Возрастные особенности детей 1,5- 3 лет
Возрастные особенности детей 1,5-3 лет на музыкальных занятиях
Один из самых важных периодов дошкольной жизни, где в ребенке закладывается все музыкальное — это возраст от 1,5 до 3 лет. Музыкальное воспитание в столь раннем возрасте помогает развитию эмоций, речи, движений, обогащает самостоятельные игры и деятельность детей. Таким образом, способствуя всестороннему развитию и воспитанию ребенка.
Главные задачи музыкального воспитания детей раннего возраста:
- Побуждать активность во время музыкальных занятиях
- Дать яркие, художественные музыкальные впечатления
- Прививать интерес и любовь к музыке
- Развивать музыкальные способности
Детей от 1,5 до 3 лет условно можно поделить на группу детей раннего возраста (от 1,5 до 2 лет) и первую группу младшего возраста (от 2 до 3 лет). Сначала рассмотрим группу раннего возраста.
Первая группа раннего возраста
При работе с детьми раннего возраста, следует учитывать несколько общих положений. При правильном общем развитии детей в этом возрасте у них быстро растет словарный запас и к двум годам возрастает до 300 слов.
Самостоятельная деятельность ребенка в основном состоит из действий с предметами, которые приобретают целенаправленный характер. Игра может возникнуть по предложению взрослого, а не только когда игрушка попадается на глаза ребенку.
Постепенно дети начинают играть рядом, проявляют большой интерес друг к другу. Дети начинают вступать в игровое эмоциональное общение, но в силу нехватки словарного запаса часто возникают недоразумения, так как дети не могут объяснить и согласовать свои действия друг с другом.
Главные музыкальные задачи, которые необходимо учитывать при построении музыкального занятия:
- Развивать у детей умение прислушиваться к словам песен.
- Развивать у детей подражание простым игровым и плясовым движениям, подготовить детей к участию в простых сюжетных играх.
Если все музыкальные задачи выполнены правильно, то показатели ребенка ко 2-ому года жизни должны быть следующими:
- При виде музыкального руководителя откликаются музыкально — начинают петь без слов, вспоминают сценки из игр или танцев, воспроизводят их;
- Внимательно слушают музыку, сидя на стуле (сначала 15-20 секунд, потом 40-45)
- С удовольствием слушают музыку без музыкально-двигательного показа
- Подпевают простые слоги
- Используют в самостоятельной деятельности отдельные действия из музыкальных занятий.
- Выполняют разнообразные движения по показу взрослого
- Приглашают друг друга танцевать, пляшут вдвоем
- После окончания музыки останавливаются с небольшим опозданием
- В простых сюжетных играх «спят» и двигаются в зависимости от музыки
- Появляется потребность сопровождать самостоятельные игры и деятельность пением
Первая младшая группа — дети от 2 до 3 лет — является не менее важным возрастом. У ребенка этого возраста совершенствуется восприятие и появляется способность наблюдать. Наблюдение носит не преднамеренный характер и происходит под внешним воздействием, но при руководстве, постепенно, оно приобретает преднамеренный характер. Память ребенка совершенствуется, он запоминает события, которым уже несколько дней. С памятью совершенствуется и воображение ребенка. На основании своего опыта, ребенок начинает строить первые логические цепочки.
Словарный запас быстро увеличивается, он начинает повторять по памяти стихи и песни. Речь становится средством общения не только со взрослым, но и с детьми.
Сюжетная игра приобретает большое место в жизни ребенка. К концу третьего года появляются игры, где ребенок начинает кого-то изображать. Хотя часто ребенок забывает о взятой на себя роли.
При правильном эстетическом воспитании у ребенка появляется эстетического чувство. Проявляемое, например, в удовольствие от слушания музыки или повторении знакомой сказки или стихотворения. Замечают красивое в обстановке и одежде.
Главными задачами музыкального воспитания детей первого младшего возраста (2-3 года) становятся:
- Развитие умений воспринимать музыку, различать контрастные части и запоминать музыку
- Побуждение детей к подпеванию и пению
- Развитие умения связывать движениям с музыкой
- Обучение детей простейшим совместным движениям
Дети 2—3 лет очень любят повторять песни, игры и пляски, если взрослые при этом хвалят и поощряют их. Старшие дети охотно «помогают» взрослым «учить» младшего товарища упражнению, пляске, игре. Так поддерживается интерес детей к знакомому материалу, если он привлекает их своим сюжетным содержанием и созвучен их жизни.
Показатели правильного музыкального воспитания детей 2-3 лет:
- Перед занятием дети просят сыграть или включить их любимые песни и пьесы и тут же настраиваются на слушание
- Слушают новые песни без музыкально-двигательного показа (если песня понравилась, просят повторить, обмениваются впечатлениями)
- Узнают знакомые песни, в том числе и по вступлению
- С интересом слушают рассказыва, сопровождаемые музыкальными иллюстрациями. (запоминают музыку, иллюстрирующую рассказ и узнают)
- Охотно участвуют в играх «жмурки» и «прятки» со взрослыми.
- По одному и небольшими группами помогает взрослому петь незнакомые песни, по разному участвуя в пении (одни беззвучно шевелят губами, другие подпевают)
- Поют всей группой, правильно передавая ритм и отдельные интонации мелодии, запоминают слова песни
- Быстро усваивают, запоминают и воспроизводят соответствии с музыкой:
- новые движения, показанные взрослыми
- новые сочетания знакомых движений
- В сюжетных музыкальных играх передают характер движений и переходят от одного эпизода игры к следующему соответственно с музыкальной характеристикой ее персонажей и действий.
- Во время состоятельной игры и деятельности пробуют извлекать звуки из инструментов, на которых в их присутствии играют взрослые