Планирование проекта «Югра – мой край родной» в подготовительной к школе группе «Улыбка» (6-7 лет)
Любовь к Отчизне и любовь к людям — это два быстрых потока, которые, сливаясь, образуют могучую реку патриотизма.
В. А. Сухомлинский.
Это святая обязанность — любить страну, которая вспоила и вскормила нас, как родная мать.
М. А. Шолохов.
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится нравственно - патриотическое воспитание. Нравственный и интеллектуальный потенциал нашего общества в первую очередь зависит от того, что будет заложено в наших детях с детства. Это задача актуальна в условиях современной России, так как необходимо воспитывать поколение с чувством гордости и любви к своей малой Родине, начиная с дошкольного возраста.
Сегодня формирование патриотизма и ценностного отношения к своим истокам является одним из условий дальнейшего общественного прогресса, что отражено во многих современных документах, посвященных проблемам образования: «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года», Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
Стратегические ориентиры воспитания сформулированы Президентом РФ В.В. Путиным: «Формирование гармоничной личности, воспитание гражданина России - зрелого, ответственного человека, в котором сочетается любовь к большой и малой родине, межнациональная и этническая идентичность, уважение к культуре и традициям людей, которые живут рядом».
Сохранить духовное начало в наших детях, заложить нравственные основы, которые, научат их правилам общения и умению жить среди людей – вот главные идеи воспитания нравственно – патриотических чувств у дошкольника. Суть нравственно – патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к истории и культуре своей родины, родной природе, к родному дому и семье.
В дошкольном возрасте закладываются основы патриотического воспитания. Главный источник детских впечатлений – это самое близкое его окружение. Свою любовь к родным местам дети впитывают с самого раннего детства. Но чувство гордости за свой народ не может возникнуть само по себе на пустом месте. Это результат длинного пути под названием – воспитание патриота и гражданина своей Родины.
Формирование ценностного отношения к малой родине - важная составляющая этого процесса, которая обеспечивает устойчивую, активную жизненную позицию детей по отношению к своей стране.
Для воспитания патриотических чувств у детей дошкольного возраста очень важно, чтобы взрослые заняли активную позицию в этом вопросе, прежде всего, смогли передать детям свою любовь к родным местам, свои знания об их значимости и неповторимости. Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли её наши предки.
Сегодня, когда человечество подошло к пониманию мировой культуры как единого неделимого культурного пространства, культура малочисленных народов севера представляется не только необходимой, но и жизненно важной частью этого пространства. Первые представления о родном крае, которые получает ребёнок в детском саду, должны включать в себе все сведения о природе той местности, того края, где он живёт, о коренных жителях, об их обрядах, обычаях, нравах. Наши дети живут и воспитываются в северном крае. Окружающая нас природа богата и разнообразна, она, по - своему притягательна своей красотой, неповторимостью, яркостью красок в разные времена года.
Традиционная игровая культура ханты и манси, частично забытая в силу не зависящих от них самих обстоятельств, представляет собой универсальную и гармоничную этническую систему воспитания подрастающего поколения. Целью всего процесса воспитания молодого поколения ханты и манси является последовательное включение детей в бытовую и трудовую реальность своей семьи, рода. Решение этой цели предполагает всестороннее развитие детей, привитие им разнообразных трудовых навыков. Через разнообразные формы, методы, приемы работы: подвижные игры, сказки, беседы, народный фольклор, народные традиции, можно окунуть наше маленькое поколение в прекрасный мир родного края, показать и влюбить его в природу родного края, углубить знания по ознакомлению традиций, обрядов, сказаний народов ханты и манси.
На сегодняшний день у детей старшего дошкольного возраста недостаточно полно сформированы знания и представления о коренных народах севера, их быте, традициях, культуре.
Наблюдая за детьми нашей группы, мы пришли к выводу, что дети подготовительной к школе группы имеют знания о северном крае, но не всегда могут правильно назвать народности нашего края; не знают их жилища, обычаи, обряды; малознакомы с народными играми, с традиционными состязаниями. Недостаточно знают историю своего северного края, историю малых народностей (ханты, манси).
Дети не всегда бережно относятся к природе родного края, оставляют мусор на местах отдыха.
Поэтому возникла необходимость наполнения образовательный процесс по ознакомлению детей с историей родного края, коренными народами севера. Работа в данном направлении поможет сформировать черты характера, которые помогут детям стать патриотами и гражданами своей малой родины. Именно яркие впечатления об истории родного края, полученные в детстве, остаются в памяти человека на всю жизнь и являются отличным примером для подражания.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Планирование проекта «Югра – мой край родной» в подготовительной к школе группе «Улыбка» (6-7 лет)
№ | Мероприятия | Сроки | Участники | Ответственные | Результат (продукт) |
1. | Занятия на тему: 1. «Город, в котором мы живём» с просмотром презентации; 2. «Край, в котором мы живём – мы Югорией зовём»; 3. «Моя малая родина» 4. «Достопримечательности г. Советский» 5. «Откуда пришла кукла Акань?» | Октябрь 2019 г. Декабрь 2019 г. Октябрь 2019 г Октябрь 2019 г. Декабрь 2019 г. | Дети, Воспитатели. | Воспитатели, Детская межпоселенческая библиотека, Музей истории и ремесел. | Конспекты бесед Презентация Фотоальбом «Советский – город мой!» |
2 | Беседы на темы: 1. «А знаете ли вы, что означает название «ханты?»; 2. «Что такое чум?»; 3. «Какими промыслами занимаются коренные народы Югры?»; 4. «Главный промысел народов ханты и манси»; 5. «Звали меня югорцем, землю мою – Югрой»; 6. «Национальная одежда народов ханты и манси». | Сентябрь 2019 г.- декабрь 2020 г. | Дети, Музей истории и ремёсел Советского района», Детская межпоселенческая библиотека | Воспитатели, Методист музея истории и ремёсел, библиотекарь | Конспекты бесед, Фотоматериал, фотоальбомы |
3 | Познавательные занятия в музее истории и ремёсел: 1. «Орнаменты и бисероплетение народов ханты и манси». 2.«Рыбы в орнаментах обских угров: щучьи зубы»; 3. «Животные в орнаментах обских угров: короткий след соболя»; 4. «Животные в орнаментах обских угров: зячьи ушки»; 5. «Красота северных узоров». «Подвеска «Птица-хранительница сна» «Подвеска с орнаментом «Береза», «Тутчан» «Футляр для флешки с орнаментом «Человек» «Футляр для ручки с орнаментом «Щучьи зубы» Тема занятия «Ворона» | Октябрь 2019 г. - апрель 2020 г. | Дети, Родители, Воспитатели
| Методист музея истории и ремёсел Баранова Ирина Игоревна | Фото-видеоматериалы «Клубный час», размещённые на сайте Музея истории и ремёсел, странице группы «Улыбка» сайта д/с. Выставка детско-родительских работ на темы: оберег, игольница с орнаментом «Короткий след соболя», варежка на ёлку с орнаментом «Заячьи ушки», народная кукла «Акань» из лоскутков ткани, подвеска, футляр для телефона, футляр для ручек с орнаментом «Щучьи зубы», панно «Глухарка». |
4 | Экскурсии:
| В разное время года В течение года Февраль 2020 г. Май 2020 г. Сентябрь 2019 г. В течение года Сентябрь 2020 г. Январь 2020 г. В течение года | Дети, Детская межпоселенческая библиотека, Музей Малая Сосьва, Музей истории и ремесел. | Воспитатели | Фото-видеоматериалы, Фотоальбом «Достопримечательности родного города», Природный материал для изготовления поделок, Видеоролик «Интересные встречи» по взаимодействию с социальными партнерами. |
5 | Выставки рисунков:
| Сентябрь – март | Дети, Воспитатели, Детская межпоселенческая библиотека. | Воспитатели | Фотоматериал, альбомы с рисунками детей. |
6 | Создание макета: «Мансийский чум» | Октябрь 2019 г. - февраль 2020 г. | Родители, Дети. | Воспитатели | Макет «Чум» |
7 | Сюжетно – ролевая игра «»; Игровая деятельность с макетом чума | Февраль – май 2020 г. | Дети Воспитатели | Воспитатели | Пополнение РППС игровым материалом |
8 | Информационно - познавательный занятие «Край, в котором я живу» к Дню рождения округа. | Декабрь 2019 г. | Дети, Детская межпоселенческая библиотека. | Библиотекарь, воспитатели. | Фото-видеоматериалы |
9 | Творческая мастерская 1 Изготовление коллажа «Я живу в Югре»; 2. Рисование «Животные и птицы заповедника «Малая Сосьва»; 3. Открытка к Дню рождения округа; 4. Изготовление гвоздик и возложение к памятнику А. Бузина; | В течение года | Дети Воспитатели, Музей истории и ремесел. | Воспитатели | Фотоматериал, коллажи, альбомы с рисунками детей, поделки детей. |
10. | Работа с картами:
| Сентябрь 2019 г.- март 2020 г. | Дети Воспитатели | Воспитатели | Карта города Советский, Советского района, ХМАО. |