Статья "Опыт работы по социально-личностному развитию детей дошкольного возраста"
Как отмечал известный психолог Леонтьев А.Н. «Личностью не родятся, личностью становятся». Я познакомлю вас с тем, как происходит становление личности моих воспитанников.
Дошкольный период обладает уникальными возможностями для личностного становления человека. И это не случайно. На этом этапе происходит формирование основ первоначальной социализации и формирование важнейших личностных новообразовани
МДОУ детский сад №44 «Колокольчик»
Статья на тему:
«Опыт работы по социально-личностному развитию детей дошкольного возраста».
Воспитатель:
Зорина Любовь Николаевна
г. Серпухов
Как отмечал известный психолог Леонтьев А.Н. «Личностью не родятся, личностью становятся». Я познакомлю вас с тем, как происходит становление личности моих воспитанников.
Дошкольный период обладает уникальными возможностями для личностного становления человека. И это не случайно. На этом этапе происходит формирование основ первоначальной социализации и формирование важнейших личностных новообразований, определяющих в последующем всю систему отношений человека с окружающим миром и с самим собой.
К семи годам при успешном освоении Программы ребёнком достигается следующий уровень развития интегративных качеств в социально-личностном развитии:
- интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своём внутреннем мире)
- задаёт вопросы взрослому, любит экспериментировать
- способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности)
- в случаях затруднений обращается за помощью к взрослому.
- откликается на эмоции близких людей и друзей
- сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов
- эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы
- адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве)
- способен изменять стиль общения с взрослым или сверстником в зависимости от ситуации
- способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели, имеет представление о том, «что такое хорошо и что такое плохо»
- соблюдает правила поведения на улице (дорожные правила), в общественных местах и др.
- может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим
- способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе и др.
- имеет представления о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определённому полу; о составе семьи, родственных отношениях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях; об обществе, его культурных ценностях; о государстве и принадлежности к нему; о мире
- умеет работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции
- у ребёнка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.
Социально-личностное развитие процесс и результат двух взаимосвязанных и взаимообусловленных процессов: социализации и интеграции, которые направлены на вхождение ребёнка в социокультурную среду. Оно включает в себя несколько направлений работы и реализуется в процессе общения, игровой, трудовой, познавательной, творческой деятельности, через приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, формирование гендерной, семейной, гражданской позиции, формирование принадлежности к мировому сообществу; формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирование предпосылок экологического сознания.
В системе разнообразных факторов и условий современного развития детей особо хочу отметить общение и игру.
Игра - является средством и инструментом познания мира взрослых людей, их отношений, сферы деятельности, чувств, переживаний, эмоций.
По словам крупного психолога А.В.Запорожца: в игре ребёнок активно воспроизводит привлекательные для него действия взаимоотношения взрослых и тем самым приобщается к социальной жизни, становится в известном смысле её участником.
Общение выступает для дошкольников в качестве своеобразного поля и средства развития в сложном социальном мире. По известному выражению А.Сент-Экзюпери, единственная настоящая роскошь на свете – это роскошь человеческого общения.
Работу по социально - личностному развитию с детьми я начала со второй младшей группы. В начале, я провела наблюдение за поведением дошкольников в группе и обнаружила, что некоторые из них не всегда адекватно реагируют на ситуации, присутствуют агрессивные тенденции в общении, неспособность сдерживать нежелательные эмоции.
Учитывая особенности детей группы, я поставила перед собой следующие задачи:
- Создавать условия, обеспечивающие свободное самовыражение в любом виде деятельности, предоставлять возможность для реализации своих потребностей (интеллектуальных, духовных, двигательных).
- Поощрять проявление доброжелательного отношения, чуткости, понимания сочувствия и сопереживания к окружающим позволяет мне формировать в детях эти качества.
В группе созданы благоприятные условия для овладения детьми первоначальными представлениями социального характера и включения детей в систему социальных отношений.
Первостепенным в моей педагогической деятельности является индивидуальный подход к детям. Важно, чтобы в группе царила атмосфера принятия ребёнка таким, каков он есть. Моя педагогическая позиция - «вместе с детьми». Увидеть изюминку в каждом ребёнке, вовремя её заметить, поддержать и дать ей возможность проявиться. Внимание со стороны воспитателя, стимулирует детей к самовыражению и, вместе с тем, невольно побуждает дошкольников проявлять интерес к сверстникам, взрослым, сфере их интересов. В результате этого, ребёнок начинает ценить, уважать не только себя, своё «Я», но и окружающих его детей, взрослых.
Методы и приёмы работы с детьми по социально-личностному развитию.
В качестве основных методов и приёмов я использую:
- утро радостных встреч
- имитационные игры
- чтение и обсуждение художественных произведений
- просмотр и обсуждение иллюстраций
- игры и упражнения на распознавание эмоционального состояния
- индивидуальные беседы
- фотовыставки
- беседы с группой воспитанников
- обсуждение ситуаций из личного опыта воспитанников
- сюжетно-ролевые, театрализованные игры, игры-драматизации
- групповые праздники (день именинника, день любимой игрушки, праздник друзей, т.д.)
- творческие выставки детей.
Проводимые занятия, беседы, игры и другие мероприятия стали давать свои положительные результаты. Заметно снизилась агрессивность у проблемных детей. Сейчас воспитанники положительно относятся друг к другу, к окружающим взрослым, самостоятельно выбирают друзей, откликаются на просьбу о помощи, охотнее делятся своими игрушками, многие знают способы бесконфликтного взаимодействия и выхода из конфликтных ситуаций, умеют это делать без помощи взрослого, в совместной деятельности стараются учитывать мнение других людей. В общении чаще стало присутствовать слово.
Взаимодействие с родителями.
«Только тот родитель, который сам хорошо социализирован в обществе, может воспитать личность».
Формы взаимодействия с семьёй:
-собрания
-консультации
-анкетирование
-оформление информационных стендов
-день открытых дверей
-индивидуальные беседы
-показ деятельности
-праздники с участием родителей
-конкурсы
-творческие гостиные
-мастер-классы
Надеюсь, что мой опыт поможет вам в реализации социально-личностного направления в работе с детьми дошкольного возраста.
- Мне нравится (2)