Развитие чувства ритма у дошкольников

Курчавина Арина Сергеевна

Развитие чувства ритма
у детей дошкольного возраста:
реализация аспектов требований ФГОС



Способность откликаться на звуки музыки – общечеловеческое свойство. Каждый человек может в той или иной степени заниматься музыкой. Звучать и быть услышанным – общечеловеческая потребность и отказывать человеку в удовлетворении этой потребности негуманно. Воспитание музыкой – «почва» для дальнейшего развития человека. Какова почка – таковы и растения. Не всякие уроки музыки могут быть полезны маленькому человеку (да и большому). Чтобы музыкальные занятия послужили базой для роста человеческой личности, они должны быть наполнены творчеством. Особенно важно это для начального этапа, когда маленький человек впервые входит в мир музыки. Вместе с развитием музыкальных способностей детей самое серьезное внимание необходимо уделять ритмическому воспитанию.

Актуальность данной темы я считаю в том, что развитие музыкально-ритмических способностей способствует всестороннему развитию детей, а также коррекции речевой и двигательной сфер. Чувство ритма есть у всех детей, но не у всех оно достаточно развито для того, чтобы выразить себя во всех видах музыкальной деятельности: игре на музыкальных инструментах, в музыкально - ритмических движениях, в пении, в творческих проявлениях. Без развития ритмических способностей дальнейшее музыкальное, а также физическое развитие невозможно.

Проблема: Если чувство ритма несовершенно, то у детей замедляется становление развернутой речи, она не выразительна и слабо интонирована. В результате этого дошкольник говорит примитивно, используя короткие отрывочные высказывания, а в дальнейшем слабое развитие слуховых и моторных способностей тормозит развитие ребенка, ограничивая не только сферу интеллектуальной деятельности, но и общение со сверстниками.

Цель: Преодоление общего недоразвития речи детей средством развития ритмических способностей.

Задачи:

• развивать умение чувствовать, понимать ритм, передавать его в движении, игре на музыкальных инструментах;

• усвоение метра-ритма: ритмический рисунок, пульсация, акценты;

• вызвать интерес к выполнению ритмических заданий в процессе музыкальных игр.


Ожидаемые результаты:

- дети воспринимают развитие музыкальных образов и выражают их в движениях, согласовывают движения с характером музыки;

- у детей развиваются музыкальные способности (эмоциональная отзывчивость на музыку, слуховые представления, чувство ритма);

- дети умеют определять музыкальные жанры (марш, песня, танец), виды ритмики (игра, пляска, упражнение);

- различают простейшие музыкальные понятия (высокие и низкие звуки, быстрый, средний и медленный темп, громкая, умеренно громкая и тихая музыка и т. д.);

- у детей сформирована красивая осанка, выразительные, пластичные движения.


Что же такое ритм и чувство ритма?

Ритм – это чередование различных длительностей звуков в музыке.

Чувство ритма – это способность активно (двигательно) переживать музыку, чувствовать эмоционально выразительность музыкального ритма и точно его воспроизводить.


Ритм присутствует в нашей жизни повсюду. Биение сердца – ритм нашего организма. С его помощью можно успокоить или активизировать реакции нашего организма в разных ситуациях. Наша речь, овладение чтением и письмом так же требует развитого чувства ритма. Поэтому занятия музыкальным ритмом – это тренировка, которая дает ребенку бесценный жизненный опыт.

Какова же природа ритма? Исследователи делают акцент на том, что ритмическое воспитание не может быть только слуховым, ведь ритм имеет в основе своей движение. Поэтому в развитии чувства ритма должно участвовать всѐ наше тело. Ещѐ одно важное наблюдение касается того, что в основе чувства ритма лежит восприятие выразительности музыки.

Ритм формирует тело и дух человека, избавляет от физических и психологических комплексов, помогает осознать свои силы и обрести радость жизни через творчество.


По мнению Киры Владимировны Тарасовой, чувство ритма имеет три

основных компонента:

- темпа - способность к восприятию и воспроизведению темпа следования опорных звуков;

- метра – способность к восприятию и воспроизведению акцентированных и не акцентированных звуков;

- ритмического рисунка – способность к восприятию и воспроизведению отношений длительности звуков, пауз.

Для того чтобы развить чувство ритма у дошкольника, необходимо научить его воспринимать, правильно координировать движения с воспринятой на слух музыкой или ритмическим рисунком. Под влиянием музыкально-ритмических упражнений, устанавливается гармония во взаимодействии психических и физических функций.

Ритм формирует физическое и духовное развитие ребенка, помогает ему развить свои способности и творческие проявления. А также способствует развитию речи и ее восприятия. Речевые нарушения, имеющиеся у детей, могут корректироваться на музыкальных и логоритмических занятиях. Ведь на таких занятиях связь слова, движения и музыки решает многие речевые проблемы. Под влиянием музыки, музыкальных упражнений, игр, положительно развиваются музыкальные способности, чище становится

речь. Поэтому можно сделать следующий вывод, что развитие ритмических способностей детей не только способствует музыкальному развитию, но и развивает речь и личность ребенка во всех его проявлениях.

Ритм присутствует во всех моментах музыкальных занятий: в пении, слушании музыки. Часто к этому добавляется звучащий жест.

Звучащие жесты – это игра звуками своего тела, игра на его поверхности (хлопки, шлепки по бёдрам, груди, притопы ногами, щелчки пальцами, цоканье языком и др.). Идея использовать в элементарном музицировании те инструменты, которые даны человеку самой природой, отличается универсальностью, важной для массовой педагогики, т. к.

подобные формы ритмического сопровождения в том или ином виде есть у всех народов мира, в том числе и в русском фольклоре.

Использование речевых упражнений помогает развивать у ребенка чувство ритма, формировать хорошую дикцию, артикуляцию, помогает ввести ребенка в мир динамических оттенков и темпового разнообразия, познакомить с музыкальными формами. Эта форма работы легка и доступна для всех детей.

Детские стихи помогают развить память, выразительную и эмоциональную речь, они являются основой хорошего литературного вкуса.

Стихи следуют подбирать небольшие, с ярким, хорошо запоминающимся текстом и сюжетом.

Сел сверчок на шесток, таракан – в уголок (попеременно

шлепать по столу ладошками)

Сели-посидели песенку запели (хлопок в ладоши, шлепок по столу)

Услыхали ложки – вытянули ножки (попеременно щелчки

пальцами, притопы ногами)

Услыхали калачи – да попрыгали с печи, (попеременно

выставлять правую, левую руки; два раза пошлепать по плечам,

скрестив руки)

Да давай подпевать, подпевать да танцевать! (попеременно

шлепать по столу ладошками)

Как без дудки, без дуды, ходят ноги не туды (хлопок в ладоши,

шлепок по столу)

А как дудочку почуют, сами ноженьки танцуют (попеременно

щелчки пальцами, притопы ногами)

Журавли пошли плясать, долги ноги выставлять (попеременно

выставлять правую, левую руки; два раза пошлепать по плечам,

скрестив руки)

Бух, бух, бух (хлопок в ладоши над головой)

Также много внимания работе над ритмом уделяется и в процессе игры на ДМИ. Постепенно ритмические формулы усложняются. Они становятся более длительными, вводится прерванный ритм, синкопа.

Ритмические композиции составляются вместе с разнообразными движениями (имитационными, танцевальными, общеразвивающими). Они позволяют выразить различные эмоциональные состояния, сюжеты, образы.

Интерпретируя музыку, ребёнок приобретает опыт творческого переосмысления музыки. Именно этот опыт позволит ребёнку в дальнейшем успешно осваивать и другие виды творческой деятельности.

Отношение к ритмическим слогам, несмотря на солидный (около двух столетий) возраст пока еще не носит достаточного понимания. «Эмме Пари –известный французский учитель музыки и пения середины 19 века, теоретик относительной системы воспитания слуха – привнес в систему обучения музыке ритмические слоги, создав «язык длительностей».

Часто ритмические слоги подменяются счетом – «раз-и-два-и», который никак не отражает ни эмоционального критерия музыкального ритма, ни ритмического рисунка по той, к примеру, простой причине, что счет непонятен детям («не видна» временная разница длительностей), тогда как при чтении слогами ритм становится «зримым».

(Показываем на примере ритмической формулы из рыбок: «раз–и два-

и, раз-и-два-и» и «ти-ти-Та, Та-Та».)

Разница очевидна! Ритмические слоги прошли проверку временем, и у основных слогов «Та» и «ти-ти» есть варианты – «дон-ди-ли», «так-ти-ки», «шаг-бегать». Однако, не смотря на вариативность закрепления за четвертями тех или других слогов, у них есть бесспорное общее – это гласные «а» или «о», которые по своей семантике определяются как большие, радостные, тогда как «и» в своем значении несут малое, меньшее.


Ценность ритмических слогов состоит в том, что:

-любая из ритмических последовательностей разучивается достаточно

быстро;

- ритмические длительности и группы усваиваются успешнее и

естественнее;

- с помощью ритмических слогов быстрее и легче осуществляется

перевод слов в ритм;

- ритмическими слогами легче и свободнее импровизировать и

сочинять;

- ритм подразумевает движение и вызывает двигательные реакции –

это всегда радость и удовольствие для детей.

Упражнения и игры на развитие чувства ритма включаются в каждое музыкальное занятие как его неотъемлемая часть. Такая работа ведётся со 2 младшей группы.

Ритмическое чувство наиболее эффективно развивать, применяя систему:

- музыкально - дидактических игр;

- музыкально - ритмических движений;

- игр на развитие чувства ритма;

- игры на детских музыкальных инструментах;

- пальчиковой гимнастики;

- речевых игр.

Работая по данной теме, я сделала вывод, что при проведении занятий, учитывающих особенности музыкально-ритмического чувства, двигательной сферы и ритмической организации речи, направленных на коррекцию моторных, музыкальных процессов, можно добиться развития моторики и музыкальных способностей в целом.

Комплексная, многоплановая работа с использованием дифференцированного и индивидуального подхода обеспечивает формирование музыкально-ритмического чувства, двигательной сферы, ритмической структуры речи, повышает эффективность воздействия и положительно влияет на результат освоения танца в целом.


Литература

1. Анисимова Г. И. Использование музыкально-ритмических упражнений в формировании графических навыков у старших дошкольников в системе подготовки их к школьному обучению // Школьный логопед. - № 4 (48). - 2013. - С. 14-22.

2. Бабаджан Т. С. и др. Музыкально-ритмическое воспитание в дошкольных учреждениях. - М., 1930.

3.Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. - М., 1968.

4. Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания - М.: Палея, 2007. – 320 с.

5. Зимина А. Н. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста. – М.: Сфера, 2010. – 240 с.

6.Каплунова И., Новоскольцева И. Праздник каждый день. Программа музыкального воспитания детей дошкольного возраста «Ладушки». - СПб.: ПИТЕР, 2014, - 460 с.