"Подготовка детей старшего дошкольного возраста к школе в условиях ДОУ"
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №1 «Аленушка»
Доклад
на тему: «Подготовка детей старшего дошкольного возраста к школе в условиях ДОУ»
воспитатель: Быкова Елена Игоревна
Добрый день уважаемые коллеги! На сегодняшней конференции мною будет затронута тема «Подготовка детей старшего дошкольного возраста к школе в условиях ДОУ»
Существует несколько путей подготовки ребёнка к школе : в дошкольном образовательном учреждении; в других образовательных учреждениях (подготовительные курсы); в условиях семьи. В детском саду ребёнок находится в оптимальных условиях для его психологического и умственного развития.
Подготовленность к школьному обучению не исчерпывается умением читать и писать. Эффективность обучения в начальной школе гораздо больше зависит от степени развития памяти, внимания, воли, уровня самоорганизованности, умения управлять своими действиями.
Также важно сформировать у ребенка социальную компетентность – учить взаимодействовать ребёнка и с детским коллективом и со взрослыми.
Для успешного обучения к школе ребё нок должен быть :
Психологически готовым (это формирование личностной, физической, интеллектуальной готовности).
1. Личностная готовность
- Эмоциональное развитие (чувства подчиняются мышлению).
- Формирование коммуникативной готовности (умение общаться)
- Развитие учебно-познавательного мотива. Подготовка дошкольников к обучению к школе (понимание самой организации школьной жизни)
2. Физическая готовность (физическое развитие)
- это состояние здоровья:определенный уровень зрелости организма ребенка, необходимый уровень развития двигательных навыков, волевое воспитание, физическая и умственная работоспособность.
3. Интеллектуальная готовность предполагает наличие у ребёнка определённого кругозора и запаса конкретных знаний.
Какие же задачи приследую я при подготовке детей к школе:
- Развитие эмоциональной сферы детей и социальной компетентности;
- Развитие учебно-познавательного мотива;
- Совершенствование мелкой моторики;
- Всестороннее развитие. Совершенствовать знания об окружающем мире;
- Развитие игровой деятельности;
- Развитие элементарных математических представлений;
- Развитие речи;
- Физическое развитие.
Вот некоторые приемы которые я использую для развития эмоциональной сферы детей и социальной компетентности:
Театрализованная деятельность;
- Посредством сказки;
- Игровые занятия:
игры с детьми на накопление эмоций;
игры на эмоциональное общение ребёнка со сверстниками и взрослыми;
игры на преодоление негативных эмоций;
игры на снятие эмоционального напряжения;
игры на развитие эмпатии у детей (сопереживание текущему эмоциональному состоянию другого человека);
- Ситуативные игры;
- Сюжетно-ролевые игры.
Следующий этап развитие учебно-познавательного мотива ции
Цель: Вызвать интерес к новому этапу жизни – школа.
Вызвать желание учиться.
Задача: Знакомство со школой. Формирование учебных предпосылок
Формы деятельности:
Помочь детям представить своё школьное будущее.
- Сказка о зверушках, в которой каждый персонаж по-своему объясняет своё желание учиться.
-Беседы «Зачем ходят в школу», или сделать это в форме игры в «школу» с игрушками или детьми-партнерами;
-Игра «Собери портфель в школу»;
- Чтение соответствующих стихов, обсуждение картинок из школьной жизни.
- Можно придумать вопросы, которые заинтересуют детей (Почему светят звёзды? Откуда взялись динозавры? И др.)Всё это вы узнаете в школе.
Постоянные беседы, стимулирование познавательных интересов, экскурсии в школу – помогут детям представить своё школьное будущее.
Также считаю необходимым совершенствовть мелкую моторику пальцев рук:
-Манипуляция с различными предметами (застегивание кнопок, пуговиц, шнуровка, вырезание ножницами);
- Совершенствуем навык правильно держать карандаш (учим штриховать в одном направлении, раскрашивать предметы не выходя за контур);
- Выкладываем из палочек различные предметы; компазиции
- Художественное творчество: пластилинография, нетрадиционное рисование;
- Упражнение «Сложи лист»;
- Пальчиковая гимнастика (сгибательные и разгибательные движения пальцев рук, заучивание название пальцев);
- Самомассаж пальцев рук ребристым карандашом в такт стихотворению, сжимание мячика из поролона
Окружающий мир.
- Расширять представление детей о разнообразии живого мира, явлениях природы.
- Проявлять положительное отношение к природе;
- Развивать интерес к изучению окружающей природы, наблюдательность, доброжелательное отношение к окружающим, желание помогать другим.
- Наблюдения, экспериментальная деятельность.
Развитие математических способностей
- Ориентировка в пространстве и на листе бумаги;
- Определять последовательность событий (вчера , сегодня, завтра. Дни недели, месяца, времена года);
- Овладевать навыками счета, уметь соотносить количество с цифрой, называть геометрические фигуры;
- Выполнять классификацию предметов по 1-2 свойствам
В старшем возрасте для достижения более эффективных результатов я использую рабочие тетради
Развитие речи:
- Координация речи с движением (пальчиковая гимнастика, физкультминутки);
- Логоритмические упражнения;
- Заучивание стихов, потешек, считалок.
- Активизируем словарь детей по различным лексическим темам;
- Слушаем сказки в инсценированном варианте и в обычном пересказе, учимся отвечать на вопросы, задавать вопросы, без повторов пересказывать эпизоды, заодно тренируя память и внимание;
- Учимся составлять рассказы на темы из личного опыта, развиваем речевую активность;
- Развитие словесно -логическое мышление.
Физическое развитие ребенка.
-Развитие двигательных навыков, координации движений;
- Организация подвижных игры на свежем воздухе,
- В режим дня включены элементы закаливания;
- День начинается с утренней гимнастики под музыку;
- Дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз;
- Формирование волевых качеств.
Дошкольное образование считается успешным, если ребёнок умеет слушать, понимать, запоминать, наблюдать, обладает социально-коммуникативными навыками, а также навыками самоконтроля и самооценки