Картотека игр по трудовому воспитанию
Картотека игр по трудовому воспитанию (младшая группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_igr_po_trudovomu_vospitaniyu.docx | 45.76 КБ |
Предварительный просмотр:
КАРТОТЕКА ИГР ПО ТРУДОВОМУ ВОСПИТАНИЮ
В МЛАДШЕЙ ГРУППЕ
Трудовое воспитание в детском саду – обязательный процесс, благодаря которому у ребенка формируются положительное отношение к трудовой деятельности, появляется желание и умение трудиться, а также развиваются нравственные качества. Основным видом деятельности дошкольников является игра, а значит, и трудовое воспитание должно проходить в игровой форме.
Картотека игр по развитию навыков самообслуживания
Методические приемы: показ с подробным объяснением действий, подробное словесное объяснение, частичный показ, игровые приемы, дидактические игры, игровые ситуации (Расскажем мишке: 1. «Как правильно кушать»; 2. «Как складывать одежду»; 3. «Как вытирать руки»; 4. «Как полоскать рот после еды»; 5. «Как кушать вилкой» и т.д.); художественные произведения; беседы «Почему нужно полоскать рот после еды», «Как и когда мы пользуемся салфеткой», «Дети умываются» (с рассматриванием картинок); настольные игры «Лото».
Игровая ситуация «Научим куклу мыть руки» Цель: закреплять знания о предметах личной гигиены для мытья и умывания, последовательность действий, способствовать формированию привычки к опрятности. Оборудование: различные предметы и предметы личной гигиены для мытья и умывания, куклы. Ход игры: дети сидят перед игровым уголком, в котором стоит умывальник, шкафчик с полотенцем. Педагог приводит куклу Аню с грязными руками. Кукла Аня собирается в гости и «переодевается». Она «берет» платье «грязными руками» и на платье остаются пятна. Увидев это, кукла Аня начинает плакать. Педагог говорит: «Ой, кукла Аня взяла платье грязными руками! Дети, что же надо сделать? (Правильно, кукле необходимо помыть руки.) Не плачь, Аня, мы сейчас вымоем тебе руки». д/и «Правила гигиены» Цель: закреплять культурно-гигиенические навыки (умывание, одевание, чистка зубов, причёсывание, купание), формировать умения показывать эти движения при помощи мимики и жеста и отгадывать по показу. Ход игры: Воспитатель просит детей при помощи мимики и жестов показать, как они умываются (одеваются, чистят зубы и т.д.), соблюдая последовательность выполнения данных навыков. Или воспитатель показывает при помощи мимики и жестов, что он делает, а дети отгадывают. | Упражнение «Мыльные перчатки» Цель: учить детей хорошо намыливать руки с внешней и внутренней стороны до образования пузырей. Оборудование: ванная комната, детское мыло, полотенце. Ход игры: Педагог: «Мы подойдем к раковине, откроем кран и пустим теплую воду, а сейчас мы возьмем мыло и сделаем себе красивые "белые перчатки". Педагог поэтапно объясняет процесс намыливания рук. Дети намыливают руки без воды до образования белой пены, затем дети кладут мыло в мыльницу и распределяют мыло по рукам круговыми движениями. Педагог обращает внимание детей на то, что у них получились модные "белые перчатки". В работе целесообразно использовать различные стихи и потешки. Например: «Ладушки, ладушки, с мылом моем лапушки, Чистые ладошки, вот вам хлеб да ложки! В кране булькает вода. Очень даже здорово! Умывается сама (имя ребенка)» игровая ситуация «Сделаем куклам разные прически» Цель: закреплять навыки ухода за волосами, уточнить названия необходимых для этого предметов, формировать понятие «опрятный внешний вид Оборудование: куклы, расчёски, заколки. Ход игры: воспитатель предлагает детям причесать кукол. |
д/и « Подбери пару» Цели: соотносить предметы на картинках с действиями; закреплять навыки самообслуживания; развивать логическое мышление. Оборудование: предметные картинки: пылесос, расческа, мыло, шкаф для игрушек; сюжетные картинки: уборка квартиры, ботинки, одежда, игрушки. Ход игры: дети внимательно рассматривают полученные картинки, сравнивают их и подбирают пары, объясняют свой выбор. | д/и « Что сначала, что потом» Цели: учить детей располагать картинки в порядке развития сюжета, пользуясь вспомогательным средством; учить составлять небольшие рассказы. Ход игры: детям предлагают несколько картинок, связанных одним сюжетом, разложить в порядке произошедших событий и составить по ним рассказ. Например: мальчик лежит в постели, делает зарядку, умывается, вытирается полотенцем; девочка моет руки, обедает, играет с куклой |
игровая ситуация «Таня простудилась» Цель: способствовать формированию навыка пользования носовым платком, закреплять знание о том, что при чихании и кашле нужно прикрывать рот носовым платком, а если кто-то находится рядом, отворачиваться Оборудование: носовой платок Ход игры: воспитатель спрашивает: зачем людям нужен носовой платок? И затем предлагает детям различные ситуации, которые проигрываются вместе с малышами: - Что нужно сделать, если ты хочешь чихнуть? И т.д. | д/и «Правила гигиены». Цель: уточнить представления детей о навыках гигиены, формировать навыки здорового образа жизни Ход игры: с помощью считалки выбирается водящий, он выходит из группы. Воспитатель с детьми договаривается, кто и что будет изображать. Затем водящего приглашают, дети по очереди показывают навыки гигиены при помощи жестов и мимики. Ведущий должен отгадать, что показывают дети: умывание, чистку зубов, причёсывание, купание.
|
Упражнение «Выверни колготки» Цель: Учить детей правильно выворачивать колготки; воспитывать опрятность, бережное отношение к вещам. Упражнение «Наши вещи ложатся спать» Цель: учить детей аккуратно складывать вещи на стульчик; воспитывать бережное отношение к вещам. Обучающая ситуация «Почистим зубки» Цель: учить ребенка чистить зубы. Оборудование: две зубные щетки, стакан с водой, зеркало. Ход игры: взрослый просит ребенка посмотреть в зеркало и улыбнуться, при этом обращает его внимание на зубы. Затем говорит, чтобы зубы не болели, нужно их чистить. Взрослый достает две щетки: одну дает в руки ребенку, а другой показывает, как нужно проводить щеткой по зубам, при этом произносит потешку: Ротик, ротик! Где ты ротик? Зубки, зубки! Где вы зубки? Щечка, щечка! Где ты щечка? Будет чистенькая дочка!В конце игры взрослый вместе с ребенком смотрят в зеркало и улыбаются, показывая чистые зубы. При необходимости используются совместные действия взрослого и ребенка. | Упражнение «Мы заправим наши майки» Цель: Учить детей заправлять майки и футболки; воспитывать желание следить за своим внешним видом. Упражнение «Все мы делаем по порядку» Цель: учить детей снимать и надевать одежду в определенном порядке. Игровая ситуация «Оденем куклу на прогулку» Цель: закреплять знания детей об одежде, формировать умение детей одевать куклу соответственно сезону года, погоде, систематизировать представления детей о здоровье. Материал: бумажная кукла с различной одеждой Ход игры: воспитатель говорит, что кукла собирается на прогулку, но не знает, что ей одеть, сейчас зима и на улице очень холодно (различные ситуации). Дети «одевают» куклу и объясняют свой выбор. |
Дидактическая игра «Найди пару» Цель: учить различать парную обувь и одежду, подбирать правильно к левому варианту обуви, одежды – правый. Оборудование: вырезанные из картона обувь: сапоги, туфли, перчатки, носки, варежки, кукла Маша. Ход игры: педагог вводит детей в игровую ситуацию: «Маша – растеряша разбросала свою одежду и обувь по разным углам. Она не может ничего найти сама. Один носок нашла, а другой найти не может, один сапог нашла, а другой не знает, где и т. д.». Детям предлагается помочь Маше – растеряше найти пару предметов одежды и обуви. Педагог предъявляет правый вариант пары (носок, сапог и т. д.) и предлагает выбрать левый. При этом дается инструкция: «Найди пару». | Дидактическая игра «Подберем куклам одежду» Цель: учить называть предметы одежды, дифференцировать одежду для мальчиков и девочек, последовательно одевать куклу. Оборудование: две куклы – кукла Митя и кукла Катя, наборы одежды для кукол девочки и мальчика. Ход игры. Педагог: «Посмотрите, дети, к нам в гости пришли куклы, но они не могут одеться, они перепутали свою одежду и не могут найти свои вещи. Давайте, поможем им разобраться, где, чьи вещи». Педагог спрашивает: «Что носят девочки, а что мальчики?» После того, когда дети выберут одежду для кукол, один ребенок начинает одевать Митю, а другой – Катю. Педагог в это время акцентирует внимание детей на последовательность одевания. Педагог обязательно хвалит детей за то, что куклы одеты правильно и красиво. |
Игры на ознакомления детей с хозяйственно - бытовым трудом.
Игровая ситуация «Накроем стол для кукол» Цель: Учить детей сервировать стол, называть предметы, необходимые для сервировки. Знакомить с правилами этикета (встреча гостей, приём подарков, приглашение к столу, поведение за столом). Ход игры: Воспитатель входит в группу с нарядной куклой. Дети рассматривают её, называют предметы одежды. Педагог говорит, что сегодня у куклы день рождения, к ней придут гости – её подружки. Нужно помочь кукле накрыть праздничный стол (используется кукольная мебель и посуда). Воспитатель проигрывает с детьми этапы деятельности (помыть руки, постелить скатерть, поставить в центре стола вазочку с цветами, салфетницу, хлебницу, приготовить чашки с блюдцами к чаю или тарелки, а рядом разложить столовые приборы – ложки, вилки, ножи). | Игра «Что хочет делать Маша?» Цель: Уточнять представления детей о некоторых трудовых действиях; о материалах, инструментах и оборудовании, необходимых для работы. |
Игровая ситуация «Вымоем посуду» Цель: формировать у ребенка самостоятельные действия: учить мыть посуду. Оборудование: кукла, посуда (тарелки), подносы, губка, два тазика. Ход игры: взрослый привлекает внимание детей к кукле, которая сидит за накрытым столом, показывает стол с грязной посудой, просит детей помочь кукле вымыть посуду. Дети складывают грязную посуду на один поднос. Воспитатель демонстрирует, как правильно держать тарелку, смачивать ее водой, протирать мокрой губкой, ополаскивать в другом тазике с чистой водой, после чего, выкладывая тарелки на чистый поднос, ребенку предлагается вымыть свою тарелку. | Игра «Угадайте, что я делаю?» Цель: Расширять представления детей о трудовых действиях. Развивать внимание. Ход игры: Воспитатель и дети берутся за руки и встают в круг. В центр круга выходит ребенок. Все идут по кругу и произносят слова: Мы с тобой трудиться будем, Порученье не забудем. Не зевай, выполняй И за мною повторяй! Воспитатель имитирует трудовые действия не только движениями, но и (по возможности) передавая звуками. Например, чистит пылесосом пол, забивает гвоздь, пилит, едет на машине, стирает, несет ведро с водой, протирает зеркало, рубит дрова, трет на терке, проворачивает что-то в мясорубке. Дети повторяют движение и угадывают его. |
Игра «Убери со стола» Цель: формировать самостоятельные действия: убирать посуду со стола, сметать крошки. Оборудование: посуда, щетка, совочек. Ход игры: взрослый показывает, как убирать посуду со стола на поднос, предлагает детям действовать по показу. При этом взрослый комментирует действия: "Мы кладем на поднос тарелку, чашку, ложку и т.д." Затем показывает, как сметать крошки со стола, комментирует свои действия: "Крошки со стола сметем и совочком уберем!" Ребенку дается возможность действовать самостоятельно. | Проблемная ситуация «Почему игрушки убежали от Коли». Цель: воспитывать привычку убирать за собой игрушки, воспитывать бережное отношение к ним. Содержание игры заключается в том, что мальчик Коля любил играть в игрушки, но ленился их убирать. Однажды машина, мяч, мишка, кубики убежали от мальчика. Ему стало скучно, и он заплакал: «Почему и игрушки не берег, не убирал на место? Вот если бы они ко мне вернулись, я стал бы их всегда убирать». Игрушки услышали ли слова и вернулись к Коле. Он обрадовался мишке, кубикам, мячу, машине, все сложил аккуратно. |
Игровая ситуация «Купаем кукол» Цель: организовать практическую трудовую деятельность детей посредством ухода за куклами. Оборудование: 2 таза, мыльница, мыло, губки, полотенце. | Трудовые поручения: Расставлять игрушки, книжки. Раскладывать на столах материал к занятиям. Цель: закреплять умение соблюдать порядок в групповой комнате, самостоятельно поддерживать порядок, расставлять книжки. Учить раскладывать на столах материал к занятиям. |
Обучающая ситуация «Поможем протереть стульчики». Цель: продолжать развивать трудовые умения и навыки, воспитывать желание доводить начатое дело до конца. Ход: Стук в дверь, приходит зайка. Приветствует детей: «Здравствуйте, ребята!» Он входит, обращает внимание на стульчики: «Ой, ребята, какие у вас пыльные стульчики, давайте поможем няне их помыть. Ну что, ребята, поможем? Посмотрите, как я буду это делать». Процесс труда. После окончания выполненной работы напоминаю детям, чтобы они сложили аккуратно тряпочки в одно место: - «А сейчас снимайте фартуки и вымойте руки». | Обучающая ситуация «Стирка кукольной одежды» Цель: Учить детей помогать воспитателю в стирке кукольной одежды и постельки: учить детей перед началом работы надевать рабочие фартуки; готовить необходимые принадлежности для стирки и сушки, а так же рабочее место; уметь пользоваться мылом. Ход игры: воспитатель обращает внимание детей на куклу в грязной одежде, просит помочь ей постирать ее. Спрашивает: помогали ли маме стирать?, что нужно для стирки?, с чего нужно начать стирку? |
Организация труда в природе в младшей группе
Содержание труда | Задачи |
В групповом помещении | |
1. Наблюдения за воспитателем по уходу за комнатными растениями. Работа в уголке природы совместно с воспитателем: при поливе комнатных растений воспитатель дает детям простые поручения - подержать лейку, поставить ее на место и т. п. 2.Рассматривание алгоритма «Уход за комнатными растениями» 3. Чтение детям экологической сказки «Зеленый друг» 4. Игровая ситуация «Покажем Незнайке, как ухаживать за растениями» Воспитатель обращает внимание детей на Незнайку, говорит, что у него тоже очень много растений, но они почему- то пыльные и грустные. Покажем Незнайке, как ухаживать за растениями. Воспитатель напоминает правила ухода за растениями, обращается к Буратино, чтобы он тоже смотрел и запоминал. Дети выполняют задание, воспитатель в ходе работы помогает им советом, беседует с детьми с каждым индивидуально о том, как называются растения. 5. Труд в уголке природы: полив растений 6. Труд: посадка лука в уголке природы. В гости к детям приходит дед из сказки «Репка» и просит помочь ему вырастить лук 7. Труд: помыть листья растений 8. Наблюдение – опыт «С водой и без воды». 9. Наблюдение за рассаживанием цветка. | 1. Формировать понятие «комнатные растения», выделяя основные признаки: растут дома, в горшочках, за ними ухаживают люди. Эти цветы не могут жить на улице. Дать представление об одном из назначений комнатных растений: они красивые, украшают комнату. 2.Закреплять последовательность действий и их назначение при уходе за растениями. 3. Закреплять знания детей об условиях, необходимых для выращивания растений. 4. Познакомить детей со способами содержания листьев в чистоте. Воспитывать у детей бережное отношение к растениям и уходу за ними. 5.Учить детей правильно поливать растения (под листья); воспитывать желание ухаживать за растениями 6. Уточнить представление детей о луковицах (они круглые, желтые, есть верхушки, корешки); формировать навыки посадки луковиц (поместить в лунку, крепко нажать и присыпать землей, полить); вызвать интерес к выращиванию растений 7. Продолжать учить мыть листья растений, воспитывать бережное отношение к растениям. 8. Формировать понятия о потребностях растений, выделить факторы внешней среды для роста и развития растений (вода). 9. Познакомить детей с одним из способов размножения комнатных растений – из одного растения – два. |
На участке | |
1.Наблюдение за сбором крупных семян цветов 2.Сбор мусора, листьев в определенное место. | 1.Формировать и закреплять у детей интерес к труду, желание включаться в него. 2.Прививать у детей навыки выполнения трудовых поручений, способствовать появлению у них желания овладеть этими навыками. 3.Приучать соблюдать порядок и чистоту на участке детского сада. |
1.Уборка сухих веток с участка. 2.Смести снег со скамеек, построек на участке. 3.Подметание дорожек на участке. 4.Наблюдение за трудом дворника. | 1.Продолжать учить детей поддерживать порядок на участке детского сада. 2.Учить детей осознавать значимость, необходимость труда. 3.Учить детей мести веником дорожки, видеть результат своего труда. 4.Воспитывать уважение к труду дворника. |
1.Сгребание снега к деревьям. 2.Расчистка кормушек, подкормка птиц. | 1.Воспитывать у детей желание принимать посильное участие в трудовой деятельности. 2.Учить детей заботиться о птицах, помогать им в холодное время года. |
1.Наблюдение за трудом взрослых (посильная помощь) 1)рыхление клумб 3) полив | 1.Обогащь представление детей о растениях, учить ухаживать за ними, поддерживать желание помогать взрослым. |
1.Уборка участка от мусора. 2.Осушение участка – пропускание ручейков. 3.Разбрасывание снега для быстрого таяния. 4.Вынос игрушек и уборка их после игры. | 1.2.Продолжать поддерживать желание помогать взрослым, трудиться рядом, не мешая друг другу. 3.4.Формировать активность, способность преодолевать трудности, учить чувствовать себя самостоятельным, умелым. |
1.Наблюдение за перекопкой клумб. 2.Посадка лука, гороха, бобов. | 1.2.Продолжать закреплять у детей интерес к труду, воспитывать желание применять посильное участие в трудовой деятельности. 3.Привлечь детей совместно с родителями к посадке лука, гороха, бобов, дать возможность ребенку самоутвердиться, почувствовать себя умелым. |
1.Наблюдение за трудом взрослых (посильная помощь) 1)рыхление клумб 3) полив | 1.Обогащь представление детей о растениях, учить ухаживать за ними, поддерживать желание помогать взрослым. |
Картотека игр по ознакомлению с трудом взрослых
дидактическая игра «Кто что делает?» | дидактическая игра «Чудесный мешочек (Кому, что нужно для работы?)» Цель: расширять и уточнять представления детей о предметах окружающего мира (материалах, инструментах, оборудовании и т. п., необходимых для работы людям разных профессий. |
игра «Кто больше назовет действий?» (с мячом) Цель: учить детей соотносить действия людей различных профессий. Педагог называет какую-либо профессию и по очереди бросает мяч детям, которые называют, что делает человек этой профессии. | дидактическая игра «Исправь ошибку» Цель: учить детей находить и исправлять ошибки в действиях людей различных профессий. Повар лечит, а врач готовит. Дворник продает, а продавец подметает Учитель подстригает, а парикмахер учит детей. Музыкальный руководитель стирает, а прачка поет с детьми песни… и т. д. |
Игра «Кому это нужно?» Цель. Закреплять представления детей о предметах и их использовании в трудовых процессах. Знакомить с профессиями. Ход игры: Воспитатель показывает детям различные предметы, просит назвать их и рассказать, когда они используются и с какой целью? Например: это половник, он нужен повару, чтобы размешивать кашу, разливать суп и компот и т. д. При проведении игры с детьми старшего дошкольного возраста воспитатель подбирает разные картинки с изображением предметов. | Дидактическая игра «Кто это делает?» |