"Патриотическое воспитание дошкольников в ДОУ"
Патриотическое воспитание дошкольников в ДОУ
Первые чувства гражданственности и патриотизма. Доступны ли они малышам? Дошкольникам особенно старшего возраста, доступно чувство любви к родному краю, к родной природе, к своей Родине. А это и есть начало патриотизма, который формируется в процессе целенаправленного поведения.
Формирование у дошкольников чувство патриотизма, любви и привязанности к Родине, не представляется возможным без воспитания любви к родному краю, к тому месту, где человек родился и вырос. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине, следует считать накопление ими социального опыта жизни в своём городе, усвоение принятых норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где родился человек к своей семье.
Как бы не менялось общество, воспитание у подрастающего поколения любви к своей стране, гордости за неё необходимо всегда. И если мы хотим, чтобы наши дети полюбили свою страну, свой город, нам нужно показать их с привлекательной стороны. Важно донести до детей мысль: спустя много-много лет люди помнят об исторических событиях, о грозных военных годах, чтят погибших, окружают вниманием и любовью людей, защищавших нашу Родину.
В современном образовании остро стоит вопрос о воспитании чувства патриотизма у дошкольников, чувства гордости за Родину, любви к родному краю. Знакомство дошкольников с родным городом, способствует воспитанию патриотических чувств, любви к традиционно русскому, устанавливает связь поколений, ставит детей в положение хозяев родного края, наследниками дел ушедших поколений. Всё это способствует познанию своих корней, приобщает к национальному, близкому, помогает прикосновению к делам ушедших поколений - его культуре, говору, обычаям, обрядам, традициям.
Организовывая экскурсии по историческим местам, следует обращать внимание, что родной край, тем не менее, понятие очень широкое. Через всю жизнь люди проносят любовь к нему. С особым чувством они относятся к тем местам, где родились, где протекало их детство и юность, где проходят годы сознательной жизни.
Что нас ждёт в будущем? Чему нас учит прошлое? Краеведение помогает ответить на эти важные вопросы, даёт материал для вдумчивого и взвешенного анализа места и роли родного края, народов, населяющих его в историческом развитии России, а также задуматься о его будущем.
Вопросы изучения краеведения и возможности использования краеведческого материала рассмотрены в работах М.М.Кузьмина и Л.С.Протасова «Туристскими тропами Тамбовского края», «Тамбовская и Козловская сторожевая черта» А.Н.Нарцова, «Край родной» И.С.Артёмова и П.А.Гоноровского, «Из истории возникновения населенных пунктов Тамбовской области» Н.В.Муравьёва, «У самого края дикого поля. ХVII век» В.Д.Филатовой, которые обращали внимание на важность этой работы и по сути дела наметили основные пути организации краеведческой работы.
Актуальной проблемой современного образования, является то, что дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, особенностях русских традиций. Равнодушное отношение к близким людям, товарищам по группе, недостаточное сочувствие в сострадании к чужому горю.
Для этого необходимо выполнить следующие задачи:
- организовать развивающую среду детского сада наиболее функциональным образом для более целостного восприятия детьми дошкольного возраста исторических событий, связанных с родным городом;
- знакомство с историческим и культурным наследием своего края;
- обогащать словарный запас детей в соответствии с возрастными характеристиками новыми понятиями и историческими данными о родном языке;
- вызвать интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе;
- дать элементарные представления о национальных героях и важнейших событиях истории России и родного края;
- формировать представления о правилах поведения в дошкольном учреждении, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе;
- формировать элементарные представления о православных праздниках, знакомство с церквями города;
- уважительное отношение к родителям, старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;
- установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;
- бережное, гуманное отношение ко всему живому;
- бесконфликтное, конструктивное взаимодействие человека с другими людьми.
- первоначальные представления об оздоровительном влиянии природы на человека;
- развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;
- бережное отношение к растениям и животным;
формирование эстетических идеалов, чувства прекрасного; умение видеть красоту природы, труда и творчества;
- вызывать интерес к произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам, музыке.
Нередко считают, что интересное где-то далеко от нас, а рядом с нами, там, где мы живём, вроде бы и нет ничего примечательного. Конечно же, это не так. А самое интересное – это история родного края. Детей нужно знакомить с природой края, историей основания, социально – экономическим развитием, с жизнью края в разные периоды, с выдающимися людьми, а также с культурой, традициями, обычаями, бытом, духовной жизнью края и любимыми местами горожан. Детям нужно показать связь и значение истории края в истории страны, подвести их к важности и необходимости ее изучения, способствовать развитию интереса, воспитывать уважение к его прошлому и настоящему.
Особый интерес у детей вызывают сообщения, подготовленные на основе рассказов родственников старшего поколения с подборкой фотографий из семейного архива. Изучение истории Отечества содержит большие возможности для патриотического и гражданского воспитания детей.
Знание прошлого своего края вооружает человека нравственно и идейно, обогащает духовно. История Тамбовского края насыщена событиями. Особое место занимают героические страницы истории нашего края.
Наши земляки сражались на всех фронтах Великой Отечественной войны. Их имена чтит народ, их ратные дела отмечены боевыми наградами, героизм наших земляков на фронте и в тылу запечатлены в монументах, музейных экспозициях, изданных книгах.
Организуя походы и путешествия по родному краю, воспитатель не только знакомит своих питомцев с достижениями нашей Родины, но и дает им возможность ярче увидеть героический путь, пройденный старшим поколением и людьми которые прославили наш город.
Базой патриотического воспитания является нравственное, эстетическое, трудовое, умственное воспитание маленького человека. В процессе такого разностороннего воспитания зарождаются первые ростки гражданско-патриотических чувств.
Большую роль отводится углубление и расширение знаний детьми по истории родного края, развитие у них творческих способностей и умения самостоятельно добывать знания, приобщение дошкольников к поисково-исследовательской деятельности. В совместной деятельности воспитатели используют дидактические, подвижные игры, сюжетно-ролевые игры, которые помогают получить необходимы знания о родном крае.
Фундамент будущего человека и достойного человека закладывается в раннем детстве. Для дошкольного периода характерны, наибольшая податливость педагогическим влиянием, сила и глубина впечатлений. Поэтому, что все что усвоено в этот период- знания, навыки, привычки, способы поведения складываются через черты характера- оказываются особенно прочными и являются в полном смысле фундаментом дальнейшего развития личности. Необходимо учитывать, что на каждой возрастной ступени ребенок приобретает важнейшие человеческие качества. При правильном воспитании в дошкольном возрасте интенсивно развиваются целостное восприятие окружающего мира, наглядно-образное мышление, творческое воображение, непосредственно эмоциональное отношение к окружающим людям, сочувствие к их нуждам и переживаниям. Все это направлено, на воспитание достойного человека.
Список литературы:
- У самого края дикого поля. ХVII век, В.Д.Филатова, Тамбов, 2010 г.
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. — М.: Просвещение, 2009
- Великая Отечественная. Л.Г.Дьячков. Центрально-чернозёмное книжное издательство. 1986 г.
- Край родной. И.С.Артёмов. П.А.Гоноровский. Воронеж. 1978 г.
- Туристскими тропами Тамбовского края. М.М.Кузьмина. Л.С.Протасов. Воронеж. Центрально-Черноземное книжное издательство. 1987 г.
- Памятники природы Тамбовского края. Я.В.Сапетин. А.М.Кривенков. Воронеж. Центрально-Черноземное книжное издательство. 1983 г.
- Морская гвардия из-под Козлова. В.Корнеев. «Тамбовская жизнь». 2002 г.
- История России с древнейших времён. С.М.Соловьёв. Москва. 1991 г.
- Храмы Мичуринского благочиния тамбовской епархии. В.А.Кученкова. Н.М.Сухоруков. Тамбов. 1999 г.