Роль оркестра в детском саду
Для чего нужен оркестр?
У шумового оркестра в детском саду есть свои особые задачи:
- активное приобщение детей к музыке в одном из самых привлекательных видов деятельности – игре в детском оркестре.
- воспитание интереса и любви к музицированию.
- практическое овладение детьми музыкального языка и некоторыми понятиями музыкальной грамоты.
- создание предпосылок для развития творческого мышления.
- знакомство с отдельными произведениями классической и детской музыки в практике инструментального музицирования.
Существует много возможностей использования детских музыкальных инструментов в детском саду. Это индивидуальное музицирование и коллективное исполнение в детском оркестре. При этом занятия выстраиваются по принципу отбора специальных методов (наглядный, словесный, пояснения, практический – показа, игровой ситуации) применительно к возрасту и способностей каждого ребёнка.
В работе с детским оркестром используются все формы проведения занятий:
- индивидуальную (на начальном этапе обучения игре на музыкальном инструменте,
- групповую (при игре на однородных музыкальных инструментах,
- коллективную (при уверенной игре своих партий каждым участником оркестра).
Знакомство детей с музыкальными инструментами начинается уже в раннем возрасте. Воспитатель или
Музыкальный руководитель играет на инструментах, контрастных по тембру (например, дудочка и колокольчик, привлекая внимание малышей к различной окраске звучания. Знакомство с музыкальными инструментами проходит в игровой форме.
Обучение начинается с группы ударных инструментов, не имеющих звукоряда. Занятия проводятся с небольшими группами детей и индивидуально.
Для развития тембрового слуха уже в группе раннего развития проводится музыкально-дидактическая игра “Угадай, на чём играю?” Дети узнают барабан, дудочку, бубен, колокольчик. Сначала даётся только два контрастных по звучанию инструмента, а затем количество увеличивается до четырёх.
В младшей группе дети уже могут играть на бубне, деревянных ложках, кубиках, погремушке, музыкальных молоточках, барабане, колокольчике. В этом возрасте они знакомятся с металлофоном. Важно привлекать их внимание к выразительности тембра каждого инструмента, использовать образные сравнения,характеристики: нежный (колокольчик, звонкий (металлофон, четкий, стучащий (барабан).
Всегда с большой охотой дети выполняют упражнения на развитие ритмического восприятия. К детям в гости приходит матрёшка и приносит с собой кубики и погремушки. Она хочет поплясать, а музыки нет. Тогда воспитатель просит детей сыграть матрёшке, а она будет плясать. Дети с удовольствием под плясовую музыку ударяют погремушками и кубиками.
Практика показывает, что дети этого возраста без особых трудностей различают по звучанию два разных колокольчика (высокое и низкое звучание)
Продолжая развивать динамическое восприятие, используются такие игры как “Тихие и громкие ладошки”, “Тихие и громкие звоночки”, где дети звонят колокольчиками то тихо, то громко, в соответствии с изменением силы звука в музыке.
В средней группе впервые начинают обучать детей игре на музыкальных инструментах, имеющих звукоряд. Наиболее удобен для этого металлофон.
Необходимо выделить ряд задач,которые должны быть поставлены для этого непростого вида деятельности:
- развивать природную музыкальность детей и первоначальные навыки музицирования;
- развивать способность к спонтанному творческому поведению;
- создавать предпосылки к формированию творческого мышления.
Мотивация деятельности детей - получение удовольствия, игра, интерес к новому.
Музыкальный материал: русские песенки-попевки, потешки, календарный и сказочный фольклор, танцы народов мира, современная танцевальная музыка, жанровые авторские миниатюры (полька, марш, гавот, экосез и т. п.).
В старшей группе, при обучении игре на детских музыкальных инструментах важное место отводится музыкально-дидактическим играм. Музыкально-дидактические игры помогают развивать в детях определённые умения и навыки, так необходимые при овладении тем или иным инструментом, прививают интерес и желание играть на них самостоятельно, развивают музыкальные способности.
В этой группе продолжается обучение игре на металлофоне. Дети переходят к игре мелодий, построенных на 3-х и более звуках, с более усложнённым ритмическим рисунком, а также мелодий, включающих широкие интервалы
В подготовительной группе дети знакомятся с нотным станом и названием нот. При знакомстве с нотами можно использовать короткие стихи из “Нотной азбуки”. Дети легче запоминают ноты и стихотворения вносят оживление, вызывают эмоциональный отклик у детей..
Занятия в оркестре дают позитивные результаты всем без исключения детям независимо от того, насколько быстро ребёнок продвигается в своём музыкальном развитии. Они искренне радуются каждому удачно исполненному ими произведению. Большое удовольствие доставляют «публичные» выступления перед сотрудниками детского сада, родителями на праздниках и развлечениях, на открытых занятиях перед гостями.
Бесспорна и воспитательная функция оркестра, поскольку коллективное музицирование является также одной из форм общения. Дети становятся более организованными, собранными, сосредоточенными, ведь они несут ответственность за правильное исполнение своей партии, в едином произведении. Оркестр объединяет детей, воспитывает волю, упорство в достижении поставленной задачи, помогает преодолеть нерешительность, робость, неуверенность в своих силах.