«Методическое сопровождение педагогов по повышению уровня компетентности в условиях ФГОС дошкольного образования»
«Методическое сопровождение педагогов по повышению уровня компетентности в условиях ФГОС дошкольного образования»
Автор: Хрунова Наталья Михайловна
Организация: МБДОУ детский сад №29 «Светлячок»
Населенный пункт: Нижегородская область, г.о.г. Кулебаки
«Любая реформа образования должна
опираться на личность человека!»
Мария Монтессори
Социальный заказ на подготовку специалистов нового поколения сформулирован в докладе Госсовета РФ «Об образовательной политике России на современном этапе»: «Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовы к межкультурному взаимодействию, обладающие чувством ответственности за судьбу страны, за ее социально-экономическое процветание».
На данный момент существует проблема формирования педагога, обладающего компетентностью, креативностью, готовностью к использованию и созданию инноваций, умению вести опытно-экспериментальную работу. Систематическая работа, организованная с педагогами по повышению профессиональной компетентности поможет вывести их на более высокий уровень.
Под компетентностью подразумевается – обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности. Компетенции являются структурными компонентами компетентности. Под профессиональной компетентностью понимается совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности.
К основным составляющим профессиональной компетентности педагога относятся:
- интеллектуально-педагогическая компетентность – умение применять знания, опыт в профессиональной деятельности для эффективного обучения и воспитания, способность педагога к инновационной деятельности;
- коммуникативная компетентность – значимое профессиональное качество, включающее речевые навыки, навыки взаимодействия с окружающими людьми, экстраверсию, эмпатию.
- информационная компетентность – объем информации педагога о себе, воспитанниках, родителях, коллегах.
- рефлексивная компетентность – умение педагога управлять своим поведением, контролировать свои эмоции, способность к рефлексии, стрессоустойчивость.
При этом педагогические работники должны обладать основными компетенциями в организации мероприятий, направленных на:
- укрепление здоровья воспитанников и их физическое развитие;
- организацию различных видов деятельности и общения воспитанников;
- организацию образовательной деятельности по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования;
- осуществление взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников и работниками образовательного учреждения;
- владение информационно-коммуникационными технологиями и умением применять их в воспитательно-образовательном процессе.
Особенностью методической деятельности на современном этапе является удовлетворение актуальных профессиональных потребностей педагога. Методическая деятельность в соответствии с современными требованиями, позволит успешно перейти каждому педагогу к реализации ФГОС.
Методическая работа – это систематическая, теоретическая и практическая деятельность педагогов по совершенствованию своего мастерства. Системой оценивания профессиональной компетентности является аттестация руководящих и педагогических работников. Обучение педагогов, в условиях ДОУ позволяет эффективно перестроить педагогическую деятельность.
Образовательная деятельность в условиях перехода ДОУ к реализации ФГОС должна быть ориентирована на развитие следующих педагогических умений, а именно:
- Исследовательских: умение оценить мероприятие воспитательного характера с позиции требований ФГОС (родительское собрание, массовое мероприятие, семинар и др.); провести анализ результативности воспитательно - образовательного процесса, умение провести самоанализ работы с позиции требований ФГОС;
- Проектировочных: умение разработать сценарий проведения воспитательного мероприятия и др. в соответствии с имеющимися проблемами, возрастными особенностями, современными требованиями ФГОС; разработать план, программу деятельности на конкретный период времени в соответствии с целями и задачами воспитания и развития детей;
- Организаторских: умение применять в педагогической практике современные образовательные технологии; современные подходы к воспитательно- образовательной деятельности;
- Коммуникативных: умение строить и управлять коммуникативным взаимодействием;
- Конструктивных: умение отбирать оптимальные формы, методы и приемы воспитательной работы; соблюдать принципы реализации образовательного процесса.
Для решения задач по повышению уровня профессиональной компетенции использовались различные формы повышения педагогического мастерства:
- постоянно действующий обучающий семинар по вопросам внедрения ФГОС (внедрение ФГОС требует специальных знаний, специальной подготовки и достаточного уровня педагогической квалификации, поэтому возникла необходимость изучения содержания ФГОС);
- семинары-практикумы (привлечение педагогов к методической работе, используя активные методы обучения);
- организация индивидуальных и групповых консультаций педагогов с целью оказания адресной эффективной методической помощи педагогам по вопросам организации образовательного процесса в ДОУ;
- планирование педагогами образовательной работы с детьми (создание рабочей программы педагога);
- мастер-классы с целью повышения профессиональной компетентности педагогов, имеющих небольшой стаж работы, обменом передовым педагогическим опытом;
- открытый показ образовательной деятельности педагогами ДОУ;
- самообразование педагогов (расширение и углубление знаний, совершенствование имеющихся и приобретение новых навыков и умений);
- прохождения курсов повышения квалификации для всех категорий педагогических работников;
- проведение открытых мероприятий по обмену опытом педагогической деятельности с педагогами ДОУ города и района.
Обучающие семинары являются, наиболее продуктивной формой повышения квалификации педагогов: на них основное внимание уделяется повышению их теоретической подготовки. Необходимым условием организации обучающих семинаров является посильное участие всех педагогов.
Для организации качественной работы по повышению квалификации педагогов обязательным условием является обратная связь с коллегами, то есть получение информации, связанной с их образовательными потребностями и желаниями.
Изучение передового опыта педагогов позволяет решить целый ряд задач, таких как: целенаправленное накопление педагогических материалов, анализ результатов деятельности, описание взаимосвязанной работы по определенному направлению.
Открытые просмотры играют важную роль в системе повышения квалификации педагогов и в образовательном процессе в целом.
Смотр-конкурс – это способ проверки профессиональных знаний, умений, навыков, педагогической эрудиции, возможность оценивать результаты путём сравнения своих способностей с другими.
Таким образом, профессиональная компетентность педагога зависит от различных свойств личности, основным ее источником являются обучение и субъективный опыт. Профессиональная компетентность характеризуется постоянным стремлением к совершенствованию, приобретению все новых знаний и умений, обогащению деятельности. Психологической основой компетентности является готовность к постоянному повышению своей квалификации, профессиональному развитию. Не развивающийся педагог никогда не воспитает творческую созидательную личность. Поэтому именно повышение компетентности и профессионализма педагога есть необходимое условие повышения качества, как педагогического процесса, так и качества дошкольного образования в целом.