Проверьте-готов ли к школе ваш ребенок.
Переход из дошкольного детства в школьную жизнь таит в себе немало трудностей для ребенка. Особенно сложным для дошкольника является овладение письменной речью. Как же родителю понять, что его ребенок готов к обучению в школе и его мозг полностью сформировался для овладения письмом? На что взрослому стоит обратить пристальное внимание при этом?
Стоит отметить, что формирование письменной речи напрямую зависит от уровня развития устной речи. Нужно постараться преодолеть все нарушения устной речи до начала обучения в школе, т.е. до начала овладения письмом.
Нарушение звукопроизносительной стороны речи, например, может наложить свой отпечаток на письмо ребенка. Если ребенок в речи искажает или заменяет какие-либо звуки, то есть большая вероятность, что и при письме ребенок будет путать или пропускать сложные для него буквы. Например, если ребенок говорит «сапка» или «ыба», то и писать он может так же. Конечно же, не все дети с нарушением звукопроизношения будут переносить свои ошибки на письмо. Если у ребенка хорошо развит фонематический слух, то таких проблем не возникнет. Но все же, риск возникновения таких ошибок на письме довольно велик и задача родителей способствовать исправлению звукопроизношения у своего ребенка перед школой.
Так же рекомендуется обратить внимание на сформированность фонематического слуха, т.е. способность различать звуки речи и отличать один звук от другого. В речи несформированность фонематического слуха можно услышать в виде замен одного звука на другой («фыфки» или «сыски» вместо «шишки») или/и в виде пропуска или замены слогов в словах со сложной слоговой структурой (типа- регулировщик, виолончелист, велосипедист и т.д.)
При закреплении этих ошибок в письменной речи работа по исправлению данного дефекта усложняется и растягивается во времени.
Важным показателем готовности ребенка к обучению ребенка в школе является уровень развития грамматического строя речи. Родителю стоит обратить внимание на ошибки в речи, такие как: неправильное употребление падежных окончаний, рода, числа. Так же важно правильное употребление предлогов. Дошкольник должен овладеть навыком словообразования (сам катится-самокат) и словоизменения (красный-красненький, покраснеть), правильно подбирать слова в уменьшительно-ласкательном виде (нож-ножик, чашка-чашечка), уметь образовывать прилагательные от существительного и наоборот (белый-белянка; умник-умный). Если ребенок допускает грамматические ошибки в устной речи, то это также отразится и в письменной речи.
Родители будущих первоклассников должны понимать, что процесс овладения письмом сам по себе сложен для ребенка, а если на эту сложность накладываются еще и логопедические проблемы, задача усложняется в сто крат. При переносе логопедических ошибок на письмо появляется дисграфия (специфические стойкие ошибки на письме) и дислексия (стойкие ошибки при чтении). А поскольку без чтения и письма не обходится практически ни один урок, ребенок быстро переходит в разряд неуспевающих учеников. Преодоление дисграфии и дислексии занимает много времени (несколько лет) и много сил.
К тому же, ошибки на письме морально подавляют ребенка. Он перестает верить в себя, у него опускаются руки и мотивация к учебе заметно падает.
Таким образом, легче предотвратить появление трудностей на письме у будущего школьника, чем потом, параллельно с нагрузкой в школе, решать появляющиеся, как снежный ком, проблемы.