Роль педагога ДОУ в реализации системности взаимодействия с родителями
Статья посвящена проблемам системного взаимодействия в педагогическом процессе развития ребенка дошкольного возраста родителей и педагогов детского сада. В статье рассматриваются основные аспекты и потребности взаимодействия, рассматривается проблема педагогической культуры родителей и профессиональных компетенций педагога в выстраивании взаимодействия. Приводятся рекомендации педагогу по осуществлению системного взаимодействия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_pedagoga_dou_v_realizatsii_sistemnosti_vzaimodeystvia_s_roditelyami.docx | 18.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль педагога ДОУ в реализации системности взаимодействия с родителями
Аннотация Статья посвящена проблемам системного взаимодействия в педагогическом процессе развития ребенка дошкольного возраста родителей и педагогов детского сада. В статье рассматриваются основные аспекты и потребности взаимодействия, рассматривается проблема педагогической культуры родителей и профессиональных компетенций педагога в выстраивании взаимодействия. Приводятся рекомендации педагогу по осуществлению системного взаимодействия.
Ключевые слова: детское образовательное учреждение, под, педагог, дошкольник, ребенок, родители, педагогическая культура, взаимодействие.
Посещение детского сада – очень важный элемент воспитания и становления личности. Для первичной социализации основными институтами являются детский сад и семья, поэтому крайне важно, чтобы родители и педагог ДОУ взаимодействовали между собой, и воспитание ребенка происходило системно.
Единство целей обучения и воспитания, привития основных навыков и социализации крайне важно, не менее важно и комплексное воздействие – если ребенок, возвращаясь домой из детского сада, не имеет никаких воспитательных взаимодействий с родителями – это негативно скажется на его поведении, результат посещения ДОУ будет отрицательным, и родители могут даже отказаться от детского сада [2].
Если цели образовательного процессе в ДОУ и в семейной среде будут различны, ребенку будут прививаться различные, часто противоположные навыки и морально-этические качества, это будет негативно отражаться на психике ребенка, влиять на его нервную систему и затормаживать развитие. Именно поэтому так важна системность в работе с воспитанниками детских садов.
Эффективность системного воздействия на ребенка складывается из двух аспектов: педагогической культуры семьи (родителей) и профессиональных компетенций педагога дошкольного учреждения.
Педагогическая культура родителей за последние десятилетия претерпела существенные изменения. В СССР воспитание было коллективным, личностному индивидуальному развитию уделялось не столь много внимания. Кроме того, при работе с ребенком большее внимание уделялось познавательному развитию, а не эмоциональному и личностному. Современные родители детей дошкольного возраста зачастую не были воспитаны в то время, они являются уже вторым поколением, поэтому советские идеалы отходят на второй план и родители уже понимают сущность своей родительской роли [2].
Сейчас существует много литературы, научной, научно-популярной и публицистической на тему воспитания детей, периодические издания, теле-радио- и видеотрансляции, видеоролики про воспитание детей. Это помогает родителям ориентироваться в вопросе. Но есть и негативное влияние: многие из таких источников предоставляют недостоверную информацию. Еще одна проблема, связанная с вопросом – это то, что благодаря наличию в открытом доступе этих источников педагоги ДОУ убеждены, что родители полноценно владеют необходимыми методами и технологиями, кроме того, сами родители в этом уверенны, в то время как их знания остаются недостаточными.
Одной из профессиональных компетенций педагога дошкольного образовательного учреждения является организация взаимодействия с родителями воспитанника ДОУ. Компетенция включает в себя тактичность, умение вести диалог, беспристрастность, указание на ошибки родителей и свои собственные недочеты, умение изучить семью и скорректировать действия родителей, и т.д [3].
Важно, чтобы педагог ДОУ обладал данной компетенцией и качественно выполнял свои обязанности, связанные с реализацией данной компетенции. При этом самое важное, что должен донести педагог до родителей – каким бы он ни был профессионалом, без желания родителей быть активными участниками педагогического процесса детского сада, ему не удастся достичь нужных результатов.
Для того чтобы выстроить взаимодействие с родителями педагог дошкольного образовательного учреждения должен обладать коммуникативными навыками, хорошо ориентироваться в вопросах семьи, в воспитательных проблемах и потребностях в семье, быть в курсе последних достижений педагогической науки, а также дать родителям почувствовать собственную компетентности и заинтересованность в развитии ребенка, мотивировать их к педагогической работе с ребенком [3].
Для достижения этих целей педагогу рекомендуется использовать информационно-коммуникационные средства, которые могут помочь привлечь внимание родителей и упростить им задачу по трансляции существующих проблем с воспитанием и особенностей ребенка педагогу [1].
Также рекомендуется использование не только традиционных форм (таких как родительские собрания), но и нетрадиционных: анкетирование родителей, семенные клубы, тренинги и конференции, мастер-классы, конкурсы и соревнования детей с родителями, наглядные формы такие как информационные стенды и открытые для родителей занятия [2].
- Добикова Татьяна Ивановна. Вовлечение родителей в образовательный процесс ДОУ посредством информационно-коммуникационных технологий // Проблемы педагогики. 2015. №5 (6). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vovlechenie-roditeley-v-obrazovatelnyy-protsess-dou-posredstvom-informatsionno-kommunikatsionnyh-tehnologiy (дата обращения: 10.03.2019).
- Копытова Анастасия Владимировна. Системный подход в личностно ориентированном взаимодействии педагогов дошкольных образовательных учреждений и родителей воспитанников // Вестник ЧелГУ. 2009. №14. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sistemnyy-podhod-v-lichnostno-orientirovannom-vzaimodeystvii-pedagogov-doshkolnyh-obrazovatelnyh-uchrezhdeniy-i-roditeley (дата обращения: 10.03.2019).
- Мельникова Е.И. Развитие профессиональной компетентности педагогов в процессе взаимодействия с родителями воспитанников ДОУ // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». 2014. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-professionalnoy-kompetentnosti-pedagogov-v-protsesse-vzaimodeystviya-s-roditelyami-vospitannikov-dou (дата обращения: 10.03.2019).
- Мне нравится (7)