Расширение вариативности форм качественного дошкольного образования в условиях реализации ФГОС

Зиновьева Надежда Васильевна

Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и, в том числе, к первой ее ступени – к системе дошкольного образования.

В настоящее время на государственном уровне дошкольному образованию уделяется значительное внимание. Об этом свидетельствуют принимаемые законы, нормативно-правовые акты федерального и регионального уровней, поручения Президента РФ и Правительства по вопросам дошкольного образования. Был принят ФГОС разрешающий использовать вариативные формы дошкольного образования.

Целью вариативных форм дошкольного образования является реализация права каждого ребенка на качественное и доступное образование и предусматривает разный режим пребывания детей, как с нормой развития, так и с ограниченными возможностями здоровья и особыми образовательными потребностями.

Сегодня мы убеждаемся, что на смену классической форме дошкольного образования - детский сад полного дня - пришли новые вариативные формы. Поэтому проблема обеспечения дошкольников местами в детских садах частично решается за счет обращения именно к таким вариативным формам.

1. Семейные группы - форма организации дошкольного образования, направленная на обеспечение всестороннего развития детей, не посещающих дошкольные образовательные учреждения, поддержку многодетных семей, предоставления родителям возможности трудоустройства, практической реализации индивидуального подхода в воспитании ребенка.

Семейная группа организуется в жилых помещениях (частных жилых домах или квартирах) по месту проживания семьи. Работники семейной группы являются сотрудниками учреждения.

Можно отметить следующие социальные эффекты организации семейных групп при ДОУ:

1. Решается вопрос сокращения очереди в детские сады и реализации конституционного права граждан Российской Федерации на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования.

2. Родители могут устроиться на официальную работу – они становятся воспитателями, младшими воспитателями, прикрепленными к ДОУ. Следовательно, они имеют трудовую книжку и зарплату, в зависимости от квалификации.

3. Семейные группы – это материальное подспорье для семьи, поскольку на питание каждого ребенка им будет выделяться определенная сумма.

4. В семейную группу могут ходить дети, по разным причинам не посещающие обычные дошкольные учреждения.

2. Группа кратковременного пребывания - как одна из вариативных форм дошкольного образования.

Данные группы создаются для детей раннего и дошкольного возраста с целью обеспечения их всестороннего развития и формирования у них основ школьного обучения, оказание консультативно-методической поддержки их родителям (или законным представителям) в организации воспитания и обучения ребенка, его социальной адаптации.

Сокращенное по времени пребывание в ДОУ и обучение в форме игры позволяют обеспечить наиболее комфортную для ребенка обстановку, дают ему возможность получить первый положительный опыт в новых социальных условиях, что решает многие проблемы коммуникативного характера. Ежедневная возможность общения с родителями по волнующим вопросам, а также проведение групповых консультаций по единой тематике позволяют решать вопросы адаптации, развития и воспитания детей наиболее эффективно, в соответствии с их возрастными и психологическими особенностями.

Группы кратковременного пребывания для часто и длительно болеющих детей, коррекционной направленности.

Задачи:

·        обеспечение доступности дошкольным образованием детей раннего возраста;

·        оказание педагогической и психологической помощи родителям, воспитывающих детей в домашних условиях; и детей с отклонениями в развитии;

·        создать благоприятные условия адаптации к социальному миру детей раннего возраста, облегчить вхождение в коллектив сверстников, поступление в детский сад.

3. Организация работы Консультативного пункта (КП) для родителей.

Консультативный пункт (КП) — для детей в возрасте от 1 года до 7 лет, воспитывающихся в условиях семьи, создается с целью обеспечения единства и преемственности семейного и общественного воспитания; оказание психолого-педагогической помощи родителям; поддержка всестороннего развития личности детей, не посещающих образовательные учреждения.

Основные задачи КП:

·        оказание консультативной помощи родителям по различным вопросам воспитания, обучения и развития ребенка дошкольного возраста;

·        оказание содействия в социализации детей дошкольного возраста

·        Родители имеют возможность в любое время связаться со специалистами, получить необходимую консультацию.

4. Частные детские сады

Таким образом, вариативность образования – один из основополагающих принципов и направление развития современной системы образования в России, позволяющее уже сейчас охватить услугами дошкольного образования традиционно «недосягаемых» категорий дошкольников, предложить для них широкий спектр услуг перед школой.

Вариативный образовательный процесс – взаимосвязанная деятельность всех участников образовательного процесса по реализации целей образования, осуществляемых в условиях выбора содержания (в рамках государственных стандартов), средств и способов деятельности и общения, ценностно-смыслового отношения личности к целям, содержанию и процессу образования.

Анализ сложившейся ситуации в системе образования, по затронутой проблеме, показывает, что в настоящий момент сократился рост очередности в дошкольные учреждения, возрос родительский интерес к данным учреждениям.

Ожидаемые результаты от введения вариативных форм образования в дошкольном учреждении:

·        повышение качества и доступности дошкольного образования для детей из разных социальных групп и слоев населения, независимо от места жительства и доходов родителей;

·        сложится культурный образ дошкольного детства как главный ресурс развития всех сфер жизнедеятельности ребенка и его будущего,

·        содержание, современные технологии и модели инновационной образовательной инфраструктуры обеспечат полноценное личностное развитие ребенка, оптимизируют преемственность дошкольного и начального общего образования.

 

Список литературы:

  1. Стеркина Р., Князева О., Маханева М. Организационно-методические основы развития новых форм дошкольного образования [Текст] / Р. Стеркина, О. Князева, М. Маханева // Дошкольное воспитание. — 2002. — №9.-С 14-20.
  2. Анисимов В.П. Счастье быть родителем: психолого-педагогические рекомендации по воспитанию детей до трех лет [Текст] / В.П. Анисимов - М.: АРКТИ, 2006. - 184 с.
  3. Кроха: пособие по воспитанию, обучению и развитию детей до трех лет [Текст] / Г.Г. Григорьева, Н.П. Кочетова, Д.В. Сергеева и др. — 6-е  изд. -М.: Просвещение, 2004. - 253 с.
  4. Психологический словарь [Текст] / под ред. Зиченко В.П., Мещерякова Б.Г., 2-е изд., перераб. и доп.. — М.: Педагогика-Пресс, 1997. — 440 с.
  5. Стеркина Р. Развитие новых форм дошкольного образования: итоги и перспективы первого этапа всероссийского эксперимента [Текст] / Р. Стеркина // Дошкольное воспитание. - 2001. - № 6. - С 11-16.