Развитие коммуникативных навыков у детей ОВЗ.

Герасимова Ольга Алексеевна

Развитие коммуникативных навыков у детей ОВЗ.

 

1.Актуальность проблемы развития коммуникативных способностей у детей с ОВЗ.

В настоящее время продолжает оставаться актуальной , социально и педагогически значимой проблема активной дифференцированной помощи детям с трудностями в обучении, количество которых достигает 20-30% дошкольников. Снижение познавательной активности у таких детей проявляется в ограничении запаса знаний об окружающем мире и практических навыков, соответствующих возрасту и необходимых для дальнейшего обучения в школе. Так же  детям  с ограниченными возможностями, присуще слабая коммуникативная способность. Всем известен тот факт, что дети с ограниченными возможностями, ограничены так же и в общении, часто не уверены и замкнуты. Хотя потребность в общении бывает выражена очень ярко, воспитанники часто испытывают сложности в ситуациях установления контактов с собеседниками, необходимостью передачи и восприятия   информации. Это откладывает отпечаток и на организации коллективной деятельности в процессе организации образовательной деятельности в ДОУ.

От успешного акта коммуникации зависит сам процесс социализации, который позволит индивиду - воспитаннику функционировать и получать собственный опыт, активно участвовать в акте  самопостроения  личности.

В педагогике термин «общение» объединяет широкий комплекс умений, владение которыми обеспечивает полноценное включение обучающегося в общение. Это и коммуникативные умения - обмен информацией, и интерактивные умения - обмен действиями, и перцептивные умения -  чувственный обмен.

Овладение коммуникативными навыками, у детей со статусом  ОВЗ происходит сложнее чем у обычных, нормальных детей, поэтому коммуникативная компетентность детей с ОВЗ включает:

- Развитие у детей навыков общения в различных жизненных ситуациях (со сверстниками, педагогами, родителями и другими окружающими людьми) с ориентацией на ненасильственную модель поведения.

-Развитие у детей умений  пользоваться выразительными средствами (мимикой, жестами, пантомимикой)

-Развитие у детей черт характера, способствующих лучшему взаимопониманию в процессе общения.

-Развитие способностей к выражению собственного "я" в процессе коммуникативной деятельности.

-Развитие инициативы к  активной, самостоятельной коммуникативной деятельности.

-Нивелирование нежелательных черт характера и поведения.

2. Развитие навыков общения посредством ролевых коммуникативных игр.

Так как игра – это ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста значит и самый лучший способ решения вопросов воспитания и развития ребенка. Следовательно, развитие способностей к игре не может идти вразрез с развитием коммуникативных навыков.

Главной целью развития навыков общения дошкольников со сверстниками является формирование общности , умения сосуществовать в коллективе. Именно ощущение сопричастности к коллективу, формирует у воспитанников сочувствие, сопереживание и содействие.

Игра создает зону ближайшего развития.  Основная тенденция и мотив игры - стремление ребенка войти в мир взрослых, быть как они. Игра есть модель социальных отношений, форма познания мотивов и смыслов человеческой деятельности. Основной единицей игры является роль, она диктует правила поведения.

Формирование коммуникативных навыков в игре строится на следующих принципах:

1. Объективность.

Любая оценка способствует фиксации  на собственных качествах, достоинствах и недостатках. поэтому вносится запрет на любое вербальное выражение отношения ребенка к сверстнику. Минимизация речевых обращений и переход к непосредственному общению может способствовать безоценочному взаимодействию.

2. При организации игровой деятельности не используем реальные предметы и игрушки.

Появление в игре любого предмета отвлекает детей от непосредственного взаимодействия. Общение становится не целью, а средством взаимодействия.

3. Отсутствие в играх соревновательного начала.

Поскольку фиксированность на собственных качествах и достоинствах порождает яркую демонстративность, конкуретность и ориентацию на оценку окружающих.

        В работе с детьми ОВЗ по развитию коммуникативных способностей, следует отметить особое значение планированию самой игры.

Следует выделить основные принципы организации  игры.

-Игра должна быть подобрана грамотно, в соответствии с индивидуальными потребностями воспитанника.

Для правильной организации игры и развитию коммуникативного поведения необходимо организовать наблюдение за процессом общения детей с окружающими по следующим параметрам:

1) Характеристика коммуникативной активности.

- легко ли, ребенок вступает в контакт со взрослыми и детьми, отличия в общении с близкими и чужими людьми, является ли инициатором общения, с удовольствием ли участвует в играх.

2) Предпочтения ребёнка.

-направлен на взрослого или на сверстника.

3) Содержание общения.

- наблюдать за содержанием общения ребенка с взрослым (о чем спрашивает, что сообщает).

4) Характеристика используемых в процессе общения неречевых средств.

- анализ невербальных коммуникативных средств (мимика, жесты). Как активно использует при недостатке речевых средств.

5) Анализ речевых средств.

- уровень общей речевой активности ребенка (виды коммуникативных высказываний, имеют ли вопросы познавательную направленность).

3.Этапы построения ролевой коммуникативной игры с детьми ОВЗ.

- Подготовка к игре:

1) приемы, направленные на обогащение впечатлений:

 

Следует создать необходимые возможности для расширения кругозора учащихся путем знакомства с  культурой, традициями.

Так же нужно понимать, что игры предназначены не для развлечения, а для обучения через действие. Для успешного проведения любой коммуникативной игры необходимы правильный отбор материала и тщательная методическая подготовка. Подготовка к игре может длиться от нескольких минут до нескольких дней. На данном этапе целесообразно провести ряд речевых упражнений и коммуникативных игр, необходимых для последующего ролевого общения.

Подготовительный этап так же включает в себя:

а) выбор темы и формулирование проблемы;

б) рассматривание самой ситуации: время, место, количество участников; личностные характеристики персонажей; речевые формы присущие персонажам;

в) уточнение цели игры и планируемого конечного результата;

В процессе  игр реализуются следующие речевые намерения: принимать или отклонять чьи либо действия и намерения, выражать благодарность или сожаление и др. Чаще всего здесь используются воображаемые ситуации, которые принято называть стимуляциями.

 

2)Дата проведения игры, удачный выбор времени, места, окружающей обстановки для общения.

Учёт особенностей детей, состояние эмоционально - психологического настроя, желания воспитанников. Игровые действия не навязываются воспитанникам, игра должна проходить в комфортной обстановке.

3)Изготовление атрибутов:

Каждая игра предусматривает наличие необходимых атрибутов, следовательно развивающая среда должна постоянно пополнятся необходимыми предметами, материалами и атрибутами.

Хорошо если атрибуты для игр будут изготовлены родителями вместе с их детьми, это хороший стимул и мотивация к игровым действиям!

4) Обучение игровым приемам.

 

 Основной задачей, является обучить игровым приёмам, сделать так, чтобы  игра стала любимым  занятием. Систематическое повторение приёмов игры позволит быстро и прочно сформировать нарушенные психические процессы, сформировать необходимые личностные качества. Игровые приемы возбуждают у ребенка интерес к деятельности, обогащают мотивы речи, создают положительный эмоциональный фон процесса обучения и тем самым повышают речевую активность детей и результативность занятий. Игровые приемы занимают важное место в развитии связной речи детей с ОВЗ.

 

- Проведение игры. В соответствии с количеством учащихся вся группа играет в одну игру или делится на две подгруппы из трех-четырех человек. Что касается предмета обсуждения, то им может служить любая тема интересная детям (например, проблема экологии, культурных традиций и обычаев, выбор профессии, и др.) Ролевую коммуникативную игру можно построить также на основе картины или серии рисунков.

Если игра подготовлена заранее, то к ней можно приступить сразу же после уточнения ситуации. Распределение ролей проводится в соответствии с уже рассмотренными требованиями и с опорой на более инициативных и способных ребят.

На этапе проведения игры педагог выступает в роли режиссера, который по возможности незаметно для учащихся управляет ходом игры, не беря на себя активной роли. Педагог должен оставаться активным наблюдателем, он может что-то рекомендовать, но не навязывать своего решения. Также, он может взять на себя какую-либо незначительную роль в игре. Если же он этого не делает, он должен быть незаметным и вся его деятельность должна быть направлена на регистрацию ошибок, которые ребята допускают в игре. Все ошибки должны быть разобраны по окончании игры.

- Окончание игры, оценка игры.

Этап контроля и анализа игры может следовать сразу же после ее завершения. Необходимо сразу же после игры, обменяться мнениями об ее успешности, о трудностях и наиболее удачных моментах.

4.Выводы.

1) Овладение коммуникативными навыками, у детей со статусом  ОВЗ происходит сложнее чем у обычных, нормальных детей, поэтому следует использовать индивидуальный подход.  От успешного акта коммуникации зависит сам процесс социализации.

2) Развитие коммуникативных способностей следует проводить посредством ролевых коммуникативных игр;

3) Формирование навыков к ролевому общению в игре, следует  строить в соответствии с принципами;

4)Ролевую коммуникативную игру необходимо организовывать планомерно, соблюдая все этапы построения;

5) Педагог должен обладать рядом перцептивных способностей, которые ему позволят грамотно организовать, контролировать и незаметно фиксировать "промахи" и недочёты в игре.

6)Удачно спланированная игра, позволит обучить игровым приёмам, сделать так, чтобы  игра стала любимым  занятием. В ходе такой игры будут развиваться все психические процессы и удастся педагогу сформировать необходимые личностные качества у воспитанников. Игровые приемы возбуждают у ребенка интерес к деятельности, обогащают мотивы речи, создают положительный эмоциональный фон.

 

 

Литература:

1. Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.

2.Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. СПб., 1992.

3.Защиринская О. В., Воронова А. П., Нилова Т. А., Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. – «Детство-ПРЕСС» СПб, 2010

4. Прутченков А. С. Тренинг коммуникативных умений: метод. Разработки занятий. М. Новая школа. 1993.

5. Филичева Т.Б., Туманова Т.В., Елисеенкова О.М. "Формирование коммуникации дошкольников с общим недоразвитием речи в игровой деятельности" / Современные проблемы науки и образования, №3, 2014.


6.Цедринский А.Д. "Витагенно - креативный словарь педагогического образования"(продуктивное дидактическое пособие).- г.Славянск н/К, ООО "Берегиня", 2001 г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sbornik_kommunikativnyh_igr_dlya_doshkolnikov.docx2.67 МБ

Предварительный просмотр: