки с орнаментом «Человек»

«Футляр для ручки с орнаментом «Щучьи зубы»

Тема занятия «Ворона»

Октябрь 2019  г. - апрель 2020 г.

Дети,

Родители,

Воспитатели

 

Методист музея истории и ремёсел Баранова Ирина Игоревна

Фото-видеоматериалы «Клубный час», размещённые на сайте Музея истории и ремёсел, странице группы «Улыбка» сайта д/с.

Выставка детско-родительских работ на темы: оберег,  игольница с орнаментом «Короткий след соболя»,  варежка на ёлку с орнаментом «Заячьи ушки», народная кукла  «Акань» из лоскутков ткани, подвеска, футляр для телефона, футляр для ручек с орнаментом «Щучьи зубы», панно «Глухарка».

4

Экскурсии:

  1. «Экологическая тропа детского сада»
  2. «В библиотеку»;
  3. «Природа заповедника Малая Сосьва»;
  4. К памятнику «Наказ матери» (возложение цветов);
  5. «Улицы нашего города»;
  6. «Осенний парк»;
  7. «Зимний парк»;
  8. «Музей истории и ремёсел».

В разное время года

В течение года

Февраль 2020 г.

Май 2020 г.

Сентябрь 2019 г.

В течение года

Сентябрь 2020 г.

Январь  2020 г.

В течение года

Дети,

Детская межпоселенческая библиотека,

Музей Малая Сосьва,

Музей истории и ремесел.

Воспитатели

Фото-видеоматериалы, Фотоальбом «Достопримечательности родного города»,

Природный материал для изготовления поделок,

Видеоролик «Интересные встречи» по взаимодействию с социальными партнерами.

5

Выставки рисунков:

  1. «Хантыйские узоры»;
  2. «Я рисую свой край»;
  3. «Шубка для девочки хантыйки»»;
  4. Народная кукла «акань».

Сентябрь – март

Дети,

Воспитатели,

Детская межпоселенческая библиотека.

Воспитатели

Фотоматериал, альбомы с рисунками детей.

6

Создание макета:    

«Мансийский чум»

Октябрь 2019 г. - февраль 2020 г.

Родители,

Дети.

Воспитатели

Макет «Чум»

7

Сюжетно – ролевая игра «»;

Игровая деятельность с макетом чума

Февраль – май 2020 г.

Дети

Воспитатели

Воспитатели

Пополнение РППС игровым материалом

8

Информационно - познавательный занятие «Край, в котором я живу» к Дню рождения округа.

Декабрь 2019 г.

Дети,

Детская межпоселенческая библиотека.

Библиотекарь, воспитатели.

Фото-видеоматериалы

9

Творческая мастерская

1 Изготовление коллажа «Я живу в Югре»;

2. Рисование «Животные и птицы заповедника «Малая Сосьва»;

3. Открытка к Дню рождения округа;

4. Изготовление гвоздик и возложение к памятнику А. Бузина;

В течение года

Дети

Воспитатели,

Музей истории и ремесел.

Воспитатели

Фотоматериал, коллажи, альбомы с рисунками детей, поделки детей.

10.

Работа с картами:

  1. «Путешествие по улицам и достопримечательностям города Советский»;
  2. «Путешествие по Советскому району»;
  3. «Путешествие по нашему округу».

Сентябрь 2019 г.- март 2020 г.

Дети

Воспитатели

Воспитатели

Карта города Советский, Советского района, ХМАО.