Психологическая характеристика агрессивного ребенка
- Здравствуйте, уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию доклад на тему «Психологическая характеристика агрессивного ребенка».
В нашей работе все чаще приходится сталкиваться с детской агрессий. Что же это такое – «агрессия»? Вроде бы все понятно и ясно: агрессивный – значит дерется и не слушается. Но так ли это на самом деле? Это, чаще всего, симптом, а причины бывают глубоко скрываются в недрах психики. Бывает и так, что скрыты не только от взрослых, но и от самого маленького ребенка. Поэтому важно разобраться в истинных причинах проблемы агрессивного поведения, чтобы понять, как ее решать и стоит ли.
Агрессия – это состояние ребенка, при котором он силой стремится получить то, что хочет, или при помощи силы реагирует на неприятности. Агрессивное поведение ребенка выражается в стремлении намеренно причинить вред другому, обидеть, ударить, причинить боль посредством слов или других агрессивных действий.
Некоторые ученые считают, что агрессивность – это врожденное качество человека, которое досталось ему от далеких предков. В связи с этим агрессивное поведение нельзя устранить, его можно только перенаправлять в другое русло. Другая группа ученых уверена, что агрессия – явление социальное и научение агрессивным действиям происходит от других агрессивных действий общества и взрослых. И, в данном случае, агрессивное поведение можно устранить заранее, если перестать взрослым вести себя агрессивно, показывая только доброжелательное отношение детям. Существует еще один интересный взгляд на агрессию – это фрустрационная гипотеза Долларда. Он считает, что всякая агрессия происходит из фрустрации (запрещения или откладывания во времени насущных потребностей ребенка, например, ребенок хочет быть дома с родителями, а его ведут в детский сад – в таком случае ребенок оказался в ситуации фрустрации). Всякая фрустрация рано или поздно приводит к агрессивному поведению.
Отказ в удовлетворении значимой потребности в эмоциональном общении с мамой через ласку, игры и заботу может приводить ребенка сначала к высокой тревоге, которая потом порождает защитную агрессию. И, чтобы совладеть с этой тревогой, ребенку нужно защитить свое «Я» любыми способами и как можно быстрее, а агрессивное поведение – самый легкий способ. Агрессивное поведение детей становится своеобразным сигналом SOS, криком о помощи: «Обратите на меня внимание – я чувствую, что я – плохой, меня никто не любит, я ничего не могу!». В ребенке слишком много негативных эмоций, с которыми он не в силах справиться сам. Постепенно агрессивные действия становятся постоянным способом решения возникающих проблем, и тогда агрессивность становится ярко выраженной чертой личности.
Выделим виды агрессивного поведения, которые помогут в определении более конкретных причин агрессии.
Вид агрессии | Как проявляется |
Физическая | Использование физической силы – разрушительные действия и драки |
Словесная | Крики, ссоры, угрозы, ругань, визги |
Прямая | Направлена на какой-либо конкретный объект или субъект |
Косвенная (скрытая) | Действия, которые характеризуются не направленностью и неупорядоченностью (взрывы ярости, проявляющиеся в крике, топании ногами) |
Пассивная агрессия | Манипулирование – скрытый способ добиться своего, его цель – расстроить, вывести из равновесия окружающих |
Активная (враждебная)агрессия | Специальные действия, направленные на причинение вреда |
Болезненная агрессия | Неконтролируемые вспышки ярости, гнева и разрушительные действия |
Аутоагрессия | Направлена на себя (бьет себя, кусает себя, стучится головой об стенку и т.д.) |
Инструментальная агрессия (позитивная агрессия, настойчивость, активность) | Адекватное средство достижения какой-либо цели (достичь успеха в какой-либо деятельности) |
Защитная агрессия | Самозащита, дает отпор агрессору, реакция на неприятные ситуации или нежелание что-либо делать |
Формой выражения агрессии и агрессивного поведения является такая эмоция, как гнев. У дошкольников гнев появляется внезапно, но можно увидеть предвестники, вспышки. У разных детей они могут быть различными, например, покусывание нижней губы, покраснение, сжимание кулаков и т.д.
В зависимости от форм проявления агрессии, выявлены 3 категории детей:
Типы детей, формы проявления агрессии | Личностные особенности детей |
| Отличаются целеустремленностью, смелостью; склонны к риску. Проявляют лидерские качества в сочетании с низким уровнем самоконтроля. Импульсивность поведения. Отсутствие социальных влечений, потребность в острых переживаниях. |
| Отличаются выраженной психической неуравновешенностью, депрессивностью. Повышенная чувствительность к действиям окружающих; постоянный внутренний конфликт. Импульсивность поведения. |
| Импульсивность; низкий уровень самоконтроля. Недостаточная социализация влечений, низкая осознанность собственных действий. Несформированность произвольных реакций. |
Агрессивное поведение у ребенка можно наблюдать уже в самом раннем возрасте. В первые годы жизни агрессия проявляется исключительно в импульсивных приступах упрямства, часто не поддающихся управлению взрослым. Выражается это вспышками злости или гнева, сопровождающимися криком, кусанием, драчливостью. И хотя такие реакции ребенка не поощряются, но и не считаются ненормальными.
В дальнейшем проявление агрессии во многом связаны с процессами полоролевой идентификации ребенка (то есть мальчики заведомо более агрессивны, чем девочки). Кроме того, к агрессивному поведению мальчиков родители относятся более снисходительно, чем к агрессивности девочек, хотя изначально уровень агрессии одинаков у всех.
В старшем дошкольном возрасте агрессивное поведение уже может расцениваться как специфическая неблагоприятная форма взаимоотношений ребенка с другими людьми (в первую очередь – это сверстники). Чаще всего именно в этот период появляются жалобы на драчливость, агрессивные действия ребенка по отношению к младшим сестрам и братьям, сверстникам, на его попытки мучить животных.
Появление агрессивных действий в поведении ранее доброжелательного и спокойного ребенка всегда настораживает, особенно когда это совпадает с поступлением его в детский сад. Если же агрессивные действия уже закрепились в поведении ребенка дома, то их развитие и перенос на более широкую арену (детский сад) дает повод для обоснованной тревоги за его дальнейшее развитие как личности.
Определим более конкретные причины детской агрессивности.
- Биологические (наследственные, врожденные). К ним относятся особенности нервной системы, темперамента. Чаще всего более агрессивными можно назвать холериков и сангвиников, то есть обладателей подвижной нервной системы, сильной (сангвиник) и эмоциональной, но слабой и импульсивной (холерик).
- Личностные причины – снижение эмоционального благополучия ребенка, неудовлетворенные потребности (еда, забота, любовь), любознательность, желание экспериментировать, неумение общаться со сверстниками, ревность к братьям и сестрам.
- Социальные причины – связаны с внешними обстоятельствами, со средой, в которой растет ребенок.
Три основных принципа работы с агрессивным ребенком
- Работа с гневом. Обучение агрессивных детей приемлемым способам выражения гнева: комкать и рвать бумагу, бить подушку, топать ногами, втирать пластилин в картонку, спортивные игры, бег – самое конструктивное, вода хорошо снимает агрессию.
- Обучение детей навыкам распознавания и контроля, умению владеть собой в ситуациях, провоцирующих вспышки гнева. («Ты злишься, потому что Саша забрал у тебя машинку, подожди немного – и он отдаст, или попроси его вежливо»).
- Формирование способности к эмпатии, доверию, сочувствию, сопереживанию. Стараться обращать внимание ребенка на ситуации из жизни, когда кому-то нужна помощь, либо самим создавать такие «педагогические этюды».
Взрослым ни в коем случае нельзя подавлять агрессию в детях, так как агрессия – это необходимое чувство. Запрет или подавление агрессивных импульсов ребенка часто может привести к аутоагрессии или перейти в психосоматическое расстройство. Взрослым важно научить ребенка не подавлять, а контролировать свою агрессию, защищать себя социально приемлемыми способами, не ущемляя интересы других детей и не причиняя им вреда.
Проблема агрессивности детей затрагивает не только окружающих ребенка людей – родителей, воспитателей, сверстников, она создает трудности и для самого ребенка в его взаимоотношениях с окружающими.
Детская агрессивность – сложное личностное образование, определяющееся многими факторами, в том числе влиянием семьи, сверстников, а также средств массовой информации. В наших силах помочь ребенку справиться с агрессивным поведением или, если это не удается сделать самостоятельно, ответственно подойти к поиску социальной поддержки (обратиться за квалифицированной помощью), чтобы выстроить эффективную и безопасную коррекционную и развивающую работу с ребенком и его семьей.