«Формирование духовно – нравственного воспитания дошкольников в ДОУ через приобщение к отечественным духовно – нравственным ценностям и культурному наследию родного края»
«Формирование духовно – нравственного воспитания дошкольников в ДОУ через приобщение к отечественным духовно – нравственным ценностям и культурному наследию родного края»
«Без памяти нет традиций, без традиции нет воспитания,
без воспитания нет культуры, без культуры нет духовности,
без духовности нет личности, без личности нет народа!»
Уважаемые коллеги, мы с вами живем во время высоких технологий в различных областях: медицине, науке, технике и т. д., когда, к сожалению, утрачиваются духовные, нравственные ценности человека, на первом месте оказываются ценности материальные. И к великому сожалению, часто, молодое поколение, оценивает людей не по их нравственным качествам, а по тому, каких материальных благ они достигли. На второй план ушли такие человеческие ценности, как доброе отношение к окружающим, внимание, чуткость, уважение к старшим. Также мы видим, что через средства массовой информации идет пропаганда жестокости, насилия (взять хотя бы телепередачи, художественные и документальные фильмы). И как бы естественной перед родителями, педагогами детских садов встает проблема: каким образом воспитать в детях такие качества, как чуткость, скромность, вежливость, деликатность, уважительное отношение к старшим.
Что же такое духовно – нравственное воспитание?
Духовность – свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными.
Нравственность – принятие на себя ответственности за свои поступки, то есть действовать согласно своей совести.
Духовно-нравственное воспитание – педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающихся базовых национальных ценностей, освоение системы общечеловеческих ценностей и культурных, духовных и нравственных ценностей многонационального народа Российской Федерации.
Духовно-нравственное воспитание – одна из актуальных проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, и станет его дальнейшей жизнью.
Закладывать основы нравственности, воспитывать моральные ценности следует с самого раннего детства, когда формируется характер, отношение к миру, окружающим людям.
Воспитание чувств ребенка с первых лет жизни является важной педагогической задачей. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.
Как я уже говорила, в настоящее время, многие материальные ценности доминируют над духовными ценностями, и поэтому у детей встают искажённые образы в представление о доброте, о милосердии, о многом великодушии, о справедливости, о гражданской ответственности и о патриотизме.
Одной из составляющих духовно-нравственного развития является патриотическое воспитание дошкольников. Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это любовь к родным местам и гордость за свой народ, ощущение неразрывности с окружающим. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда и закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру. Оно формируется у ребенка постепенно, в ходе воспитания любви к своим ближним, к родным местам и родной культуре. Чувство патриотизма необходимо любому народу, любому государству, иначе они обречены на гибель, поэтому патриотическое воспитание должно осуществляться очень чутко и тактично с малых лет. Воспитывать стремление жить в мире и дружбе со всеми народами мира, уважительно относиться к людям различных национальностей и любить свою Родину - важнейшие задачи, которые решают в детском саду. В дошкольном возрасте происходит активное накопление социального опыта ребенка, в котором происходит первичная ориентация всей будущей жизни. Важно, что будет главным - служение или потребление! Повышенная эмоциональность детей, их доверчивость, открытость, отзывчивость позволяют считать этот период сензитивным (чувствительным) и исключительно важным для духовно-нравственного воспитания. Каждый человек должен быть знаком с традициями, обычаями и культурой своего народа. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, к быту и культуре своей нации. Все это является базой сохранения культурной самобытности каждого народа, входящего в состав России.
В дошкольный период происходит формирование духовно – нравственной основы ребенка, его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, т. е. начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Данный отрезок жизни – наиболее благоприятный для эмоционально – психологического воздействия на ребенка, так как детские образы восприятия очень яркие, сильные, следовательно, остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь. Эти первые детские эмоции в дальнейшем становятся основой для возникновения более сложных социальных чувств. В этом возрасте начинают развиваться те черты характера, которые незримо связывают маленького человека со своим народом, своей страной. Возможности для такого воспитания заложены в песнях, музыке, играх, игрушках, присущих коренному населению. Как много получает малыш, узнавая о природе родного края, о труде, быте, нравах и обычаях людей, среди которых он живет. Развивая ребенка в этнокультурной среде, делается акцент на приобщение его к красоте и добру, на желание видеть неповторимость родной культуры, природы, участвовать в их сохранении и приумножении. Народное творчество включает в себя различные виды трудовой деятельности, ремесла, обычаи, традиции, праздники, обряды, фольклор, игры, танцы, изобразительное и декоративно - прикладное искусство. Творчество - главное средство, с помощью которого ребенок осваивает культурно – исторический опыт, и движущая сила развития общества. Народная культура и искусство своими возможностями создают в современных условиях наиболее благоприятную среду для выявления и развития в ребенке национальных особенностей.
В детском саду знакомство с миром традиционной культуры малой Родины начинается с ближайшего окружения ребенка. При посещении краеведческого музея дети заглядывают вглубь прошедших веков, узнают от экскурсовода об архитектуре, знакомятся с жизнью, бытом, обычаями, занятиями народа.
Знание народных обычаев укрепляет семейные и родовые связи, помогает отрегулировать взаимоотношения между разными поколениями. Начиная с младшего возраста, в дошкольном учреждении знакомят с художественной литературой, проводят различные беседы, мероприятия направленные на воспитание любви и уважения между поколениями. Большое внимание уделяется занятиям по художественно – творческому развитию детей. Изделия народного творчества многообразны. Каждое изделие наполнено красотой, добром, радостью; оно несет в себе фантазию, увлекающую детей и взрослых в мир прекрасной сказки. Орнаменты, используемые народными мастерами для росписи своих изделий, включают в себя геометрические элементы, цветы, листья, ягоды, траву, которые ребенок часто встречает в лесу, в парке, на участке детского сада. Все это дети переносят на свои работы. Дети украшают салфетки, полотенца, тарелочки, одежду для кукол, занимаясь рисованием или аппликацией. На занятиях по лепке знакомятся с народными игрушками и пытаются сами сделать такие же. Дети очень любят слушать сказки и небылицы, отгадывать загадки, заучивать потешки, считалки, скороговорки. Сказки отражают жизнь народа, основные черты характера: отвагу, трудолюбие, остроумие. Ребята охотно не только слушают сказки, но и обыгрывают их, участвуют в театрализованных постановках. Праздники не обходятся без участия сказочных персонажей. В развитии детей огромное место занимают игры. Народные игры содержат в себе многовековой опыт народа, его культуру, традиции и имеют огромное значение для всестороннего и гармоничного воспитания детей дошкольного возраста. Игры используются в различных видах деятельности детей. Начиная с младшего возраста, применяются народные игры на занятиях и во время прогулки, в утренние и в вечерние часы. Они являются прекрасным элементом содержания досуговых мероприятий, проводимых в детском саду. Большой интерес вызывает у детей знакомство с музыкальным фольклором. На музыкальных занятиях дети исполняют народные песни и танцы, играют на музыкальных инструментах. Знакомятся с произведениями русских композиторов. Праздники – это радостное, волнующее событие для каждого ребёнка, которое сохраняется надолго. Сценарии праздников включают в себя различные виды деятельности, здесь дети поют, танцуют, читают стихи, играют на музыкальных инструментах, участвуют в проведении народных игр, постановке сказок. Фольклорный праздник помогает раскрыть значимость давних традиций, приблизить детей к пониманию старины и через активное участие приобщить к истории своего народа. Детскому восприятию праздника присуща удивительная особенность. В памяти остается незабываемое сияние огоньков и аромат хвои на Новый год, ванильный вкус куличей и пасочек, красные свечи и крашенки – на Пасху. У каждого праздника есть свой цвет, свой запах, своё звучание, своя музыка... Тут и волнение ожидания, трепетное предвосхищение чуда и само изменение будничного строя жизни. Все вы знаете про праздники которые проводятся в нашем детском саду: «Праздник осени», «Новый год», «День Защитника Отечества», «Масленица», «Женский день», «День птиц», «День Земли», «Пасха», «День победы» и т.д.
С родителями проводятся:
- родительские собрания на духовно-нравственные темы;
- консультации для родителей;
- проводятся выставки поделок;
- анкетирование и тестирование родителей;
- индивидуальные консультации;
- наглядные виды работы: информационные стенды для родителей, папки-передвижки, выставки детских работ, дидактических игр, литературы.
Воспитывать стремление жить в мире и дружбе со всеми народами мира, уважительно относиться к людям различных национальностей и любить свою Родину - важнейшие задачи, которые решают в детском саду.
У нашего города Венёв славное прошлое, светлое настоящее и большое будущее. И наша задача сделать все, чтобы дети не только знали, умели ценить историю родного края, города, но и стремились в будущем делать его красивее, приумножать его славу. Наше будущее всецело зависит от того, какие основы мы, взрослые, заложим в сознание наших детей. Эта нравственная база сформирует духовное благосостояние человечества и цивилизации.