Статья на тему: «Воспитание у детей чувства ответственности за свою безопасность».

Логвина Мария Валерьевна
Статья на тему: «Воспитание у детей чувства ответственности за свою безопасность». Начало 21 века стало для человечества периодом социальных, технических и культурных перемен. В последнее время очевидна тенденция к снижению численности населения в России и ухудшению состояния здоровья населения страны, особенно подрастающего поколения. Это связано со многими причинами социального характера и, главное, с возрастающим отрицательным влиянием «человеческого фактора» на безопасность жизнедеятельности личности. В связи с этим все более становится необходимым обучение населения, и особенно подрастающего поколения, безопасному поведению в различных опасных ситуациях. И у взрослых, и у детей необходимо воспитывать ответственность за свою жизнь и здоровье. Именно этой проблеме мы решили посвятить сегодняшнюю нашу встречу. Дети - наиболее незащищённая часть населения. Познавая окружающий мир, дошкольники зачастую попадают в ситуации, угрожающие их жизни и здоровью. Это диктует необходимость начинать обучение детей правилам безопасного поведения с дошкольного возраста. Формирование основ безопасности и жизнедеятельности детей в условиях дошкольного образовательного учреждения является актуальной и значимой проблемой, поскольку обусловлено объективной необходимостью информирования детей о правилах безопасного поведения, приобретения ими опыта безопасного поведения в быту, на природе и на дороге. Современный мир изменил подход к проблеме безопасности, и в неё вошли такие понятия как экологическая катастрофа и терроризм.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitanie_chuvstva_otvetstvennosti_radina.docx17.66 КБ

Предварительный просмотр:

Статья на тему:

«Воспитание у детей  чувства ответственности за свою безопасность».

Начало 21 века стало для человечества периодом социальных, технических и культурных перемен. В последнее время очевидна тенденция к снижению численности населения в России и ухудшению состояния здоровья населения страны, особенно подрастающего поколения. Это связано со многими причинами социального характера и, главное, с возрастающим отрицательным влиянием «человеческого фактора» на безопасность жизнедеятельности личности. В связи с этим все более становится необходимым обучение населения, и особенно подрастающего поколения, безопасному поведению в различных опасных ситуациях. И у взрослых, и у детей необходимо воспитывать ответственность за свою жизнь и здоровье. Именно этой проблеме мы решили посвятить сегодняшнюю нашу встречу.

Дети - наиболее незащищённая часть населения. Познавая окружающий мир, дошкольники зачастую попадают в ситуации, угрожающие их жизни и здоровью. Это диктует необходимость начинать обучение детей правилам безопасного поведения с дошкольного возраста.

Формирование основ безопасности и жизнедеятельности детей в условиях дошкольного образовательного учреждения является актуальной и значимой проблемой, поскольку обусловлено объективной необходимостью информирования детей о правилах безопасного поведения, приобретения ими опыта безопасного поведения в быту, на природе и на дороге. Современный мир изменил подход к проблеме безопасности, и в неё вошли такие понятия как экологическая катастрофа и терроризм.

Система работы по ознакомлению детей с правилами безопасности раскрыта в программе.

«От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

В программе: Содержание психолого-педагогической работы с детьми 2-7 лет осуществляется по пяти образовательным областям.

Формирование основ безопасности жизнедеятельности определено в образовательной области: «Социально-коммуникативное развитие».

Содержание работы ориентировано на разностороннее развитие дошкольников с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей. Задачи психолого-педагогической работы по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств детей решаются интегрировано в ходе освоения всех образовательных областей наряду с задачами, отражающими специфику каждой образовательной области, с обязательным психологическим сопровождением.

При этом решение программных образовательных задач предусматривается не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и в ходе режимных моментов- как в совместной деятельности взрослого и детей, так в самостоятельной деятельности дошкольников.

Основные цели и задачи:

  • Формирование основ безопасности. Это формирование первичных представлений о безопасном поведении в быту, социуме, природе.
  • Воспитание осознанного отношения к выполнению правил безопасности.
  • Формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.
  • Формирование представлений о некоторых типичных опасных ситуациях и способах поведения в них.
  • Формирование элементарных представлений о правилах безопасности дорожного движения.
  • Воспитание осознанного отношения к необходимости выполнения этих правил.

Воспитание у детей чувства ответственности за свою безопасность является актуальной и значимой проблемой.

Важно не только оберегать ребенка от опасности, но и готовить его к встречи с возможными трудностями. Прививать ребёнку навыки безопасного поведения в быту совместно с родителями, которые являются примером для подражания.

Чтобы дать детям определённые знания по ОБЖ, педагог использует разные формы организации учебно-воспитательного процесса:

- занятия, беседы, дидактические игры, чтение художественной литературы, заучивание стихотворений, наблюдения, экскурсии, трудовые поручения,  обыгрывание ситуаций правильного и неправильного поведения, отгадывание загадок, сюжетно – ролевые игры, театрализованные представления, встречи с интересными людьми.

Ребёнок попадает в различные жизненные ситуации, в которых он может растеряться.       Задача педагога помочь ему. Ведь всё, чему мы учим детей, они должны уметь применять в реальной жизни и на практике.

Во - первых, научить адекватно, осознано действовать в той или иной ситуации, помочь ребенку  дошкольного возраста овладеть элементарными навыками поведения дома, на улице, в транспорте.

Во-вторых, развивать у детей самостоятельность и ответственность. Для формирования навыков безопасного поведения у дошкольников необходимо создать предметно-развивающую среду в группе. В нее входят:

- Уголок безопасности, который содержит материалы:

- макет улицы с дорожными знаками, разметкой для транспорта и  пешеходов, светофоры, специальные машины (« Скорая помощь» -03, «Полиция» -02, «Пожарная машина» -01), а так же плакаты, дидактический материал; игры, художественная литература, иллюстрации для рассматривания и обсуждения различных ситуаций и т.д.

Работа с родителями – это одно из важнейших направлений воспитательно-образовательной работы ДОУ. Все проблемы, связанные с безопасностью ребёнка, невозможно решить только в детском саду, поэтому необходим тесный контакт с родителями (наглядный пример взрослых).

Психологами установлено, что безопасность является основной, коренной потребностью человека. Проблема безопасности является главной проблемой новой эпохи.

Родители должны быть заинтересованы в том, чтобы ребенок был ответственен за свою жизнь. Нужно формировать эту ответственность, быть внимательным к поведению ребенка даже в мелочах.