Методический материал для формирования у детей навыков личной гигиены раннего возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskiy_material_kgn.docx | 234.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №2 комбинированного вида.
Группа №11 (раннего возраста)
Методический материал для формирования у детей навыков личной гигиены раннего возраста
Подготовили воспитатели:
Хорошун Ирина Васильевна
Первой квалификационной категории
г. Санкт-Петербург
2022 г
Содержание
Введение…………………………………………………………..................
Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего
дошкольного возраста ……………………………..................................
Методы и приемы формирования культурно-гигиенических навыков
у детей младшего дошкольного возраста ………………………………
Освоение культурно-гигиенических навыков ………………………..
Заключение…………………………………………………………………… Список литературы……………………………………………………………
Приложения
Приложение 1. Дидактические игры………………………………………… Приложение 2. Игры-этюды…………………………………………………..
Приложение 3. Потешки………………………………………………………
«Одна из важнейших задач детского сада,
привить ребятам навыки, укрепляющие их здоровье.
С раннего возраста надо учить ребят
мыть руки перед едой, есть из отдельной тарелки,
ходить чистыми, стричь волосы,
вытряхивать одежду, не пить сырой воды,
вовремя есть, вовремя спать,
быть больше на свежем воздухе и так далее».
Введение
Проблема ухудшения здоровья подрастающего поколения в последние годы
приобретает всё большую актуальность. Организм ребенка очень пластичен, он гораздо чувствительнее к воздействиям внешней среды, чем организм взрослого.
Одним из важнейших условий для поддержания здоровья младших дошкольников является наличие у них культурно – гигиенических навыков, так как соблюдение правил личной гигиены предохраняет от инфекционных заболеваний.
Период раннего и дошкольного детства является наиболее благоприятным для формирования культурно-гигиенических навыков. Затем на их основе строится развитие других функций и качеств, усвоение правил и норм поведения.
Выделяют три основные категории культурно – гигиенических навыков:
гигиенические навыки (приём пищи, умывание и мытьё рук, пользование
горшком и т.п.); навыки культуры поведения (формирование положительного отношения к окружающим взрослым и детям); навыки элементарного самообслуживания (посильная самостоятельность). Формирование культурно-гигиенических навыков это не простое усвоение правил, норм поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации ребёнка.
При овладении культурно – гигиеническими навыками важна постепенность: по мере овладения простыми навыками можно вводить новые, более сложные. При обучении использовать показ самого действия, знакомить со способами его выполнения. По мере приобретения навыка непосредственная помощь взрослого сокращается, а доля самостоятельного участия ребёнка увеличивается. Малыши до трех лет испытывают удовольствие от того, что они сначала выполняют действия со взрослым, а потом самостоятельно.
Для того, чтобы формирование культурно – гигиенических навыков успешно
осуществлялось в дошкольном образовательном учреждении необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать источники по проблеме формирования
культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.
2. Создать в группе детей младшего дошкольного возраста условия для
формирования культурно-гигиенических навыков.
3. Разработать рекомендации по формированию культурно-гигиенических
навыков младших дошкольников для педагогов и родителей.
Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего
дошкольного возраста будет осуществляться эффективнее, если:
- учитывать психолого-педагогические особенности детей младшего
дошкольного возраста;
- учитывать начальный уровень сформированности у детей культурно –
гигиенических навыков;
- использовать игры, стихи, схемы, художественное слово (фольклор).
Значимость данной работы заключается в том, что в ней рассмотрены условия, методы и формы формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста, собран материал, который может помочь педагогам дошкольного образования в организации работы с детьми.
Ведь именно в младшем дошкольном возрасте закладывается фундамент всех
полезных и необходимых навыков в жизни человека.
Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего
дошкольного возраста
Воспитание культурно-гигиенических навыков начинается очень рано.
Подготовкой к формированию навыков, самостоятельным движениям по
самообслуживанию является создание у ребенка положительного отношения к одеванию, умыванию, приему пищи.
Формирование культурно-гигиенических навыков совпадает с основной линией психического развития в раннем возрасте - становлением орудийных и соотносящих действий. Первые предполагают овладение предметом-орудием, с помощью которого человек воздействует на другой предмет, например, ложкой ест суп. С помощью соотносящих действий предметы приводятся в соответствующие пространственные положения: малыш закрывает и открывает коробочки, кладёт мыло в мыльницу, вешает полотенце за петельку на крючок, застёгивает пуговицы, зашнуровывает ботинки. Взрослые должны помнить об этом и создавать соответствующие условия: в ванной (туалетной) комнате обязательно должны быть крючочки, полочки, расположенные на удобном для ребёнка уровне, на полотенцах должны быть петельки и т. д.
На формирование навыков и привычек оказывают влияние и специально
направленные действия взрослых, и вся окружающая обстановка. Поведение,
манеры, в особенности близких людей, отражаются на содержании детских
привычек.
Важным условием для формирования гигиенических навыков является
систематичность необходимых операций. Так, ребенок привыкает, что перед едой ему обязательно моют руки. Воспитатель предоставляет ребенку
самостоятельность там, где он что-то может сделать сам. Наряду с этим каждый ребенок постоянно нуждается в показе, поощрении, помощи, поэтому основой методики в детском учреждении является работа с небольшими группами детей (3-4 ребенка). В начале второго года жизни ребенок должен уметь есть самостоятельно, пользуясь ложкой, есть хлеб с первым блюдом, вытирать рот.
В 1,5-2 года ребенок почти все может снять с себя, сложить и большую часть
одежды надеть. В значительной степени дети сами умываются, вытираются.
На втором году жизни ребенка необходимо систематически прививать ему
навыки культуры поведения: спокойно сидеть за столом, тихо разговаривать при укладывании спать , благодарить за оказанную помощь.
На третьем году жизни малыш не только более самостоятельно может одеваться, раздеваться и т. д., но и знает определенный порядок действий, входящих в каждый процесс, приемы их выполнения.
При активном формировании навыков самообслуживания важно в первую
очередь отработать те из них, которые связаны с организацией всего коллектива.
Дети отличаются большой подражательностью, поэтому взрослому нужно
неоднократно показывать, как выполнять новое действие, сопровождая показ
пояснениями, чтобы выделить наиболее существенные моменты данного
действия, последовательность отдельных операций.
Начиная со второго года жизни с этой целью с детьми проводятся специальные дидактические игры, используются игровые приемы.
Дети третьего года жизни все действия выполняют быстрее. В этот период нужно чаще приучать детей к взаимопомощи, поручать им несложные задания, которые готовят их к дежурствам. Помощь воспитателя выражается меньше в действиях, больше в постоянном контроле, словесных указаниях, поощрениях.
Для привития культурно-гигиенических навыков во всех возрастных группах
применяются показ, пример, объяснение, пояснение, поощрение, беседы,
упражнения в действиях. Широко используются, особенно в младшем возрасте, игровые приемы: дидактические игры, потешки, стихотворения. Содержание культурно-гигиенических навыков осваивается детьми прежде всего в самостоятельной деятельности, в процессе обучения, в дидактических играх и игровых ситуациях . Таким образом, в воспитании культурно-гигиенических навыков, так же как в любом другом виде педагогической деятельности, важно единство требований сотрудников детского учреждения и родителей. Поэтому, нужно выработать общие критерии в оценке отдельных действий, установить общий порядок выполнения этих действий, четко определить места расположения вещей, игрушек, порядок их уборки и хранения.
Методы и приемы формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста
В центре воспитательного процесса находится ребёнок – воспитуемый. По
отношению к нему как объекту воспитания воспитатель выступает субъектом
воспитательного процесса, воздействующим на личность с помощью
специальных методов воспитания.
Методы воспитания – это способы педагогического воздействия на сознание воспитуемых, направленные на достижение цели воспитания. (Болотина Л.Р.,
Комарова Т.С.). С помощью методов воспитания корректируется поведение детей, формируются качества личности, обогащается опыт их деятельности, общения и отношений.
При этом педагоги тщательно отбирают методы, ориентируясь на закономерности, присущие специально организованному воспитательному
процессу. Методы воспитания в различных педагогических ситуациях должны постоянно варьироваться, в этом и проявляется профессиональный и творческий подход педагога к процессу воспитания.
Прием – это частное проявление того или другого метода воспитания. Можно сказать, что приём – это отдельное действие воспитателя внутри конкретного метода. По отношению к методу воспитания приём носит подчинительный характер.
К методам формирования гигиенических навыков можно отнести:
∙ Разъяснение необходимости выполнения режимных моментов, гигиенических процедур;
∙ Пример взрослого;
∙ Приучение, упражнение;
∙ Создание воспитывающих ситуаций;
∙ Поощрение помогает ребенку утвердится поверить в свои силы(особенно в
освоение новых навыков);
Важной задачей в работе с детьми младшей группы детского сада является
воспитание гигиенических навыков – опрятности, аккуратности в быту, навыков культуры еды, как неотъемлемой части культуры поведения.
Чтобы облегчить ребенку освоение новых навыков, необходимо делать этот
процесс доступным, интересным и увлекательным. И делать это надо педагогически тонко, ненавязчиво. При этом воспитателю важно учитывать
возрастную особенность детей 3-го года жизни - стремление к самостоятельности.
На протяжении младшего дошкольного возраста ребенок приобретает много
навыков, овладение которыми требует от него определенных усилий. Для более легкого овладения определенными навыками связанных с его усвоением действия членят на несколько операций.
Прежде всего, следует запомнить: на начальном этапе усвоения навыка торопить детей ни в коем случае нельзя, надо дать им возможность спокойно выполнять осваиваемые действия. Подобная обстановка позволит сохранить у них положительно-эмоциональный настрой. Однако необходимость укладываться в отведенное для режимных процессов время, остается.
Воспитание гигиенических навыков включает широкий круг задач, и для их
успешного решения рекомендуется использовать целый ряд педагогических
приемов с учетом возраста детей:
1. Показ и объяснение
В младшей группе показ должен сопровождаться пояснением, причем
необходимо четко делить новое действие на операции, выделяя сначала наиболее важное, а потом незначительное.
Объяснение нового действия дается очень подробно, затем постепенно сужается и сводится к напоминанию правила, которое может быть обращено ко всем или отдельным детям. Напоминание может быть косвенным (воспитатель заранее выражает желание в том, что дети правильно выполняют задание и вскользь напоминает требование) и прямые.
2. Упражнение и контроль
Упражнение: без него ни один навык не может быть сформирован, т.к. только в активной деятельности каждого ребенка создаются и закрепляются динамические стереотипы.
Контроль очень важен на начальной стадии формирования навыков. Следует
проверять, как выполнены отдельные действия или задания в целом. Отсутствие контроля ведет к формированию у детей лишь отдельных навыков.
3. Пример взрослых
Нужно постоянно помнить о том, что дети в этом возрасте очень наблюдательны и склонны к подражанию , поэтому воспитатель должен быть для них образцом.
Пример может быть прямым («делай, как я!») и косвенным (воспитатель
использует различные формы, которые вызывают интерес у детей, привлекают их внимание)
Учеба ребенка, в основе которой лежит подражание, начинается очень рано, когда он еще ничего не понимает. От природы у них хорошо развита эмоционально- механическая память, непроизвольное внимание. Именно поэтому ребенок , наблюдая за взрослыми, фиксирует, перенимает, формирует, создавая свою «энциклопедию» навыков, привычек, знаний.
4. Игровые приемы
Позволяют воспитателю, с одной стороны, скрыть свою педагогическую
позицию, а с другой – более активно воздействовать на малыша. Игровые приемы очень эффективны в воспитании маленьких детей. Помогает закрепить имеющиеся навыки, хороши дидактические игры, игра "в ошибки".
5. Использование иллюстраций, художественного слова, фольклора,
книг, бесед, инсценировок.
Все это уточняет представления детей о том, как надо выполнять тот или иной навык. Обязательным условием формирования гигиенических навыков у детей, воспитания привычки к здоровому образу жизни является высокая санитарная культура персонала дошкольного учреждения. Где должны быть созданы необходимые условия для сохранения здоровья детей, полноценного физического и гигиенического развития.
Следующее условие, необходимое для успешного гигиенического воспитания – единство требований со стороны взрослых. Ребенок приобретает гигиенические навыки в общении с воспитателем, помощником воспитателя и, конечно, в семье.
Обязанность родителей – постоянно закреплять гигиенические навыки,
воспитываемые у ребенка в детском саду. Важно, чтобы взрослые подавали
ребенку пример, сами всегда их соблюдали.
Таким образом, воспитание навыков личной гигиены – задача сложная,
требующая систематичности и большого терпения. Все указания необходимо в спокойном тоне, вызывающем у детей положительное отношение к действиям, которые должны стать привычками. Воспитатель сможет достичь
положительного результата, учитывая задачи воспитания гигиенических навыков в каждой возрастной группе и своевременно выполняя их.
3. Освоение культурно-гигиенических навыков
К нам в группу приходят очень разные малыши. Кто-то из них самостоятельно пользуется горшком, а кто-то категорически отказывается с ним дружить, некоторые детки едят ложкой, другие же приучены только к бутылочке или с большим удовольствием копаются в своей тарелке руками. Почему же так происходит?
Самые первые представления о культурно–гигиенических навыках ребенок получает именно в семье. Заботливые родители начинают приучать малышей к аккуратности и самостоятельности буквально с пеленок. Одним из первых навыков является навык аккуратного приема пищи. Малыша сразу надо приучать к активному участию в процессе еды. Ребенка старше полутора лет желательно кормить за столом. В нашей группе мы следим (дома это делают родители) за тем, чтобы ребенок, сидя на стуле, упирался ногами в пол, а высота стола приходилась бы на уровне его согнутых локтей.
Помимо этого воспитываем и закрепляем у детей и другие навыки (которые также закладываются в семье): следим, чтобы они не садились за стол с грязными руками, не выходили из-за стола с куском хлеба, пользовались носовым платком, салфеткой.
При одевании и раздевании также даём возможность детям в какой-то степени действовать самостоятельно. Приучаем детей к опрятности в одежде, переодеваем их, как только загрязнилось платье, или стали мокрыми штанишки.
Одинаковые требования к правилам гигиены и навыкам самообслуживания в детском садике и дома, приводят к лучшему запоминанию и закреплению полезных привычек.
Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет
важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах.
В младшем возрасте ребенку нужно привить такие полезные привычки, как мытье рук, соблюдение режима дня, самостоятельное пользование горшком или унитазом, умение правильно держать ложку. К двум годам малыш может научиться умываться и причёсываться, снять шапочку или носочки, вытирать рот салфеткой после еды и сморкаться в носовой платочек. На первый взгляд все очень просто, а на самом деле для малышей это целая наука – освоение и применение культурно-гигиенических навыков.
Во время еды строго следим, чтобы:
∙ последовательность блюд была постоянной,
∙ перед ребенком находилось только одно блюдо,
∙ еда была не слишком горячей, не слишком холодной,
∙ ребенок брал пищу в рот небольшими кусочками, хорошо ее пережевывал,
дети не разговаривали во время еды.
Не допускаем:
∙ громких разговоров,
∙ понуканий, поторапливания детей,
∙ насильного кормления.
Кормление - очень ответственный момент в режиме. Некоторые малыши умеют, есть самостоятельно, но крайне неаккуратно, обливаются, ложку держат неправильно. Бывают и такие, которые не умеют пить из чашки, отказываются от пищи. Перед едой для детей на столе ставятся салфетки. Пользуясь салфеткой, ребенок усваивает, что надо и есть аккуратно, и из-за стола вставать с чистыми руками и лицом. С первого дня за каждым ребенком закрепляем постоянное место за столом. Сначала кормим детей с плохим аппетитом. Следим, чтобы они правильно сидели за столом. Во время кормления на малышей надеваем нагрудники. Для обучения навыка кормления проводим различные занятия в виде игры, когда приходят в гости различные игрушки, мы с ними здороваемся, сажаем за стол, угощаем и в процессе еды, оговариваем манеру поведения и аккуратность за столом.
Обязательно учим малышей по окончании еды, вставая из-за стола, говорить спасибо. Теперь многие дети делают это без напоминания, самостоятельно. С первого дня пребывания детей в группе начинаем работу по воспитанию навыков одевания (раздевания): учим снимать и надевать колготки, носки, обувь.
После тихого часа показываем детям, в какой последовательности надо одеваться. Дома старайтесь ребёнку предложить самому раздеться, повесить свою одежду. У детей всегда есть желание самим расстегивать пуговицы и молнии, но нет умения. Этому мы учим их во время игр: «Застегни пуговицы». Справиться с пуговицами и «молниями» помогут и игровые элементы. Мы пробуем раздевать и одевать куклу, изучаем «молнию» на игрушечной сумке (от этого никто не отказывается). При этом надо учесть, что застёгивать пуговицы малышам легче, начиная с нижней – самую верхнюю застегнуть труднее всего, и она обычно поддается освоению самой последней. То, как скоро малыш научится одеваться и раздеваться, зависит от подвижности его пальчиков.
Главное, не надо торопить события. Умение самостоятельно надеть и снять с себя верхнюю часть одежды, нижнее белье и носочки, пижаму, обувь – очень серьезное достижение малыша.
Очень сложно научить детей умываться, пользоваться правильно
полотенцем. Малыши не боятся воды, но умываться не умеют: подставят руки под струю и держат. Подготовку к умыванию начинаем в группе: дети засучивают рукава, как показывает воспитатель. Объясняем, для чего это нужно, используя стихотворные строки: «Руки надо чисто мыть, рукава нельзя мочить», или «Кто рукавчик не засучит, тот водички не получит». Дети сами повторяют эти слова. Умываться идем маленькой подгруппой. Объясняем и показываем детям, что сначала надо намочить руки. Даём ребенку кусочек мыла, показываем, как намылить руки и как смыть мыло; затем мы учимся, как самостоятельно вытираться полотенцем (своим полотенцем)
Обучая детей умыванию, проводим дидактические игры: «Катя умывается», «Миша в гостях у Маши». На занятии с детьми рассматриваем сюжетную картинку «Дети умываются». Наблюдая за играми детей, можно видеть, как они учат кукол умываться и вытирать лицо полотенцем. Приучая детей к опрятности, оказываем помощь при пользовании носовым платком, учим своевременно сообщать о своих естественных потребностях. Контролировать свой мочевой пузырь или наполнение кишечника (то есть понимать, что пришла пора его опорожнить) дети начинают где–то ближе к 2 – 2, 5 года (мальчики чуть позже).
Приучение к горшку должно быть для ребенка понятным и постепенным процессом. Не забываем хвалить малыша в случае успеха и напоминать ему о необходимости этого мероприятия. Не позволяем малышу засиживаться на своем маленьком «троне».
Для того чтобы малыши хорошо знали свое полотенце, постельное белье и горшок, они маркируются в детском саду. Маркировка удобна и детям, и взрослым. Для малышей – это цветные картинки. Мы знакомим малышей с «их» картинками и предметами и объясняем их назначение.
Вот так потихоньку мы учим своих малышей полезным привычкам.
Конечно, сразу и все наши детки не выучат, но обязательно в их головках отложится, что надо делать вот так, и никак иначе.
Заключение
Рассматривая теоретические аспекты формирования культурно-
гигиенических навыков, я пришла к выводу, что проблема по формированию культурно- гигиенических навыков существует очень давно и в этой области сделано немало открытий. Процесс формирования культурно- гигиенических навыков имеет свою специфику и трудности в организации, однако, освоив
необходимые психологические и педагогические знания, взрослый способен влиять на ребёнка и целенаправленно формировать культурно-
гигиенические навыки.
Деятельность педагога по формированию культурно - гигиенических
навыков детей младшего дошкольного возраста эффективна, когда она имеет обратную информацию о действенности воспитательных влияний и учитывает эту информацию на каждом новом этапе своей педагогической деятельности. Такую информацию воспитатель получает только из жизни, из повседневного изучения
практики отношений и деятельности в детской среде. Научно обоснованное отношение к процессу формирования культурно- гигиенических навыков состоит в умении видеть, подчеркивать и эффективно использовать нравственный аспект любого вида детской
деятельности, любого жизненного отношения. На основе изученной и
проанализированной литературы и интернет – ресурсов можно сделать вывод, что для успешного формирования культурно – гигиенических навыков младших дошкольников необходимо:
1. Знать особенности культурно – гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста;
2. Знать методы и приёмы формирования культурно – гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста;
3. Ознакомиться с диагностическими методиками культурно – гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста;
4.Разработать дополнительную программу по формированию культурно – гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.
Список литературы
1. Афонькина, Ю. А. Урунтаева, Г. А. Как приобщить малыша к гигиене и самообслуживанию [Текст]: пособие для воспитателей дет. сада и родителей / Ю. А. Афонькина, Г. А. Урунтаева. - М.: Просвещение, 1997. - 125с.
2. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду [Текст]: Книга для воспитателя детского сада/ А. К. Бондаренко.- М.: Просвещение, 1991.- 126 с.
3. Васильева, М.А. Гербова, В.В. Комарова, Т.С. Программа воспитания и обучения в детском саду [Текст]/ М.А. Васильева, В.В. Гербова, Т.С. Комарова.; под ред. В.В. Васильевой.— М.: Мозаика-Синтез, 2010.-204с.
4. Конина, Е.Ю. Формирование культурно-гигиенических навыков у детей [Текст]: игровой комплект/ Е.Ю. Конина. - Айрис-пресс, 2007. -12с.
5. Теплюк, С. Об опрятности и аккуратности. [Текст]/ С. Теплюк. // Дошкольное воспитание. -1988. №9. С. 13-17.
Приложения
Дидактические игры
КОМУ ЧТО НУЖНО
Цель: закрепить знания детей о предметах, необходимых для работы врачу, повару, продавцу.
Материал: круг, поделенный на сектора, в каждом из них картинки с изображением предметов, необходимых для работы врачу, повару, продавцу, в середине круга стрелки, на них изображены врач, повар, продавец. Ход игры: воспитатель предлагает ребёнку найти предмет, необходимый для работы врачу (повару, продавцу).
РАЗЛОЖИ КАРТИНКИ ПО ПОРЯДКУ
Цель: систематизировать представления детей о здоровье и здоровом образе жизни, развивать речь, внимание, память.
Материал: картинки с изображением моментов распорядка дня
Ход игры: воспитатель говорит о том, что волшебник Путаница перепутал картинки распорядка дня, и предлагает разложить картинки по порядку.
Воспитатель подводит итог высказываниям детей.
Каждое утром, чтобы быть здоровым, мы начинаем с зарядки.
Чтобы расти нам сильными, ловкими и смелыми, ежедневно поутру мы зарядку делаем.
Воспитатель предлагает каждому вспомнить своё любимое упражнение, показать и всем вместе выполнить его.
ОДЕНЕМ КУКЛУ НА ПРОГУЛКУ
Цель: закреплять знания детей об одежде, формировать умение детей одевать куклу соответственно сезону года, погоде, систематизировать представления детей о здоровье, развивать у детей внимание, память, логическое мышление. Материал: бумажная кукла с различной одеждой
Ход игры: воспитатель говорит, что кукла собирается на прогулку, но не знает, что ей одеть, сейчас зима и на улице очень холодно (различные ситуации). Дети «одевают» куклу и объясняют свой выбор.
АЗБУКА ЗДОРОВЬЯ
Цель: систематизировать представления детей о здоровье и здоровом образе жизни, развивать речь, внимание, память.
Материал: иллюстрации
Ход игры: играют от 1 до … человек. Воспитатель называет правило, а ребёнок находит карточку – иллюстрацию этого правила. Или воспитатель показывает карточку, ребёнок говорит, что нужно делать в данной ситуации.
КАТЯ ПРОСТУДИЛАСЬ
Цель: способствовать формированию навыка пользования носовым плат-
ком, закреплятьзнание о том, что при чихании и кашле нужно прикрывать
рот носовым платком, а если кто-то находится рядом, отворачиваться
Материал: носовой платок
Ход игры: воспитатель спрашивает: зачем людям нужен носовой платок?
И затем предлагает детям различные ситуации, которые проигрываются вместе с малышами:
- Что нужно сделать, если ты хочешь чихнуть? И т.д.
СДЕЛАЕМ КУКЛАМ РАЗНЫЕ ПРИЧЕСКИ
Цель: закреплять навыки ухода за волосами, уточнить названия необ-
ходимых для этого предметов, формировать понятие «опрятный внешний вид»
Материал: куклы, расчёски, заколки.
Ход игры: воспитатель предлагает детям причесать кукол.
ВЫМОЕМ КУКЛУ
Цель: закреплять знания о предметах личной гигиены для мытья и умыва-
ния,последовательность действий, способствовать формированию привычки к опрятности.
Материал: различные предметы и предметы личной гигиены для мытья и умывания, куклы.
Ход игры: играют 2 человека. Сначала им предлагается из множества предметов выбрать те, которые «помогают» вымыть (умыть) куклу. А затем моют её. Выигрывает тот, кто правильно отберёт предметы личной гигиены и правильно последовательно вымоет (умоет) куклу.
ПРАВИЛА ГИГИЕНЫ
Цель: закреплять культурно-гигиенические навыки (умывание, одевание, чистка зубов, причёсывание, купание), формировать умения показывать эти движе-ния при помощи мимики и жеста и отгадывать по показу.
Ход игры: Воспитатель просит детей при помощи мимики и жестов показать, как они умываются (одеваются, чистят зубы и т.д.), соблюдая последователь-ность выполнения данных навыков. Или воспитатель показывает при помощи мимики и жестов, что он делает, а дети отгадывают.
ПОДБЕРИ КАРТИНКИ
Цель: уточнить представления детей о предметах личной гигиены, форми-ровать навыки здорового образа жизни
Материал: картинки различных предметов, картинки с
изображением предметов личной гигиены
Ход игры: воспитатель просит выбрать только картинки с изображением предметов, помогающих ухаживать за телом (лицом, зубами, волосами)
ИГРА "УЛОЖИМ МИШКУ СПАТЬ"
Цель: познакомить ребенка с предметно-игровыми действиями с мишкой,
функциональным назначением кровати, формировать подражательные действия.
Оборудование: мягкая игрушка - мишка, детская кроватка.
Ход игры: взрослый показывает ребенку игрушку - мишку, обыгрывает ее: мишка топает, пляшет, катается в машине. Взрослый сообщает, что мишка устал, хочет отдохнуть: "Давай уложим мишку в кроватку!" Взрослый демонстрирует, как можно приласкать мишку-игрушку (прижать к себе, погладить по головке) и положить его в кровать, накрыть одеялом, спеть песенку: "Баю-бай, баю-бай". Игру можно повторить, предоставив ребенку больше самостоятельности.
ИГРА "УГОСТИМ КУКЛУ ЧАЕМ"
Цель: познакомить ребенка с назначением посуды, учить выполнять предметно- игровые действия (расставлять чашки, блюдца, раскладывать ложки).
Оборудование: куклы, детская мебель и посуда (две чашки, два блюдца, две ложки, чайник).
Ход игры: взрослый говорит малышу: "К нам в гости пришли куклы, их надо посадить за стол, угостить чаем. Давай расставим чашки и блюдца. Теперь разложи ложки к чашкам. Налей чай в чашки. Напои чаем наших гостей". Если ребенок испытывает затруднения, показать, как надо действовать. В конце игры взрослый подытоживает: "Чай мы наливали в чашки, куклы пили чай", произносит потешку:
Чайник на столе поставим,
Блюдца, чашки мы расставим,
Будем мы гостей встречать,
Кукол чаем угощать!
ИГРА "ПАРОВОЗИК"
Цель: вызвать интерес у ребенка к игрушке - паровозику, учить ребенка предметно- игровым действиям с ним.
Оборудование: паровозик, рельсы.
Ход игры: взрослый показывает ребенку игрушку - паровозик, обыгрывает ее: "Чух- чух, ту-ту! Осторожно, по рельсам едет паровозик!"
Взрослый демонстрирует, как нужно действовать с игрушкой, чтобы паровозик не останавливался.
Игру можно повторить, прикрепив к паровозику вагончики, предоставив ребенку возможность самому провозить его по рельсам.
ИГРА "КУКЛА ИДЕТ НА ПРОГУЛКУ"
Цель: формирование у ребенка представлений об одежде, умению выполнять предметно-игровые действия.
Оборудование: кукла.
Ход игры: взрослый говорит, что кукла собирается на прогулку: "Давай поможем кукле одеться, на улице холодно", предлагает ребенку достать из шкафчика одежду: шапку, куртку, ботиночки. Затем взрослый поочередно берет каждую вещь, показывает ее ребенку, медленно приговаривая:
Надеваем курточку, проденем руки в рукава,
Застегнем пуговицы. Вот, куртку надели!
Надеваем ботиночки на ножки,
Вот шнурки, я помогу тебе завязать
Вот, ботиночки надели на ножки
Надеваем шапку на голову.
Вот, так, шапку надели Кукла собралась на прогулку, может идти гулять. В целях закрепления у ребенка представлений об одежде, игра повторяется с другой куклой, ребенку предоставляется возможность действовать самостоятельно.
ИГРА "ВОДИЧКА, ВОДИЧКА!"
Цель: воспитывать стремление к самостоятельности при выполнении навыков самообслуживания.
Оборудование: две куклы.
Ход игры: взрослый показывает детям двух кукол и говорит, что куклы хотят обедать, но у них грязные руки и лицо. Взрослый спрашивает: "Что надо сделать? - Надо вымыть куклам руки! Попросим водичку: Водичка, водичка, умой мое личико, чтобы глазоньки блестели, чтобы щечки краснели, чтоб кусался зубок, чтоб смеялся роток!" Показывает и рассказывает детям, как надо мыть куклам руки и лицо перед
обедом. Далее предлагает детям вымыть свои руки и лицо, при этом взрослый повторяет потешку "Водичка, водичка!"
ИГРА "ВЫМОЙ РУКИ"
Цель: учить ребенка мыть руки.
Оборудование: заяц резиновый.
Ход занятия: взрослый обращается к ребенку: "Мы пришли с прогулки, нам нужно вымыть ручки. Зайчик будет смотреть, как мы моем ручки". Взрослый ставит игрушку на край умывальника и показывает ребенку движения руками под струей воды. В конце процедуры взрослый от имени зайчика хвалит ребенка.
Приложение 2
Игры-этюды
ИГРА-ЭТЮД «Я САМА!»
Педагог читает детям стихотворение и предлагает движениями изобразить то, о чем в нем говорится. Затем педагог и ребенок читают стихотворение по ролям.
Педагог, Давай будем одеваться.
Ребенок. Я сама! Я сама! (Ребенок одевается.)
Педагог. Пойдем, будем умываться...
Ребенок. Я сама! Я сама! {Умывается. )
Педагог. Ну идем, хоть причешу я.
Ребенок. Я сама! Я сама! (Причесывается.)
Педагог. Ну давай хоть накормлю я.
Ребенок. Я сама! Я сама! (Делает вид, что жует.)
Вопросы к детям
Правильно ли поступает девочка? Почему вы так решили? А как вы поступаете,
когда вам предлагают помощь?
ИГРА-ЭТЮД «КУПАНИЕ»
Педагог вносит игрушку-поросенка, маленькое корыто, большой таз, мочалку, детское ведерко, ковшик. Читает стихотворение и предлагает детям с помощью мимики, жеспюв изобразить эмоциональное состояние героев.
Педагог и дети вместе гтсцешруют стихотворение, используя шашку и жесты.
Педагог. Визжит поросенок...
Поросенок (ребенок с куклой). Спасите! (Глаза широко раскрыты., рот полуоткрыт,
резко машет руками.)
Педагог
Купают его в корыте.
Он в луже не прочь помыться,
А мыльной воды боится.
А в кухне купают Олю.
Воды ей нагрели вволю.
Но Оля кричит...
Оля
Уйдите!
Мочалкой меня не трите!
Я голову мыть не стану!
Не буду садиться в ванну! (Лоб сморщен, нижняя губа оттопырена, голова опущена,
сердитый взгляд.)
Педагог
27
Вот оба они помыты, Надуты, слегка сердиты, С коленок отмыты пятна. Купаться
было приятно...
Ребенок. Чего же ты, Оля, кричала?
Педагог. И Оленька отвечала...
Оля.
Кричал поросенок Тошка, А я помогала немножко!
Вопросы к детям
Почему кричала Оля? Правильно она поступила? А как надо было9 Кто покажет, как
надо было поступить?
ИГРА-ЭТЮД «ВКУСНАЯ КАША»
Педагог вносит шапочки густ, цыплят, синиц, собачки и кошки. Читает
стихотворение «Вкусная каша» 3. Александровой. "Затем педагог и дети вместе
инсценируют его.
Педагог.
Каша из гречки !де варилась? В печке. Сварилась, упрела, Чтоб Оленька ела, Кашу
хвалила, На всех разделила. (Добрая улыбка, ласковый взгляд.)
Оля.
Досталось по ложке
Гусям на дорожке,
Цыплятам в лукошке,
Синицам в окошке.
Хватило по ложке
Собаке и кошке. (Неторопливыми движениями раздает из воображаемого чугунка
кашу гусям, цыплятам, синицам, собаке и кошке, ест сама.)
Педагог
И Оля доела Последние крошки!
ИГРА-ЭТЮД «МИТЯ И РУБАШКА»
Педагог __________вносит рубашку Мити-замарашки, показывает детям.
Педагог. Дети, как вы думаете, чья эта рубашка? Как можно назвать такого
мальчика9 Как вы думаете, почему рубашка стала такой9 Послушайте стихотворение
Э. Мошковской «Митя и рубашка».
Педагог читает стихотворение. Затем предлагает детям инсценировать его.
Педагог. Это Митина рубашка.
Ребенок. На, рубашка, просток-вашку!
Педагог.
Съела маслица она. Съела кашку из пшена И подливку из барашка... (Выразительные
движения: ребенок рассматривает свои грязные руки, вытирает их. о свою одежду.)
Ребенок. Ты сыта, моя рубашка? Вопросы к детям
Как надо есть за столом?
Кто покажет Мите, как надо есть?
ИГРА-ЭТЮД «МАЛЬЧИК ПЕТЯ»
Педагог
Мальчик Петя поздно встал -Просыпаться тяжко. Умываться он не стал -Он ведь
замарашка. Педагог просит детей высказать свое отношение к поведению Пети.
Спрашивает: «Есть ли среди вас такие замарашки ?» Дети высказываются; затем с
помощью движений и мимики изображают Петю.
(Вьсразительные движения: капризная гримаса на лице, брови опущены и сдвинуты,
голова наклонена вниз, рассматривает свои руки.)
ИГРА-ЭТЮД « У Ш И »
Педагог вносит халат доктора, читает стихотворение Э. Мошковской «Уши» и
предлагает изобразить эмоциональное состояние детей с помощью мимики, жестов и
интонации. Педагог и дети вместе инсценируют стихотворение.
1-й ребенок.
Доктор, доктор, Как нам быть: Уши мыть Или не мыть?
2-й ребенок
Если мыть,
То как нам быть:
Часто мыть
Или пореже9 Педагог. Отвечает доктор... Доктор ЕЖЕ.. Педагог. Отвечает доктор...
Доктор ЕЖЕ
Педагог. Отвечает доктор гневно... Доктор
ЕЖЕ-ЕЖЕ-ЕЖЕДНЕВНО! (Выразительные движения детей: внимательный взгляд
устремлен на доктора, они заинтересованно смотрят на доктора.
Выразительные движения доктора: нахмуренные брови, сердитый взгляд,
устрашающая интонация голоса.)
ИГРА-ЭТЮД «ПРИХОДИТЕ, ПОГЛЯДИТЕ»
Педагог вносит детский фартук, игрушечную метлу. Читает стихотворение
«Приходите, поглядите» Е. Благининой. Предлагает определить характер
литературного персонажа и изобразить его с помощью мимики, жестов, движений и
интонации.
Педагог
Метлу взяла
И двор подмела.
Девочка
Всюду нос метла совала, Но и я не отставала -От сарая до крыльца Танцевала без
конца. Приходите, поглядите, Хоть сориночку найдите. (Выразительные движения:
уверенные взмахи метлой, доброе выражение , улыбка.)
ИГРА-ЭТЮД «ТАНЕЧКА-ХОЗЯЙКА»
Педагог вносит мягкую игрушку-зайчика, фартук, косынку для Танечки-хозяйки,
тазик, тряпку. Читает стихотворение «Танечка-хозяйка» Н. Глазковой и
29
предлагает определить, что чувствует Танечка в начале и в конце стихотворения.
Когда дети называют эмоции, которые испытывает Танечка, педагог предлагает
им изобразить настроение героини с помощью мимики, жестов, движений,
выразительной интонации.
Педагог
Нынче Танечка — хозяйка
И хлопочет день-деньской.
Отложила в угол зайку
И сказана... Таня. Спи, косой! Педагог
Тянет тряпку из комода, Из кладовки тащит таз. Окуная тряпку в воду, Ненароком
облилась.
Таня
Ты не смейся, глупый зайка!
Поджидай себе обед...
Ох и трудно быть хозяйкой,
Если мамы дома нет! (Выразительные движения: 1 — сосредоточенный взгляд,
уверенные движения, ласковая речевая интонация; 2 — сердитый взгляд, резкая
жестикуляция, недовольная интонация.)
ИГРА-ЭТЮД «КАК У НАШЕЙ ИРКИ»
Педагог читает стихотворение «Как у нашей Ирки» Е. Благининой и предлагает
определить характеры девочек. Дети высказывают свое отношение к поступкам
персонажей стихотворения и изображают их с помощью мимики и жестов.
Педагог
Как у нашей Ирки
На чулках по дырке!
Почему,
Почему
На чулках по дырке?
1-й ребенок
Потому что неохота Штопать нашей Ирке. (Нерягиливьш вид: пуговицы
расстегнуты, волосы растрепаны, чулки в дырках, сандалии не застегнуты.
Выражение лица растерянное.)
Педагог
Как у нашей Натки
Штопка на пятке!
Почему,
Почему
Штопка на пятке?
2-й ребенок
30
Потому что неохота Быть неряхой Натке. (Одежда у девочки опрятная, она
аккуратно причесана; на лице улыбка, уверенный взгляд.)
Остальные игры-этюды на литературном материале организуются аналогичным
образом.
Занятия с детьми в рамках специально организованной образовательной
деятельности также организуются на игровой основе.
Необходимо подчеркнуть, что особенность развития современного дошкольника
такова, что он стремится сочетать несколько привлекающих его видов
деятельности. Это наводит на размышление о возрастающей роли занятий и
совместной деятельности с детьми интегрированного характера, где
объединяются и разнообразные виды детской деятельности, и специфические
виды деятельности, и разнообразные темы, которые представлены в опыте
ребенка.
31
Приложение 3
Потешки
ГОТОВИМСЯ
КО СНУ
Пять котят спать хотят,
А шестой - не спит.
Пять котят спать хотят,
А шестой - шалит!
Хвостиком виляет, громко лает!
Он бы лаял до утра,
Да подумал: спать пора!
Мирно хвостиком вильнул,
И быстрее всех уснул.
И тебе он, между прочим,
Пожелал:
«Спокойной ночи!»
***
Спи, усни, детка Андрюшенька.
Все ласточки спят,
Все касаточки спят,
Нашему Андрюшеньке
Спать велят.
***
Малиночка сладенькая,
Спи, дочка маленькая.
Баю, баю, байки,
Прилетели чайки,
Стали крыльями махать,
Наших деток усыплять.
***
Вот и люди спят,
Вот и звери спят.
Птицы спят на веточках,
Лисы спят на горочках,
Зайцы спят на травушке,
Утки - на муравушке,
Детки все по люлечкам...
Спят-поспят, всему миру спать велят.
***
Баю, баю, баюшок,
В огороде петушок.
Песни громко поет,
Ване спать не дает
А ты, Ванечка, усни,
Крепкий сон к тебе приди.
Тебе спать - не гулять,
Только глазки закрывать.
***
Бай, бай, бай, бай,
Ты, собаченька, не лай
И в гудочек не гуди –
Наших деток не буди.
Наши детки будут спать
Да большими вырастать.
Они поспят подольше,
Вырастут побольше.
***
Тишина у пруда,
Не качается вода.
Не шумят камыши,
Засыпают малыши
***
Ай, качи, качи, качи,
Улетели в лес грачи.
Не летают гули –
Все давно уснули.
32
Не скребутся паучки –
Влезли в норки у печи.
Только наша Оленька
Спать ложится поздненько.
Ходит сон по хате
В сереньком халате,
А сониха под окном –
В сарафане голубом.
Ходят вместе они,
А ты, доченька, усни.
Баю, баю, баюшок,
Кладу Машу на пушок –
На пуховую кровать,
Будет Маша крепко спать.
***
Ходит сон по лавочке
В красненькой рубашечке,
А Сониха - по другой-
Сарафанец голубой.
Они вместе идут,
Дрему Катеньке несут.
***
Байки-побайки,
Прискакали зайки,
Стали люльку качать,
Сладку дрему навевать.
Стали в дудки играть,
Начал Миша засыпать
Ходит Сон
Близ Окон.
Бродит Дрема
Возле Дома.
И глядят:
Все ли спят.
***
Как у нашей бабушки семеро внучат.
Семеро-семеро с вечера не спят.
К каждому-то бабушка
С вечера приди.
К каждому-то бабушка
Песню заведи:
Про утенка, про котенка,
Про лисенка, про гусенка,
Баку про лебедушку,
Баку про зайчат.
Баюкает бабушка семерых внучат.
***
Спи-ка, Маша – солнышко,
Спи-ка, житно зернышко,
Спи, моя родная,
Рыбка золотая.
Баю, баю, спать пора.
Гости едут со двора,
Со двора едут домой
На лошадке вороной.
***
Баю-баю, баю-бай.
Поскорее засыпай.
Баю-баю, спи-усни,
Угомон тебя возьми.
***
Баю-бай, баю-бай,
Пойди бука под сарай,
Пойди бука под сарай,
Под сараем кирпичи,
Буке некуда легчи.
***
Лю-ли, лю-ли, люленьки,
Прилетели гуленьки.
Они сели ворковать,
Куда деточку девать.
***
Баю-баю-баиньки,
Купим детке валенки.
Наденем на ножки,
Пустим по дорожке.
33
Будет детонька ходить,
Будет валенки носить.
***
Ах, ты котик серенький,
Хвостик у тебя беленький,
Брысь, котик, не ходи!
Мою детку не буди.
Ходит сон по горе.
Носит дрему в рукаве,
Всем детишкам продает,
нашей Тане так дает.
***
Люли, люли, баеньки,
В огороде заиньки.
Зайки травку едят,
Насте спать велят.
***
Люли, люли, люли, бай
Поскорее засыпай.
Уж я по воду пойду,
Заек чаем напою.
***
Ходит сон у окон,
Ходит к Дреме на поклон.
Ты входи-ка, Дрема, в дом,
Напусти нам угомон.
***
Байки-побайки,
Прискакали зайки,
Стали люльку качать,
Сладку дрему навевать,
Стали в дудку играть,
Начал Миша засыпать.
***
Бай-бай, бай-бай,
Ты, собаченька, не лай,
Петушок, не кричи
И Ванюшу не буди.
Мой Ванюша будет спать,
Да большой вырастать.
Ой люленьки, люленьки,
К нам летели гуленьки.
К нам они летели,
Мы на них глядели.
Летели, летели,
На березку сели.
А березка скрип, скрип,
А мой Вася спит, спит.
***
"Волшебный сон"
Реснички опускаются,
Глазки закрываются.
Мы спокойно отдыхаем,
Сном волшебным засыпаем.
Дышится легко, ровно, глубоко..
Наши руки отдыхают...
Ноги тоже отдыхают...
Отдыхают, засыпают...
Шея не напряжена
И расслаблена она.
Губы чуть приоткрываются,
Всё чудесно расслабляется.
Дышится легко, ровно, глубоко.
Напряженье улетело
И РАССЛАБЛЕНО ВСЁ ТЕЛО...
***
Дальний лес стоит стеной,
А в лесу, в глуши лесной,
На суку сидит сова, там растёт усни-
трава.
Знает сонные слова.
Как шепнёт свои слова, сразу никнет
голова.
Я сегодня у совы попрошу такой
травы:
34
Пусть тебе усни-трава скажет сонные
слова.
ПОТЕШКИ ПОСЛЕ СНА
На кота потягушки,
На дитя порастушки,
А в ручки хватушки,
А в ножки ходушки,
А в роток говорунок,
А в голову разум мок!
***
Вот проснулся петушок,
Встала курочка.
Подымайся, мой дружок,
Встань, мой Юрочка.
***
Потягушечки, потягушечки
Поперек толстушечки,
А в ручки хватушечки,
А в ножки ходушечки,
А в роток говорок,
А в головку разумок.
Спят медведи и слоны,
Заяц спит и ежик.
Все давно уж спать должны,
Наши дети тоже.
Ночь прошла,
Темноту увела,
Замолчал сверчок,
Запел петушок.
Встала маменька,
Открыла ставенку.
«Здравствуй,
солнышко-колоколнышко!»
ПОТЕШКИ ПРИ УМЫВАНИИ
Ай, лады-лады-лады,
Не боимся мы воды,
Чисто умываемся,
Маме улыбаемся.
***
Водичка серебристая
Струится из-под крана.
И мыло есть душистое,
Совсем как в нашей ванной.
***
«Водичка серебристая,
Ты как сюда попала?»
«Через луга росистые
Я в детский сад бежала»
«Водичка серебристая,
Зачем ты к нам бежала?»
«Чтоб все вы были чистыми,
Чтоб все вокруг сверкало»
***
Закатаем рукава,
Открываем кран - вода.
Моем глазки, моем щечки,
Моем уши и ладошки!
- Посмотрите, крошки,
- На свои ладошки.
- Ах, какие ладошки!
- Чистые ладошки!
***
В ручейке вода струится
В речке плещется вода.
Мы под краном будем мыться,
Без воды мы никуда.
Моем руки, моем лица
Мылом, щеткой и водой.
Если ты не любишь мыться,
Эту песенку не пой.
***
Чистая водичка
Умоет Саше личико,
Анечке - ладошки,
35
А пальчики - Антошке.
***
Не умыться, не напиться без воды,
Листику не распуститься без воды,
И потому всегда
Всем, везде нужна вода.
***
Знаем, ______________знаем, да-да-да,
Где тут плещется вода.
Выходи, водица,
Мы пришли умыться!
Лейся на ладошки,
По-нем-нож-ку,
Нет, не понемножку - посмелей,
Будем умываться веселей.
***
Из колодца принесла
Курица водицы.
И цыплята всей гурьбой
Побежали мыться.
***
Кран, откройся,
Нос, умойся!
Мойтесь сразу оба глаза!
Мойтесь уши, мойся шейка!
Шейка, мойся хорошенько!
Мойся, мойся, обливайся,
Грязь, смывайся! Грязь, смывайся!
***
Лейся, чистая водичка,
Ты умой мне чисто личико,
Шейку, ручки умывай,
Ничего не забывай!
Мылом, мылом чисто мойся,
Ни о чем не беспокойся.
Мыло не кусается, просто умывается.
***
Кто не моет руки с мылом
От среды и до среды.
На мохнатом полотенце
Отпечатаны следы.
***
Нам водичка - добрый друг,
Скажут люди все вокруг.
Мы на руки все польем,
А потом играть пойдем.
Дорогие мои дети!
Я прошу вас, мойте чаще
Ваши руки и лицо.
Все равно, какой водою:
Кипяченой, ключевой.
Из реки иль из колодца,
Или просто дождевой.
Нужно мыться непременно Утром,
вечером и днем,
Перед каждою едою,
После сна и перед сном.
***
Каждый день я мою мыло
Под горячею водой.
Мойся, мыло, не ленись,
Не выскальзывай, не злись.
Вот оно и не упало,
Мы не моем его сначала.
Ах, опять оно упало,
Будем мыть его сначала.
Умываемся мы быстро,
Вытираемся мы чисто,
Так опрятны, аккуратны,
Всем смотреть на нас приятно.
***
Чище умойся, воды не жалей.
Будут ладошки снега белей.
Я сегодня утром рано
Умывался из-под крана.
Я и сам теперь умею
Вымыть личико и шею.
36
ПОТЕШКИ ПРИ КОРМЛЕНИИ
Жили-были сто ребят,
Все ходили в детский сад.
Все садились за обед,
Все съедали сто котлет.
Все потом ложились спать.
Начинай считать опять.
***
Гойда, гойда, люленьки,
Прилетели гуленьки,
Стали гули говорить,
Чем Ванюшу накормить.
Один скажет - кашкою,
Другой - простоквашкою,
Третий скажет - молочком
И румяным пирожком.
***
Травка-муравка со сна поднялась,
Птица-синица за зерна взялась,
Зайка - за капустку,
Мышка - за корку,
Детки - за молоко.
***
Умница, Катенька,
Ешь кашку сладеньку,
Вкусную, пушистую,
Мягкую, душистую.
***
Дубы, дубочки,
Пеку блиночки,
Блиночки горячи,
Не хотят сидеть в печи.
Блиночки румяные
С маслицем, сметаною.
***
А у нас есть ложки
Волшебные немножко.
Вот — тарелка, вот — еда.
Не осталось и следа.
***
На моей тарелочке
Рыженькая белочка,
Чтоб она была видна,
Все съедаю я до дна.
Пей, дружок, томатный сок,
Будешь строен и высок.
***
Глубоко и мелко,
Корабли в тарелке,
Вот кораблик плывет,
Заплывает прямо в рот.
***
«Не хочу есть манную кашу!»
Кричала девочка Маша.
«Правильно» — думала каша,
Хорошая девочка Маша».
Обед
Бери ложку, бери хлеб,
И скорее за обед.
***
Посадим на ложку
Капустку, картошку — и спрячем!
Попробуй найди!
Не видно на ложке
Капустки, картошки.
И нет на тарелке — гляди!
***
Час обеда подошел,
Сели деточки за стол.
Полдник
Вот и полдник подошел,
Сели дети все за стол.
Чтобы не было беды,
37
Вспомним правила еды:
Наши ноги не стучат,
Наши язычки молчат.
За обедом не сори,
Насорил — так убери.
***
А у нас есть ложки
Волшебные немножко.
Вот — тарелка, вот — еда.
Не осталось и следа.
На моей тарелочке
Рыженькая белочка,
Чтоб она была видна,
Все съедаю я до дна.
Пей, дружок, томатный сок,
Будешь строен и высок.
***
Глубоко и мелко,
Корабли в тарелке,
Вот кораблик плывет,
Заплывает прямо в рот.
ПОТЕШКИ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ
ОСНОВНЫХ ДВИЖЕНИЙ
Встань, малыш, еще разок,
Сделай маленький шажок,
Топ-топ!
Ходит мальчик наш с трудом,
Первый раз обходит дом.
Топ-топ!
***
Киска, киска, киска, брысь!
На дорожку не садись.
Наша деточка пойдет,
Через киску упадет.
Уходи с дороги, кот,
Наша Танечка идет.
Топ-топ, топ-топ-топ!
Наша Танечка идет!
Ни за что не упадет.
Топ-топ, топ-топ-топ!
ПОТЕШКИ ПРИ ОДЕВАНИИ
НА ПРОГУЛКУ
Вот они, сапожки:
Этот - с левой ножки,
Этот - с правой ножки.
Если дождичек пойдет,
Наденем сапожки:
Этот - с правой ножки,
Этот - с левой ножки.
Вот так хорошо!
***
Валенки, валенки,
Невелички, маленьки,
Опушка бобровая,
Маша чернобровая.
***
Завяжи потуже шарф,
Буду делать снежный шар.
Я шар покачу,
Гулять хочу.
***
Большие ноги шли по дороге:
Топ, топ, топ, топ, топ, топ.
Маленькие ножки
Бежали по дорожке:
Топ, топ, топ, топ, топ,
Топ, топ, топ, топ, топ.
Топ-топ по земле,
Ведь земля-то наша.
И для нас на ней растут
Пироги да каша!