Консультация "Роль фольклора в развитии детей дошкольного возраста"
Тема: «Роль фольклора в развитии детей дошкольного возраста»
Едва ли можно найти материал более близкий, затрагивающий интересы и потребности детского возраста и потому самый занимательный, чем тот, который связан с детским бытом, с повседневной детской жизнью, который возник и развился из исканий высокой радости детской народной массы. Это – детский фольклор.
Ребенок, как губка впитывает поэзию родного языка, сначала слушая, а позднее и самостоятельно приговаривая народные тексты. Так постепенно детский фольклор
входит в повседневную жизнь малыша.
Ценность детского фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребёнком эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают внимание ребёнка, доставляют ему радость и в то же время оказывают на него своё воспитательное воздействие. Незатейливые по содержанию и простые по форме малые формы народного поэтического творчества таят в себе немалые богатства – речевые, смысловые, звуковые.
Знакомство с детским фольклором развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному миру, народному слову и народным обычаям, воспитывает художественный вкус, а также многому учит. Развивается речь, формируются нравственные привычки, обогащаются знания о природе.
Детский фольклор дает нам возможность уже на ранних этапах жизни ребенка приобщать его к народной поэзии. Благодаря этому еще задолго до ознакомления со сказками, былинами и другими жанрами русского фольклора у малышей формируется внутренняя готовность к восприятию наших истоков русской народной культуры.
Что же относится к детскому фольклору?
Детский фольклор можно разделить на несколько групп:
«Поэзия пестования»
Календарный
Игровой
Дидактический
Песенный
В системе жанров детского фольклора особое место занимает «поэзия пестования», или «материнская поэзия». Сюда относятся:
Колыбельные - протяжные песни для успокоения малыша, при укладывании его спать.
Котя, котенька, коток, котя серенький лобок,
Приди котик ночевать, мою деточку качать.
Уж как я тебе коту, за работу заплачу,
Дам кусочек пирога, и кувшинчик молока.
Пестушки – песенки, которыми сопровождается уход за ребёнком.
Ква-ква-ква-квакушки, в камышах лягушки!
Мы открыли глазки, мы потерли ушки –
По-тя-гуш-ки... По-тя-гуш-ки... По-тя-гуш-ки...
Потешки – песни взрослого с ребёнком (его пальцами, ручками, ножками)
Идет коза рогатая, идет коза бодатая,
К ней козлёночек спешит, колокольчиком звенит
За козлёнком бежит волк, он зубами щёлк да щёлк
Рассердилась тут коза, волку выколю глаза..
Иногда потешки не только развлекают, но и наставляют или дают простейшие знания о мире.
Хлюп-хлюп ручками, полон мыла таз.
Ты не трогай, Машенька, мыльной ручкой глаз.
А водичка булькает, а водичка пенится.
Машенька помоется, причешется, оденется.
Прибаутки – забавные песенки, которые веселят детей.
Хлоп-хлоп, тра-та-та, кошка выгнала кота,
Ножкою топнула, дверь за ним захлопнула!
Календарный детский фольклор.
Заклички – обращения к явлениям природы: солнцу, радуге, дождю, деревьям и т. д.
Солнышко-ведрышко, выйди из-за облышка.
Сядь на пенек, погуляй весь денек.
Приговорки – обращения к живым существам (к насекомым, птицам, животным)
Улитка, улитка, высуни рога: дам тебе пирога.
Игровой детский фольклор.
Игровые припевы, приговоры – рифмованные стишки, содержащие условия игры, начинающие игру или связывающие части игрового действия.
Рыба-рыба-колбаса, печеная картошка!
Будешь враки говорить - не получишь ложку!
Народные игры, в основе которых часто бывают простейшие попевочки.
Гори, гори ясно, чтобы не погасло
Глянь на небо, птички летят, колокольчики звенят.
Жеребьёвная сговорка – рифмованное обращение с целью разделения на команды.
Наливное яблочко или золотое блюдечко?
Сахару кусочек или красненький платочек?
Считалка – коротенькие стишки для распределения ролей в играх.
Бегал заяц по болоту, он искал себе работу,
Да работы не нашёл, сам заплакал и пошёл.
Дразнилка – веселые, шутливые, кратко и метко называющие какие-то смешные стороны во внешности ребенка, в особенностях его поведения.
Вредина-вредина! До дырки проедена,
Кое-как одета, твоя песня спета!
Поддёвка – малый фольклорный жанр юмористического содержания, основанного на игре слов.
- Скажи: «Заяц!» - Заяц! - У тебя сосед Китаец!
- Скажи: «Магазин!» - Магазин! - У тебя сосед грузин!
Небылицы-перевертыши, нелепицы.
Лошадь ехала с рогами, плыл козел по мостовой,
Семимильными шагами червячок шел с бородой!
Докучные сказочки, у которых нет конца и которые можно обыгрывать множество раз.
В некотором царстве, в некотором государстве
Жил-был царь бо-га-а-а-тый:
У него был двор, на дворе стоял кол,
На колу-то висела мочала. Не сказать ли с начала?
Голосянки - участники игры должны тянуть звук как можно дольше, дети старались их рассмешить и заставить перестать «голосить». Первый замолчавший и считался проигравшим.
На дворе уж месяц май! Ай-ай! Май-май!
Сеять в поле помогай, помогай! Ай-ай! Май-май!
Ты тяни, тяни - по-мо-ги-и-и-и-и-и-и!..
Молчанки
Первый скажет и молчит, а второй - всё говорит!
Кто нарушит наказ, съест лягушек целый таз!
Дидактический фольклор.
Цель дидактического детского фольклора – воспитание и развитие детей, передача им накопленного опыта, вооружение знаниями, необходимыми для взрослой жизни.
Скороговорка – быстрое повторение труднопроизносимых слов и фраз. Значение скороговорок – постановка четкой дикции.
От топота копыт пыль по полю летит.
Загадка. Лучше использовать рифмовочки.
Кто раньше всех встает голосисто поет
На головке гребешок, кто же это… Петушок
Пословица – меткое народное изречение, состоящее обычно из двух частей, вторая часть поясняет первую.
Желаешь кушать калачи, тогда не сиди ты на печи.
Песенный фольклор.
Хороводные и игровые песни, частушки, плясовые песни.
Народные мелодии естественны и потому легки для восприятия и запоминания.
Простота и доступность музыкальных фольклорных произведений, которые имеют ряд звуков, не превышающих пяти тонов, элементы звукоподражания, многократные повторения, способствуют первым успехам в развитии певческих интонаций детей.
Народные танцы и игра на народных музыкальных инструментах – ещё один этап освоения народной культуры.
Все вышеперечисленные группы фольклоры мы постепенно вводили в образовательную деятельность и в режимные моменты, в праздники и досуговую деятельность.
И накопленный опыт вылился в долгосрочный проект, участниками которого стали дети старшего возраста, воспитатели, музыкальный руководитель и родители. Промежуточными итогами этого проекта стали досуг «Народные посиделки», «Осенняя ярмарка», новогодняя сказка «Маша и Медведь». А совсем недавно совместно с родителями и детьми мы провели «Народные посиделки» в форме мастер-класса, где дети вместе с родителями играли, пели, плясали, играли на музыкальных инструментах. Конечно же, не обошлось без задорных частушек, поговорок, прибауток, дразнилок и потешек. В конце мероприятия дети совместно с родителями изготовили матрёшек и кукол берегинь. А после окончания мероприятия все посетили музей народных промыслов, который был собран силами родителей и педагогов. Ну и конечно же не обошлось без вкусного чаепития с блинами, бубликами и баранками.
Наша совместная работа по народному фольклору ещё не окончена, впереди много идей и планов, которые помогут нам продолжить развивать детей через познание культурного наследия, воспитываться так, чтобы быть способными его преумножить.