Проект по формированию основ экономической культуры детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольных образовательных организаций на тему «Юные финансисты» для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет)
Повышение интереса к экономическому воспитанию в новых и противоречивых условиях социальной жизни закономерно, т. к. от экономической культуры во многом зависит преодоление трудностей в политической, социальной и культурной жизни общества. Без знаний экономики преодолеть это испытание невозможно.
В современном мире ребёнок поневоле встречается с экономикой, даже если его не учат этому. Он узнаёт, что такое «моё», «твоё», «наше», «деньги», «цена» и пр. Современные дети участвуют в покупках в магазине, в 4-7 лет детям могут разрешить иметь карманные деньги. При этом часто родители жалуются на то, что дети не знают цену деньгам, ждут дорогих подарков или не ценят новые игрушки, и родители ищут помощи педагогов в решении этих проблем.
Обращение к экономическому воспитанию детей дошкольного возраста является важным вопросом, так как дети быстрее впитывают атмосферу новой реальности, лучше адаптируются к ней. Бережливость, организованность, рачительность и другие качества человека следует воспитывать с детских лет. Современный детский сад может помочь в развитии финансовой грамотности дошкольников.
Проблема связана с фрагментарным характером преподавания основ финансовой грамотности в образовательных организациях, недостатком понятных и доступных учебных программ и образовательных материалов, недостатком квалифицированных преподавателей основ финансовой грамотности.
Финансовое просвещение и экономическое воспитание - сравнительно новое направление в дошкольной педагогике.
В дошкольной педагогике проблема экономического воспитания и обучения рассматривалась как составная часть трудового воспитания. Об этом свидетельствуют работы таких исследователей как Р. С. Буре, Л. С. Дзинтерс, И. В. Житко, Л. М. Казарян, Л. В. Крайновой, Л. Я. Мусатовой, В. Г. Нечаевой и др. Некоторые педагоги изучали данную проблему как синтез трудового, нравственного и идейно-политического воспитания, поэтому оно не считаться самостоятельным направлением.
Анализ программно-методических пособий для дошкольных учреждений, таких как Курак Е. А. «Экономическое воспитание дошкольников», Смоленцевой А. А. «Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок», Шорыгина Т. А. «Беседы об экономике» показывает, что с детьми дошкольного возраста в этом направлении целенаправленная система работы пока не сложилась. В качестве предпосылок экономического культуры авторами выделялись лишь доступные дошкольниками знания из области экономики и качества деятельности, которые постепенно становятся личностными.
Систему работы по экономическому воспитанию дошкольников, используя в основе сказки, разработали авторы «Экономики для дошкольников» Татьяна Попова, Ольга Меньшикова, Лариса Кнышова, а также Т.В Смирнова автор «Экономического сказочного словаря».
Многократные исследования нескольких лет свидетельствуют о необходимости внедрения экономического образования с дошкольного возраста, когда дети получают первичный опыт участия в элементарных экономических отношениях, происходит их приобщение к миру экономической действительности. Следовательно, процесс экономического воспитания дошкольников, должен быть целенаправленным и систематическим, что во многом зависит от психологической и педагогической готовности детей к этому.
Содержание проекта отражает основные положения Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации от 25 сентября 2017 года № 2039-р, содержит определение финансовой грамотности как результата процесса финансовой образования, который, в свою очередь, определяется как сочетание осведомленности, знаний, умений и поведенческих моделей, необходимых для принятия успешных финансовых решений и, в конечном итоге, для достижения финансового благосостояния.
Введение элементов экономического воспитания в образовательную деятельность с дошкольниками - это не дань моде, а, прежде всего, необходимость ещё в детстве дать детям представление о рыночной экономике и её закономерностях, способствовать развитию самостоятельности детей.
Обучение экономической культуре не сводится к тому, чтобы учить зарабатывать деньги. На первый план ставится формирование нравственных понятий: честность, обязательность, умение подчинять свои желания возможностям, законопослушность, взаимопомощь и пр. А также ориентация дошкольников в экономическом пространстве современного мира на материале в соответствии с возрастными возможностями.
Поэтому возникла необходимость по ознакомлению детей дошкольного возраста формированию представления об экономических понятиях: экономика, потребности, нормы жизни, деньги, товар, цена в соответствии с их возрастными особенностями.
Одним из решений данной проблемы является создание и реализация познавательного интегрированного проекта «Юные финансисты» в старшей и подготовительной к школе группе комбинированной направленности «Улыбка» с сентября 2020 года по май 2022 г.
Проект предусматривает тесный контакт между детьми, воспитателями и родителями, что облегчает восприятие детьми нового материала. Деятельность по реализации проекта осуществляется в непосредственно образовательной деятельности, в совместной деятельности взрослого и ребенка, в самостоятельной деятельности.