«Музейная педагогика как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста»
«Музейная педагогика как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста»
Зиновьева Н.В., воспитатель МБДОУ детский сад №12 "Белочка"
Тип проекта: групповой, практический.
Продолжительность: долгосрочный (3 месяца (октябрь-декабрь2017г.).
Участники проекта: воспитатели группы, дети подготовительной группы, родители (законные представители) детей группы.
Цель проекта состоит в реализации направления «Музейная педагогика» в детском саду, обогащении предметно-развивающей среды ДОУ, обогащение воспитательно-образовательного пространства новыми формами.
Практическая значимость проекта заключается в возможности применения его в повседневной практике.
Мы провели анкетирование и выяснили, что больше половины воспитанников нашей группы ни разу не ходили в музей с родителями, причем по разным причинам. Многие считают, что дошкольникам еще рано посещать такие учреждения. Некоторым мамам и папам не приходит в голову идея такой экскурсии. Как же привлечь внимание родителей к музеям? Прямая агитация здесь вряд ли поможет. Поэтому мы решили создать собственные «Мини-музей».
Для достижения цели нам необходимо решить задачи, которые определяются темой, содержанием и назначением мини-музеев.
- Воспитывать у детей интерес к культуре своих предков, культуре предков России;
- Воспитывать патриотические чувства;
- Обогащать предметно-развивающую среду группы;
- Формировать художественно-эстетическое воспитание;
- Формировать представления о взаимосвязях разных культур.
Предполагаемые результаты для детей:
- Обогатится представление детей о народном искусстве и художественных промыслах.
- Расширятся представления детей об истории семьи в контексте истории родной страны.
- Дети привлечены к созданию развивающей среды дошкольного учреждения.
- Разовьются патриотические и интернациональные чувства, любовь к Родине. Расширятся представления о Родине — России.
Предполагаемые результаты для воспитателей:
- Появится тесный контакт с родителями воспитанников;
- Повысится статус группы;
- Пополнится предметно - развивающая среда;
- Разработанные материалы проекта будут широко использованы при проведении организованной образовательной деятельности и в семье.
Предполагаемые результаты для родителей:
- родители станут активными помощниками в жизни группы;
- отношения родителей и детей станут более близкими, доброжелательными.
Организация работы по проекту:
Экспозиция №1 «Мини-музей «Народная кукла»» (октябрь 2017)
Образовательное направление | Виды деятельности | Задачи |
Беседы | «Что такое музей» «Быт русского народа»; «Русская народная одежда», «Чем играли наши бабушки»; «Бабушкины куклы»; «Народная тряпичная кукла». «Какие бывают куклы?» «Почему у куклы такое имя?» Рассматривание иллюстраций, фотографий, посвященных жизни в «старину»; альбомов «Куклы в русских народных играх и обрядах»; «Обереговые куклы». Знакомство с русским народным костюмом. | Познакомить с декоративно-прикладным искусством нашего народа, традиционной тряпичной куклой. Содействовать развитию эстетического восприятия образцов народного костюма и русского народного фольклора. Воспитывать чувство уважения к истории русского народа. |
Занятия – эксперименты | «Какие бывают виды тканей»; «Из какого материала легче сделать куклу». Д/игры: «Угадай на ощупь, что внутри»; «Одень куклу»; «Народные промыслы»; «Что бывает из соломы, дерева, ткани»; «Составь орнамент»; «Что лишнее?». | Обогащение чувственного опыта ребенка: развитие тактильных ощущений при работе с тканью, двигательного опыта рук
|
Сюжетно –ролевые игры | «Крестьянская семья», «Дом», «У бабушки в гостях». | Знакомство с историей и традициями на Руси; знакомство с особенностями народного быта через игрушку. Прививать интерес и любовь к русской тряпичной кукле как виду народного художественного творчества. Прививать любовь к обычаям, обрядам и традициям наших предков.
|
Художественно-эстетическое развитие | Рисование: «Кукла моей бабушки», Русский сарафан.
| Учить детей украшать платье народными узорами (круги, полоски, квадраты и т. д.)
|
Речевое развитие | Заучивание колыбельных, русских народных песен «Коляда», «Масленница»; закличек, колядок, прибауток. | Развивать активный словарный запас, грамматический строй речи. |
Чтение | Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»; М. А. Пожарова «Тряпичная кукла»; И. Рюмина «Куклы наших бабушек», небылиц «Богат Ермошка» и т. д. | Знакомить с народными традициями, в которых были задействованы лоскутные куклы. На народных традициях воспитывать чувство уважения к обычаям нашего народа, интерес к народно-прикладному творчеству.
|
Консультация для родителей | «Как изготовить народную куклу», «Всему можно научиться - важно только не лениться» Изготовление тряпичных кукол с детьми «Кувадка» | Способствовать совместному творчеству детей и родителей. Развитие интереса к рукоделию
|
Экспозиция №2 «Мини-музей «Моя родословная»» (ноябрь 2017)
Цель: Способствовать закреплению интереса к истории своей фамилии, своей семьи.
Задачи:
- формировать представление о семье, о членах семьи, родственных связях.
- познакомить с понятиями «род», «родня», «родословная», «предки».
- дать понятие о русских семейных традициях, семейных реликвиях, о распределении семейных обязанностей.
- развивать устную речь, учить составлению коротких рассказов о семье, с называнием полных имен всех ее членов.
- воспитывать интерес к истории своей семьи, дать понятие о русских семейных традициях, семейных реликвиях.
- привлечь родителей к установлению в семье правил, норм поведения, обычаев, традиций, т.е. потребность к формированию семейных ценностей.
Образовательное направление | Виды деятельности | Задачи |
Беседы | "Моя семья", «Что я знаю о своей семье», "Наша дружная семья", «Отдыхаем всей семьей», «В гостях у дедушки с бабушкой», «Бабушка заболела», «Увлечения моей семьи», "Как я помогаю маме (папе)", «Чем мы занимаемся по выходным», "Что любит мама", «Мужская работа». |
|
Дидактические игры | «Назови ласково», «Что сначала, что потом? | формировать представления о росте и развитии человека, о социальных ролях, которые люди выполняют в разные возрастные периоды |
Сюжетно – ролевые игры | «В гостях», «Семья», «Дочки-матери», "Папа-доктор", «Детский сад», «Наш дом». "Один дома", "Большая семья", "Мама заболела", "Разбили папину чашку" |
|
Художественно-эстетическое развитие | Аппликация "Цветок для мамы", Рисование карандашами «Подарок для папы», тесто пластика «Кулич для гостей». Выставка детских рисунков «Моя семья». Изготовление поделок на день Матери |
|
Конструирование | «Дом, в котором мы живём», «Дом для большой семьи» |
|
Речевое развитие | Заучивание стихов, пословиц, поговорок про семью. Составление творческих рассказов: «Выходной день в моей семье», «Здравствуй, мамочка моя», «Как я помогаю дома». Сочинение рассказов «Я расскажу вам о своей семье» (рассказ о предках на генеалогическом древе). | Развивать активный словарный запас, грамматический строй речи. |
Чтение | рассказы С. Баруздина «Семья», В.Сухомлинский «Семь дочерей», «Крылья матери», М. Скребцова «Сердце матери», русская сказка «Мудрый отец»,стихи Берестова «Семейная фотография»,Е.Благининой «Научу обуваться и братца», А. Барто «Младший брат», «Две сестры глядят на братца». -Разгадывание загадок, чтение пословиц и поговорок. |
|
Консультация для родителей | «Знакомство дошкольников с родословной», «Зачем знакомить дошкольников с родословной?», «Как изготовить генеалогическое древо» | Способствовать совместному творчеству детей и родителей. Развитие интереса к рукоделию
|
Экспозиция № 3 «Наша Родина-Россия»» (декабрь 2017)
Цель:
- Расширение представлений о множестве городов нашей Родины.
Задачи:
- Формирование у дошкольников представления о Родине, её истории, национально-культурных традициях, о Москве – столице России, о символах России.
- Воспитание гражданско-патриотические чувства через изучение государственной символики России.
- Создание предметно развивающей среды, способствующей нравственно-патриотическому воспитанию детей.
Образовательное направление | Виды деятельности | Задачи |
Беседы | «С чего начинается Родина», «Символы государства», Рассматривание фото, репродукций картин, иллюстраций на тему: «Дружба народов разных национальностей, национальные обычаи народов»: -Дидактические игры: «Символика России», «Костюмы народов России». Просмотр презентации «Моя Россия». |
|
Дидактические игры | Дидактические игры: «Символика России», «Костюмы народов России», «Где мы видим флаг России» | Формировать представления о росте и развитии человека, о социальных ролях, которые люди выполняют в разные возрастные периоды |
Сюжетно – ролевые игры | «Защитники», «Путешествие в Москву», «Московская семья» |
|
Художественно-эстетическое развитие | -Рисование: «Белый, синий, красный», «Кремль». -Лепка: «Царь-колокол, Царь-пушка». -Аппликация: «Русская березка». |
|
Музыка | -Слушание Гимна России. -Разучивание песни: «У моей России длинные косички».
|
|
Конструирование | «Кремлевская стена», «Старинная крепость». -Создание герба группы. |
|
Речевое развитие | Чтение, обсуждение, заучивание стихов: С. Есенин: «Гой ты, Русь моя родная…» (отрывок), В Жуковский: «Родного неба милый свет», К. Ушинский: «Наше Отечество» (отрывок), М. Исаковский: «Поезжай за моря, океаны…», З. Александрова: «Родина», А Прокофьев: «Родина». Инсценировка русских народных сказок | Развивать активный словарный запас, грамматический строй речи. |
Русские народные подвижные игры | «Гуси – лебеди», «Горелки», «Салки», «Жмурки», «Золотые ворота», «Ай ду-ду-ду». - Хороводная игра «Веночек», «Платочек». -Спортивная игра «Крепость и защита». - Пальчиковая гимнастика «Наш дом», вот верхом сидят, смотри, русские богатыри».
|
|
Консультация для родителей | Оформление папок – передвижек для родителей на тему: «Воспитываем патриота». - Викторина «Что? Где? Когда?». - Рекомендации о том, какую литературу можно прочесть детям по этой теме. Консультация на тему «Создание лэпбука» |
|
Мини-музеи позволили нам, воспитателям сделать слово «музей» привычным и привлекательным для детей.
Экспонаты используются для развития речи, воображения, интеллекта, эмоциональной сферы ребенка. Любой предмет мини-музея может подсказать тему для интересного разговора. Дошкольники разных групп могут знакомиться с мини-музеями своих «коллег». При этом в старшей и подготовительной к школе группах экскурсии могут проводить сами ребята.
Работа по созданию мини-музея сплотила воспитателей, родителей, детей. Родители начали интенсивнее интересоваться педагогическим процессом, принимают активное участие, задавали вопросы, предлагали помощь.
Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их родителей.