«Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста посредством создания метеостанции в ДОУ, как формы развивающей предметно-пространственной среды»

Герасимова Ольга Алексеевна

Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста посредством создания метеостанции в ДОУ,

 как формы развивающей предметно-пространственной среды

 

Введение

 

Дошкольное детство - самое важное время для развития экологических представлений у детей. Дошколенок с малых лет ориентирован на познание окружающего мира и экспериментирование.

Познавая окружающий мир, ребенок задумывается о таких физических явлениях как замерзание воды зимой, выпадение осадков, распространение звука в воздухе, в воде и др.

В связи с введением ФГОС ДО возникла необходимость изменения образовательной среды, включающей систему условий социализации и развития детей.

Таким образом, развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать максимальную реализацию образовательного процесса для развития детей старшего дошкольного возраста, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей их развития, поддержки детской инициативы, самостоятельности, а также периодически пополняться и дополняться новыми, разнообразными материалами.

Процесс воспитания экологической культуры, реализуется через различные виды совместной деятельности детей и взрослого. Воспитателю, как носителю экологической культуры необходимо использовать разнообразные методы и средства, чтобы наблюдения были эффективными и интересными. В рамках современных требований наше учреждение старается находить новые формы и средства организации детей для развития познавательно-исследовательской деятельности дошкольников. Одной из таких форм стала организация метеостанции. Ведь важно еще в дошкольном детстве сформировать правильное отношение к природе, к себе, людям, материалам природного происхождения; сформировать желание наблюдать и накапливать знания об окружающем мире, замечать причины возникновения тех или иных явлений, уметь объяснять природу их происхождения.

Тогда ребёнок становится инициатором, генератором идей, способен прогнозировать, делать выводы. Он инициативен в процессе познания. Возникает привычка вести наблюдение, замечать новые закономерности и выдвигать предположения. Работа на метеостанции обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую активность воспитанников ДОУ, тем самым поддерживая их инициативу, самостоятельность, плюс дает определенные знания, умения и навыки, учит анализу и обработке полученных результатов.

Использование метеостанции позволит ребятам познакомиться с основными приборами, правилами и техникой ведения наблюдений за погодой, способами обработки полученных результатов. Организованные систематические наблюдения за явлениями неживой природы, позволят ребятам изучать микроклимат местности, где расположено здание детского сада, плюс они как настоящие синоптики смогут составлять прогноз погоды каждый день.

 

Содержание педагогического исследования

Целью педагогического исследования являлось   расширение образовательного пространства дошкольного учреждения для развития познавательно-исследовательской деятельности детей.

Были поставлены следующие задачи:

  1. Развивать у детей навыки исследовательской деятельности: наблюдательность, любознательность, умение сравнивать, предполагать, анализировать, сопоставлять, рассуждать, делать выводы и умозаключения.
  2. Учить детей прогнозировать погоду, устанавливая взаимосвязи между живой и неживой природой.
  3. Познакомить с профессией метеоролога.
  4. Развивать чуткость и внимательность к миру природы: замечать изменения в состоянии объектов природы.
  5. Познакомить детей с назначением метеорологической станции, с ее содержимым – с приборами-помощниками: термометром, флюгером, дождемером, ветряным рукавом, солнечными часами.
  6. Учить детей снятию показаний приборов, сравнению их между собой.
  7. Учить детей фиксировать свои наблюдения с помощью знаков, символов в календарях погоды, тетрадях наблюдений и т.д., составлению собственного прогноза погоды.
  8. Привлечение родителей к изготовлению метеостанции.
  9. Активизировать позицию родителей, как участников педагогического процесса детского сада.
  10. Воспитывать основы экологической культуры.

Идею создания метеостанции поддержали родители. Была выбрано и подготовлено место для площадки. Родители распределили между собой виды работ по благоустройству объекта, изготовили: метеобудку, экран для фиксации прогноза погоды, дождемер, ветродув, флюгер, солнечные часы. Были приобретены компас и термометр.

Детская метеостанция с размещенными на ней приборами предназначена для обучения воспитанников детского сада элементарному прогнозированию состояния погоды.

Одним из приборов нашей метеостанции является флюгер, который наглядно показывает направление ветра. Рядом расположен ветряной рукав, который указывает силу ветра. Установленный на метеобудке термометр позволяет определить температуру окружающего воздуха, знакомит с понятием: «холодно», «тепло», «жарко». Дождемер представляет собой в прошлом демонстрационную доску на опоре с прикрепленной к ней лейками и мерным стаканом с измерительной шкалой из пластика. Дождемер - служит для измерения количества осадков. Также на нашей метеостанции установлены солнечные часы. Они расположены по центру метеоплощадки, там, где солнечный свет более активный. Для изготовления использовали обычный пень на плоской части расположили цифры и вместо стрелок установили штырь - стрелка на уровне 90 градусов. Ребята наблюдают в солнечную погоду за временем на наших часах. Проверяем, правильно ли отбрасывает тень наша штырь - стрелка.

Созданная площадка для исследований, позволяет проводить наблюдения за явлениями неживой природы во время прогулок в очень интересной форме. Ребята погружались в мир новых открытий и исследований.

Участниками являются: воспитанники детского сада старшей и подготовительной возрастных групп в количестве 10 человек и их родители.

Работа метеостанции реализуется в виде проектной деятельности. Осуществляется деятельность в три этапа:

I этап. Подготовительный. Содержание которого предусматривает: изучение, анализ современных подходов к решению задач развития любознательности, мотивации к исследовательской деятельности; выявление экологических знаний о явлениях неживой природы.

II этап. Практический.

Реализация познавательной деятельности. От живого созерцания к абстрактному мышлению, а от него к практике. Организация наблюдений за явлениями неживой природы, должна осуществляться систематично. Перед вовлечением в исследовательскую деятельность, ребята определяют цели и задачи, последовательность измерительных действий и наблюдений за явлениями неживой природы.

Осуществляют сбор информации об изучаемом явлении природы, анализ собранных данных подвергают обработке. Планируют действия «что сначала, что потом». Педагог осуществляет позитивное, поддерживающее участие к деятельности, способствует желанию довести начатое до конца и в срок.

Все исследовательские действия ребята проводили по заранее организованному плану. Последовательность, алгоритм наблюдений и измерений за явлениями неживой природы ребята вели самостоятельно. Выбрали очередность и изо дня в день следовали согласно выбранной схеме. Обозначали последовательность действий магнитиками в виде цифр. Деятельность была организованна так, чтобы ребята выявляли новые факты о погоде.

Проводя наблюдения, ребята делали самостоятельные зарисовки «значков погоды». Работами осуществлялась подгруппами по 5-6 человек.

После ведения наблюдений, ребята отбирали подходящие «значки погоды» и все показания приборов и результаты наблюдений фиксировали на специальном стенде, создавали свой метеопрогноз.

III этап. Анализ. Когда прогноз погоды был составлен на экране, ребята по традиции должны были проводить анализ, представлять прогноз погоды, как настоящие синоптики. Отправляли ежедневно отчёт о погоде родителям в родительскую группу в WhatsApp.

 

Анализ полученных результатов

Результативность работы детской метеостанции по основным показателям характеризуется следующим образом: если на начальном этапе деятельности летом 2021 года осознанное эмоционально - положительное отношение к изучаемым явлениям неживой природы отмечалось всего у пяти воспитанников, то к зиме 2022 года данный показатель увеличился и стал составлять уже всю группу. Все ребята второй смешанной дошкольной группы заинтересовались такой формой познавательно-исследовательской деятельности. Значительно возрастала мотивация. Ребята стали более инициативными, ответственными, ответы их стали более полными, осознанными. Они научились приходить к общему мнению, договариваться, распределять роли «кто за что отвечает», спорить, отстаивая свою точку зрения, приводить доказательства, отбирать «значки погоды», давать оценочные суждения высказываниям.

Также повысилась родительская активность и педагогическая компетентность в вопросах организации данного вида деятельности.

 

Выводы

Из всего вышеизложенного можно сделать следующие выводы, что создание метеостанции и вовлечение ребят в проектно-исследовательскую деятельность, дает положительные результаты. А значит является целесообразным и эффективным средством воспитания и развития старших дошкольников.

Такой вид детской деятельности, создаёт основу для самостоятельного успешного усвоения новых знаний, поиску иных способов деятельности.

Способствует накоплению фонда умственных приёмов и операций, которые рассматриваются как умственные умения, получает опыт собственных открытий.

Созданная на базе дошкольного образовательного учреждения детская метеостанция позволяет реализовывать у дошкольников деятельностные качества, которые в дальнейшем будут способствовать успешности ребенка на различных этапах обучения и его реализации в будущем.

Планируем продолжить развитие данного проекта, ведь так здорово, видеть дошкольников инициативными, самостоятельными маленькими личностями, впереди которых ждет еще много открытий.