Гаджеты- причина детских улыбок и родительских слез? Или как информационные технологии затормозили речевой прогресс.
Недавно, наблюдали ситуацию как малыш, ждавший маму у окна, пытался увеличить птичку, нажимая на стекло как на экран. Наглядно, неправда ли?
Мир меняется, меняются дети и их речевое развитие. Если у советского ребенка бурю эмоций могли вызвать обычный плюшевый мишка, книги, картинка, мультик, увиденный урывками, то сегодняшних детей сложно удивить. А ведь речь - это эмоции, коммуникации. Дети все меньше времени проводят на улице со сверстниками занимаясь подвижными играми и активно коммуницируя, они сидят на лавочках уткнувшись в свои смартфоны.
Сенсорные дети — новый феномен в коррекционной педагогике. Главные симптомы состояния — существенное снижение способностей ребенка к социальной адаптации. Например, попадая в детский сад малыш совершенно не знает, как общаться с другими детьми. Коллектив становится для него травмирующим фактором, что выливается в ряд поведенческих нарушений (например, тот же синдром гиперактивности и дефицита внимания), а также проявляется рядом симптомов.
Из наших наблюдений можно сказать, в 2,5 года сегодня уже у 70% детей полная или частичная задержка речи. И уже в этом возрасте они становятся гаджетоманами. Это — следствие того, что никто ими не занимается, ведь развитие речи — это общение с ребенком.
Речь и мышление у человека неразрывно связаны. Речевые навыки появляются только в процессе активного взаимодействия с внешним миром, с людьми. И самая первая функция речи – коммуникативная, социализирующая. Сначала ребенок слышит комментарии родителей по поводу его действий и ощущений, потом он связывает слова родителей со своими действиями. Затем у ребенка возникает потребность самостоятельно воздействовать на родителей, сообщать им о своих желаниях и ощущениях. Чем более активным образом ребенок взаимодействует с миром, тем больше у него развивается речь. Активность при этом тоже должна быть специфической — она должна быть в большой степени коммуникативной, связанной с общением. Коммуникации ребенка очень сильно зависят от родителей.
Удобно, когда ребенок не мешает приготовить обед, отдохнуть после тяжелого рабочего дня, и посвятить себя другим важным делам, но изо дня в день, такая свобода способна создать гораздо больше проблем.
Вот лишь 10 основных негативных последствий бесконтрольного пользования цифровыми устройствами.
- Силные расстройства нервной системы, которые часто сопровождаются заиканием, «неправильной речью», нервным тиком;
- Нарушения психики, которые проявляются самыми разнообразными способами. Чаще — это агрессия (забрали гаджет, урезали время пользования);
- Плохой сон, кошмары, пере возбудимость нервной системы
- Нарушение процесса приема пищи. Мозг занят и не подает сигнал о насыщении;
- Отставание в учебе и незаинтересованность какими-либо увлечениями;
- Зависимость;
- Неправильная осанка, боли в спине;
- Плохое развитие мелкой моторики, ухудшение подчерка;
- Нарушение зрения;
- Уменьшение социальных контактов, неумение выстраивать диалог.
Что делать?
В первую очередь, следует избежать главной ошибки — детям ничего не нужно запрещать. Если ребёнок уже «подсел» на гаджет, просто вырвать его из рук не получится. Здесь действует принцип захвата внимания. Нужно просто перенаправить внимание ребёнка на то, что его заинтересует больше. Самые лучшие варианты — это спорт или творчество.
Как только ребёнок поймёт, что он способен побеждать не только в каких–то онлайн игрушках, но и в реальной жизни, это станет ему гораздо более интересно, чем какой–то виртуальный мир, который с выключением гаджета исчезает так же, как сон. Поэтому всё, что нужно, — это заменить зависимость от гаджета на зависимость от чего–либо конструктивного.
Сами по себе гаджеты - не зло. Нужно уметь использовать их во благо. Ребенок развивается в деятельности. И не просто в деятельности, а в совместной работе с родителями. Помните об этом!